Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа
Актуальность исследования: В том случае, когда предметом исследования выступает будущее человека в масштабе его жизненного пути, то есть долговременная картина жизни в будущем, речь идёт о жизненных целях и планах, ориентациях и перспективах. Эти понятия во многом близки по содержанию и нередко используются в одном контексте для характеристики совокупности представлений человека об основных линиях и ориентирах его дальнейшего жизненного пути. Значение этих понятий в жизни личности и общества трудно переоценить. Для психологии как для науки важно определить принципы построения временных перспектив, в сознании личности, как кратковременных, так и длительных. Знание принципов формирования временных перспектив открывает возможности для понимания процессов самоактуализации и социализации личности.
Введение ……………………………………………………………………….…... 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы целеполагания
и построения жизненной перспективы у подростков ………………… 4
Составляющие жизненной перспективы и её значение………………….4
Характеристика психофизиологических особенностей
подростков …………………………………………………………………. 9
1.3. Особенности целеполагания и построения жизненной
перспективы подростков………………………………………..………12
Глава 2. Практика психолого-педагогической помощи при
целеполагании и профессиональном самоопределении.……..….……17
2.1. Психолого-педагогическая помощь подросткам в построении
жизненных планов……….……………………………………….…….. 17
2.2. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение .……. 28
Выводы …………………….………………………………………………………. 35
Заключение ………………………………………………………………………… 37
Список литературы …..….………………………………………………………… 38
5. Цель следующего упражнения – составить список необходимых для достижения поставленных целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга. Нужно описать, что у них уже есть, это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые могут поддержать и помочь, финансовые ресурсы, уровень собственного образования, личная энергия, время, которым располагает каждый участник тренинга. Ведь перед каждой конструктивной работой – собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие необходимые для этого материалы и приспособления у вас имеются. Точно также для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что у вас есть из необходимого для достижения целей.
6. На следующем этапе, участникам тренинга необходимо постараться припомнить те случаи из собственной жизни, когда они чувствовали себя абсолютно успешными. Какими из перечисленных ресурсов они тогда пользовались максимально эффективно? Это необязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть всё, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Следует припомнить 3 – 5 таких случаев, записать их, фиксируя на бумаге, какие действия предпринимались, когда удалось добиться успеха, какие личные качества, возможности, ресурсы были использованы. Что вообще это была за ситуация, в которой конкретный человек чувствовал себя успешным?
7. А теперь участникам нужно описать, каким человеком каждый из них должен быть, чтобы достигнуть намеченных целей. Необходимо провести самооценку своих качеств и подумать о том, что, возможно, необходимо в себе изменить. Следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, или может быть более рискованным. Размышления на эту тему следует зафиксировать на бумаге и заполнить, на эту тему, около страницы.
8. Следующее действие тренинга состоит в том, что участникам нужно в нескольких тезисах сформулировать, что препятствует иметь всё то, о чём они мечтали, к чему стремились, прямо сейчас. Возможно, это неумение планировать своё время. Или не решительность, из-за которой никак не получается начать реализацию, уже имеющегося плана. Возможно, этому мешает занятость слишком большим количеством разнообразных дел одновременно, или излишняя сосредоточенность на чём-то одном, что отвлекает внимание от всего остального. Возможно, это страх за то, что начатое дело может не получиться. Надлежит вспомнить, бывало ли так раньше. У каждого человека имеются способы ставить себе ограничения, свои личные, излюбленные стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаём, то можем избавиться от этих ограничений.
9. На этом этапе надо для каждой из четырёх выбранных целей составить черновик пошагового плана для её достижения.
Начать следует с конечного результата, а затем шаг за шагом спланировать весь путь вплоть до того, что можно сделать по этому плану сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать: подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы её достичь. В любом варианте следует составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.
Если же нет уверенности в
том, каким должен быть этот
план, следует спросить себя вновь,
что же тогда мешает иметь
всё то, к чему вы стремитесь.
Возможно, ответом на этот вопрос будет
что-то, над, чем уже сейчас можно работать,
чтобы это изменить. Решив такую промежуточную
задачу, можно приблизиться к достижению
своей главной цели.
Итак, первый и очень важный шаг сделан. С помощью проделанных заданий каждый смог определить, чего же он хочет. Каждый описал как желаемый конечный результат, так и первые шаги к достижению желаемой цели. Были определены, какие стороны личности того или иного конкретного человека помогают, а какие мешают ему достичь заветной цели.
Задача следующего шага –
10. Педагог предлагает каждому представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.
Запишите имена 3 – 5 человек,
которые уже добились того, к
чему вы стремитесь. В нескольких
словах нужно описать их
После этого нужно закрыть глаза и представить, что каждый из этих людей собирается дать вам совет, как лучше достичь цели. Запишите основную идею того, что они вам «скажут». Пишите то первое, что придёт вам в голову. Даже если вы не знаете ни этих людей и ничего об их жизни, они всё равно могут стать для вас прекрасными советчиками.
А теперь нужно проделать
Следует вспомнить случай из
своей жизни, когда пришлось
переживать какой-то
11. В ходе этого упражнения следует как можно более подробно и ярко мысленно представить себе свой идеальный день. Это полезно потому, что временная перспектива, состоящая просто из совокупности множества разных целей, намного менее действенна с точки зрения достижения этих целей, нежели такая временная перспектива, которая включает в себя некоторое целостное представление о том, что все эти цели означают вместе.
Для создания такой целостной
картины участникам тренинга
нужно предложить нарисовать
свой идеальный день. Каждый должен
задуматься и отчётливо
12. В этом последнем упражнении надо описать своё идеальное окружение.
Акцентируйте значение места,
не ставя себе при этом
Полезно постоянно напоминать
о том, что необходим чёткий,
ясный, яркий, сфокусированный
сигнал, чтобы заработал механизм
автоматического наведения на
цель. Именно этим определяется
действие вышеприведённых
Опыт показывает, что сначала выполнять все эти упражнения довольно трудно, но потом это становится и легче и занимательнее.
Конечно, легче просто жить, чем
создавать, сознательно
В определении своих запросов, целей, составлении планов по воплощению этих целей в реальную жизнь, определении сроков реализации этих целей и планов и состоит формирование временной, а точнее жизненной перспективы.
Предложенная методика
2.2. Жизненная перспектива
и
профессиональное
самоопределение.
Невозможно переоценить
Бывает, что на протяжении жизни человек не раз меняет профессию, а значит и стоит на пороге профессионального самоопределения. Однако самым важным и самым трудным всё же следует считать самый первый выбор в юности. От этого выбора зависит «старт» молодого человека в самостоятельной жизни и широта будущих возможностей. Трудность же этого выбора состоит, в основном, в не опытности подростков и юношей, а поэтому не готовности выбирать профессию.
Выбор профессии во многом зависит от отношения человека к труду. Трудно переоценить роль школы в выработке отношения учащихся к труду. Дело в том, что стереотипы отношения к учению, возникающие в школе, в дальнейшем могут распространиться и на другие сферы. Не менее значимой для выработки отношения молодых людей к труду может оказаться и роль образовательных учреждений дополнительного образования: подростковых клубов, центров детского творчества, спортивных школ и т. д. Формирование положительного отношения к труду, усвоение определённых трудовых навыков и выбор профессии – неотъемлемые компоненты становления личности. Но процессы эти не тождественны и не одновременны.
В далёком прошлом, когда дети
приобщались к труду,
Информация о работе Проблема целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков