Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

МЕТОДИКА "НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ".

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям  и детей к родителям, выявить  причины, вызывающие тревожность у  детей.

Методика проведения:

Детям предлагается закончить ряд  предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в  быстром темпе, чтобы ребёнок  отвечал бы первое, что придёт в  голову. Результаты этого обследования помогают выявить отношения детей  к родителям.

 

  1. Мой папа ….,
  2. Моя мама …
  3. Мой папа и я …
  4. Моя мама  и я…
  5. Мы с мамой и папой…..
  6. Мои родители….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО  ОТНОШЕНИЯ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

 

Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте  ответ "верно", если оно совпадает  с Вашим отношение к своему ребёнку, или "не верно", если не совпадает».

 

1. Я всегда сочувствую своему  ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать  всё, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребёнка.

4. Мне кажется, что поведение  моего ребёнка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно подольше держать ребёнка  в стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство  расположения.

7. Хорошие родители ограждают  ребёнка от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен  мне.

9. Я всегда стараюсь помочь  моему ребёнку.

10.Бывают случаи, когда издевательское  отношение к ребёнку приносит  ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению  к своему ребёнку.

12. Мой ребёнок ничего не добьётся  в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются  над моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто совершает  такие поступки, которые кроме  презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой  ребёнок немножко незрелый.

16. Мой ребёнок ведёт себя  плохо специально, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребёнок впитывает в  себя всё дурное, как "губка".

18. Моего ребёнка трудно научить  хорошим манерам при всём старании.

19. Ребёнка следует держать в  строгих рамках, тогда из него  вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего  ребёнка приходят к нам в  дом.

21. Я принимаю участие в своём  ребёнке.

22. К моему ребёнку "липнет" всё дурное.

23. Мой ребёнок не добьётся  ничего в жизни.

24. Когда в компании знакомых  говорят о детях, мне немножко  стыдно, что мой ребёнок не  такой умный и способный, как  бы мне хотелось.

25. Я жалею своего ребёнка.

26. Когда я сравниваю своего  ребёнка со сверстниками, они  кажутся мне взрослее и по  поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу  с ребёнком всё свободное время.

28. Я часто жалею о том, что  мой ребёнок растёт и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его  маленьким.

29. Я часто ловлю себя на  враждебном отношении к ребёнку.

30. Я мечтаю о том, чтобы  мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться  к ребёнку, а не только требовать  этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все  просьбы моего ребёнка.

33. При принятии семейных решений  следует учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью  моего ребёнка.

35. В конфликте с ребёнком  я часто могу признать, что  он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители  могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребёнком.

38. Я испытываю к ребёнку дружеские  чувства.

39. Основная причина капризов  моего ребёнка - эгоизм, упрямство  и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть,  если проводить отпуск с ребёнком.

41. Самое главное, чтобы у ребёнка  было спокойное и беззаботное  детство.

42. Иногда мне кажется, что  мой ребёнок не способен ни  на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего  ребёнка.

44. Мой ребёнок может вывести  из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего  ребёнка.

46. Мой ребёнок часто раздражает  меня.

47. Воспитание ребёнка - сплошная  нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина в детстве  развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50. За строгое воспитание дети  благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что  ненавижу своего ребёнка.

52. В моём ребёнке больше недостатков,  чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего  ребёнка.

54. Мой ребёнок не в состоянии  что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно  не так.

55. Мой ребёнок вырастет неприспособленным  к жизни.

56. Мой ребёнок нравится мне  таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием  здоровья моего ребёнка.

58. Нередко я восхищаюсь своим  ребёнком.

59. Ребёнок не должен иметь  секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях  моего ребёнка и не скрываю  этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребёнок  дружил с теми детьми, которые  нравятся его родителям.

Высокий тестовый балл интерпретируется как:

-отвержение;

-социальная желательность;

-симбиоз;

-гиперсоциализация;

-инфантилизация (инвалидизация).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Результаты проведения констатирующего эксперимента

Диаграмма 1

Результаты проведения методики Р. Бернса и С. Коуфмана "Кинетический рисунок семьи"


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2

Результаты проведения методики «Неоконченные предложения»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 3

Результаты проведения методики диагностики родительского  отношения (методика ОРО Варга - Столина)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Конспекты занятий по оптимизации  социальной ситуации развития дошкольников и улучшению детско-родительских отношений

 

Занятие 1. «Знакомство»

 

Цель: познакомить коллектив, сплотить группу, создать положительный настрой  на занятие.

 

Организационный момент

 

Ведущий:  знакомит участников с  целями и задачами тренинга.

Прежде чем вводить основные правила и принципы групповой  работы, необходимо “подготовить”  участников к групповой работе. Это  можно сделать с помощью следующей  фразы: “Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей  группы. В этом пространстве нет  ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Что-то делать с собой мы можем  здесь только с помощью друг друга, только через друг друга. Наше общение, то, что мы внесем в групповое  пространство, только это и будет  помогать пониманию себя. Мы будем  узнавать себя через те чувства, которые  мы вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут здесь  складываться. Чтобы наше общение  было эффективным, чтобы оно помогло  каждому решить те задачи, которые  он перед собой поставил, есть несколько  принципов групповой работы”.

• правило “здесь и теперь”: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Ничего записывать, ничего зачитывать во время занятий нельзя. Кроме того, во время занятий выйти за дверь нельзя, что бы ни случилось.

• принцип эмоциональной открытости: если участник что- думает или чувствует “здесь и сейчас”, то ему надо сказать об этом, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.

• правило “СТОП”: каждый имеет право сказать: “У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно”. Это переживание также становится частью группового опыта, что вызывает новые чувства и новые перспективы групповой работы.

• правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или, наоборот, обидели. Если давать партнеру по общению искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.

• правило не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому, что совет - это, во - первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а во- вторых, совет - это ограничение свободы личности, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

• правило “Я- высказывания”: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что- либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах

• правило запрета на диагнозы или оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы, порождающее тревогу по поводу возможной оценки, которую данный участник может получить от других участников, что таким образом может привести к “закрытости” членов группы или стремлению поступать исходя из принципов социальной желаемости.

• принцип личной ответственности: всё, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы - это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник группы, - это его выбор, за который он несет ответственность.

• принцип личного вклада: чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него будет возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

• правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны обсуждаться в группе, а не за ее пределами, т.к. разговоры о групповых процессах вне работы ведут к снятию напряжения, необходимого при групповой работе.

• “презумпция здоровья”: участники берут на себя ответственность признать себя здоровыми людьми.

• принцип “круга”: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен находиться в относительно равном положении относительно каждого участника.

• принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя из внутреннего запроса присутствующих. Первоочередной является тема, наиболее актуальная (как в экстренной хирургии: в первую очередь оперируют не того, кого раньше поставили, а по жизненным показаниям). “Жизненные показания” на занятиях соответствуют неосознанной личностной иерархии ценностей участников.

• принцип включенности: на занятиях нет супервизоров, наблюдателей, “оценщиков”.

• принцип “постоянства”: занятия пропускать нельзя.

Обговариваются условия и режим  работы, вводятся правила групповой  работы. Ведущий рассказывает, в  какой форме будут проходить  занятия, каким темам они будут  посвящены; раскрывает философию, на которой  строятся отношения и взаимодействие с детьми: признание и уважение личности ребенка и стремление к  сотрудничеству.

\Основная часть

1. «Знакомство»

Цель. Сближение участников группы.

Дети и родители садятся в  круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают или опровергают  слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.

2. «Таблички с именами».

Цель. Знакомство, получение первичной  информации друг о друге. 
Каждый участник группы пишет на табличке свое имя и рисует свой символ, эмблему. По окончании работы, каждый называет свое имя и «расшифровывает» свою эмблему.

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума