Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

В качества рекомендаций можно отметить, что социум, ближайшее окружение  ребенка – первый и второй уровень  приближенности – в силу эмоциональной  насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального  развития ребенка необходимо чтобы  его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное  взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей  являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение  предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение  другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное  взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между  детьми. Социальная компетентность достигается  благодаря продуктивному общению  ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень  развития общения может быть достигнут  только в образовательном процессе.

Выделю основные принципы организации процесса социального воспитания и развития социума ребенка: индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Учет данных принципов будет  способствовать эффективному развитию личности и становлению человека.

 

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.. 1969.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с 
  4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984.-103с.
  5. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007
  6. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979 г.,  №4, с.22-34
  7. Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001
  8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1998
  9. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
  10. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  11. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  12. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 – 512 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Academia; 2004 г.; 352 стр.
  14. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000 г.
  15. Мерлин В. С. Принципы психологической характеристики типов личности.— В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  16. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
  17. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Личность как объект социальной психологии: Психологич. Журнал, 1997, №3.
  18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 3-е изд., перераб. и доп. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные упражнения. М., 2000.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. –Спб. – 2000г.
  20. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: "Мецниереба", 1989
  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Список участников исследования

 

Дети

Родители 

Имя

Имя

1.

Антон А.

1.

Анна Сергеевна А.

2.

Игорь В.

2.

Ирина Николаевна В.

3.

Ирина О.

3.

Рената Викторовна О.

4.

Ольга М.

4.

Галина Ивановна М.

5.

Алена К.

5.

Инна Сергеевна К.

6.

Станислав В.

6.

Ольга Николаевна В.

7.

Арина В.

7.

Валерия Ивановна В.

8.

Вадим Р.

8.

Ирина Леонидовна Р.

9.

Елена К.

9.

Ольга Васильевна К.

10.

Карина У.

10.

Лариса Михайловна У.

11.

Олеся К.

11.

Ульяна Викторовна К.

12.

Олег Г.

12.

Галина Сергеевна Г.

13.

Егор В.

13.

Анастасия Петровна В.

14.

Анна М.

14.

Марина Егоровна М.

15.

Роман Ц.

15.

Дарья Романовна Ц.

16.

Илья К.

16.

Антонина Петровна К.

17.

Анна К.

17.

Ирина Викторовна К.

18.

Олеся В.

18.

Наталья Сергеевна В.

19.

Ульяна В.

19

Валентина Васильевна В.

20.

Светлана К.

20.

Лариса Михайловна К.


 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Тест «Кинетический  рисунок семьи (КРС)

 

Тест предоставляет богатую  информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают Тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует иметь  в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим  ребенку анализировать, переосмысливать  отношения. В этом смысле рисунок  семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест разработан Р. Бернсом и  С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.

Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный  лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.

Симптомокомплексы кинетического  рисунка  

 

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная семейная обстановка

1. Общая деятельность всех членов  семьи

0,2

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

З. Изображение всех членов семьи

0,2

4. Oтcyтствие изолированных членов  семьи

0,2

5. Oтcyтствие штриховки

0,1

6. Хорошее качество линий

0,1

7. Oтcyтствие показателей вpaждебности.

0,2

8. Адекватное  распределение людей на листе

0,1

9. Другие возможные признаки

-----

2. Тревожность

1. Штриховка

0,1; 2,3

2. Линия основания - пол

0,1

3. Линия над рисунком

0,1

4. Линия с сильным нажимом

0,1

5. Стирание

0,1;0,2

6. Преувеличенное внимание к деталям

0,1

7. Преобладание вещей

0,1

8. Двойные или пpepывистые линии

0,1

9. Подчеркивание oтдeльных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

------

3. Конфликтность

1. Барьеры между фигурами

0,2

2. Стирание отдельных фигур

0,1;0,2

3. Oтcyтствие основных частей тела  у некоторых фигур

0,2

4. Выделение отдельных фигур

0,2

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

6. Неадекватная  величина отдельных фигур

0,2

7. Несоответствие вербального описания  рисунку

0,1

8. Преобладание вещей

0,1

9. Отсутствие  на рисунке некоторых членов  семьи

0,2

10. Член семьи, стоящий спиной

0,1

11.Другие  возможные признаки

----

4. Чувство неполноценности

1. Автор рисунка непропорционально  маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней  части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция  автора от  других

0,1

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная  по сравнению  с другими фигурами автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

----

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигypa на дpyгoм  листе или  на дpyгoй стороне листа

0,2

2. Aгpecсивная позиция фигуры

0,1

З. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты  в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

----


 

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы  каждый ее член, и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».

Во время рисования следует  записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. 

 После того как рисунок  закончен, с  ребенком проводится беседа по следующей схеме:  - кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи; - где работают или учатся члены семьи; - как в семье распределяются домашние обязанности;  - каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС  учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке. 

 При интерпретации КРС основное  внимание обращается на следующие  аспекты:

- анализ структуры рисунка семьи  (сравнение состава реальной и  нарисованной семьи, расположение  и взаимодействие членов семьи на рисунке);

- анализ особенностей рисунка  отдельных членов семьи (различие  в стиле рисования, количество  деталей, схема фигур отдельных  членов семьи);

- анализ процесса рисования  (последовательность рисунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка). 

 Рассмотрим подробнее каждый  аспект интерпретации рисунка  семьи.

1. Ребенок не всегда  рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической 6лиэости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часта общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Эта мажет свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.  

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может  указывать на депривацию ребенка, чувства  неполноценности, которое он испытывает в семье.

На некоторых рисунках преобладают  не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную  озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации.

2. Считается, что ребенок, прежде  всего, рисует, детализирует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. Если же ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Если отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, ан часто использует штриховку в  изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Можно наблюдать несколько стилей рисования, особенно детей младшего возраста, часто одним стилем рисуются отец и братья, другим - мать и сестры. Особенно отличается прорисовывание волос и одежды. Потому, как ребенка рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.

З. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не талька о семейных отношениях ребенка, но и, вообще, о  стиле его работы. Когда дети, особенно среднего шкального возраста и старше, отговариваются тем, что  не умеют рисовать, это вполне понятно  и нормально. Психолог мажет успокоить ребенка; сказав, что в предложенном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи.   

Многочисленные отговорки, манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, а его потребности в помощи со стороны взрослого.

Чаще всего ребенок начинает рисовать того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. В некоторых случаях эта мажет указывать на эмоционально неоднозначное, и даже негативное отношение ребенка к этому человеку. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для КРС разработана система  количественной оценки. Выделяются пять симптомов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3) конфликтность; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации.

Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается  от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это субъективно-личностный аспект, либо имеются объективные причины в ребенке и т.д.

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума