Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

2. Рисунки детей, отражающие семью и каждого родителя в отдельности.

3. Составление рассказов о семье.

Развивающий этап.

Цель: формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению тревожности у детей через совместную деятельность с родителями (4 занятия).

Работа с родителями:

1. Дискуссии: "Роль родительских ожиданий", "Как наши страхи  становятся страхами наших детей".

2. Создание и разрешение  педагогических ситуаций.

3. Составление характеристик  на своего ребенка.

Работа с детьми:

1. Упражнение "Расскажи о своих страхах".

Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические игры: "Сиамские близнецы", "Слепой и проводник".

4. Контрольно-оценочный этап.

Цель: анализ взаимоотношений детей и родителей, характеристика эмоционального контакта между детьми и их родителями (2 занятия).

Конспекты занятий представлены в приложении №6.

В результате проведения формирующей  работы, коррекционных занятий было отмечено, что коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях. На мой взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы; проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми - они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга.

3. Контрольный  эксперимент.

С целью выявления эффективности  внедренной мной коррекционной программы был проведен контрольный этап. Для этого я апробировала следующие диагностические методики:

1. Методика Рене  Жиля на выявление отношение  детей к родителям (см. приложение  №8).

2. Методика диагностики  «Родители глазами детей».

3. Анкетирование родителей по самостоятельно разработанной анкете (Приложение № 7).

Первым этапом контрольного обследования стало проведение методики Рене Жиля на выявление отношение детей к родителям (см. приложение №7).

Цель: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.  Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

В результате проведения исследования отношения детей к родителям  по методике Рене – Жиля, я отметила, что в группе после проведения формирующей работы в 14 семьях (70%) выявлен высокий уровень отношения детей к обоим родителям, в остальных 6 семьях (30%) я отметила редкие конфликты, непринятие одного из родителей. Резко отрицательного отношения к семье и родителям выявлено не было.

Далее я повторно оценили восприятие родительской позиции дошкольниками и детской позиции родителями по методике диагностики «Родители глазами детей и дети глазами родителей» (см. приложение №8).

Цель: выявить восприятие родительской позиции дошкольниками  и детской позиции родителями.

В результате проведения данной методики я смогла отметить, что в исследуемой группе 20 семей в 15 семьях (75%) отмечается высокий уровень позитивного восприятия детьми родителей и родителями детей – это обоюдное принятие друг друга в семье, где дети отмечают любовь и заботу родителей и считают, что редкие наказания были получены «за дело». В 5 семьях (25%) уровень восприятия детей и родителей друг друга был отмечен, как средние – это дети, которые не всегда понимают родителей, считают, что иногда они бывают не правы, но, тем не менее, отмечается положительный настрой и отношение к родителям. Родители  в данных семьях так же позитивно настроены на детей,  считают, что необходимо ограждать малышей от любых неприятностей, но иногда срываются на дошкольников, наказывают без особой на то причины.

Последним этапом контрольного эксперимента стало выявление отношение  родителей к детям проведение анкетирования родителей по самостоятельно разработанной анкете (Приложение №9).

Цель: выявить уровень  знаний и представлений у родителей  о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили  мне выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что после проведения формирующей работы из 20 родителей только 10 человек (50 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение. Остальные 10 родителей (50 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании. Низкого уровня осведомленности родителей по вопросам воспитания ребенка отмечено не было.

Таким образом, я констатирую, что проведение формирующей работы положительно сказалось на уровне осведомленности родителей о социальной ситуации развития ребенка, большинство родителей обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания. На диаграммах наглядно представлены результаты проведения контрольного эксперимента в приложении №10.

Анализ полученных результатов  убедил меня, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях. Я отметила, что поле проведения формирующей работы с детьми и родителями, на низком уровне сформированности социальной ситуации развития ребенка и детско-родительских отношений осталась одна семья из двадцати; 14 (70%) семей перешло на высокий уровень детско-родительских отношений; 5 (25%) семей - на средний уровень (сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента отображены в сравнительных гистограммах в приложении №11).

Таким образом, я могу сказать, что подобранная и проведенная мной программа по формированию среды для развития социальной ситуации развития ребенка, повышение педагогической грамотности родителей и улучшение детско-родительских отношений оказалась эффективной и действенной.

 

Выводы по второй главе

 

С учетом полученных теоретических  знаний, было организовано и проведено  эмпирическое исследование особенностей взаимодействия личности и социума.

Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:

- констатирующий эксперимент, целью которого было выявление особенностей социума и социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и оценка детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

-   формирующий эксперимент, целью которого было формирование социума и социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и коррекция детско-родительских отношений;

-  контрольный – выявление динамики влияния социума и социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и изменений детско-родительских отношений в дошкольном возрасте после проведения формирующей работы.

Результаты констатирующего исследования показали, что в исследуемых группах отмечается недостаточно высокие показатели влияния социума, ближайшего социального окружения на дошкольников - средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

На мой взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

- у родителей не сформировано  полное представление о воспитании  ребенка;

- ребенок не ощущает  себя уютно и комфортно в  семье (он не удовлетворен своим  положением в семье);

- дети растут в условиях  дефицита добра, ласки, любви;  боятся наказания;

- в семье - неблагоприятная  обстановка; чрезмерная опека.

Для преодоления нарушений  влияния  социума на дошкольников, социальной ситуации развития дошкольников, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.

Цель коррекционной программы:

- создание психолого-педагогических  условий для преодоления тревожности  у детей через влияние положительного социального окружения (родителей) и коррекцию детско-родительских отношений;

- апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

На формирующем этапе  была апробирована серия занятий, дискуссий  и  тренингов с детьми и родителями. Формирующая работа проводилась  в течение 1 месяца. С целью выявления эффективности внедренной мной коррекционной программы был проведен контрольный этап, в результате которого было выявлено, что проведение формирующей работы положительно сказалось на уровне осведомленности родителей о влиянии социума, социального окружения на развитие личности ребенка, значимости социальной ситуации развития ребенка, большинство родителей обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания

Результаты проделанной  работы доказали достоверность выдвинутой мной гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению взаимодействия личности ребенка и социума (в нашем случае – с ближайшим социальным окружением – с родителем), улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

 

 

Заключение

 

Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы взаимодействия личности и социума, было выявлено, что личность человека формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения: семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы. Все это формирует в человеке профессиональные и личные качества. Человек - существо общественное, в нем есть индивидуализм и коллективизм. Само общество создает условия, в которых развивается и формируется личность. Социально-экономические отношения являются существенными факторами, в которых формируются отдельная личность и ее окружение. По мере участия в процессе труда, человек активно совершенствует условия своего существования, работает, творит, создает материальные и духовные блага. Личность подвержена влиянию извне, меняется, совершенствуется, в отдельных случаях и при неблагоприятной обстановке деградирует, может приобрести негативные черты и свойства, в конце концов разрушается.

Влияние социального окружения  осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом  усваиваются (интернализуются) нормы  его группы таким образом, что  через формирование собственного «Я»  проявляется уникальность данного  индивида или личности. Социализация личности может принимать различные  формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных  группах, и вторичной, то есть протекающей  в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к  групповым культурным нормам может  привести к конфликтам и социальным отклонениям.

С учетом полученных теоретических  знаний, было организовано и проведено  эмпирическое исследование особенностей взаимодействия личности и социума.

Результаты констатирующего исследования показали, что в исследуемых группах отмечается недостаточно высокие показатели влияния социума, ближайшего социального окружения на дошкольников - средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

Для преодоления нарушений  влияния социума на дошкольников, социальной ситуации развития дошкольников, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, мной была составлена программа, направленная на их коррекцию. На формирующем этапе была апробирована серия занятий, дискуссий и тренингов с детьми и родителями. Формирующая работа проводилась в течение 1 месяца. С целью выявления эффективности внедренной мной коррекционной программы был проведен контрольный этап, в результате которого было выявлено, что проведение формирующей работы положительно сказалось на уровне осведомленности родителей о влиянии социума, социального окружения на развитие личности ребенка, значимости социальной ситуации развития ребенка, большинство родителей обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания

Результаты проделанной  работы доказали достоверность выдвинутой мной гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению взаимодействия личности ребенка и социума (в рассматриваемом случае – с ближайшим социальным окружением – с родителем), улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста. Таким образом, в своей работе я смогла решить задачи, достигнуть цели и доказать гипотезу. Считаю данное исследование завершенным.

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума