Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа
Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25
3. «Молекулы»
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединяться в молекулы — по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».
4. «Три мушкетера»
Цель. Знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков. Группа делится на подгруппы по 3 человека в каждой. На каждую группу раздается анкета.
Анкета «Три мушкетера»
Вот три вещи, которые мы все любим:
1………….
2………….
3………….
Вот три вещи, которые мы все не любим:
1……………
2……………
3……………
В этом мы отличаемся друг от друга:
Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я ……………....
Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я………………..
Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я ………………
5. “Гордиев узел”
Цель. Снятие напряженности.
Инструкция: “Встаньте, закройте глаза. Руки вытянуты вперед на уровне груди, идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников“.
6. “Газета”
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: Дети делятся на команды по 4 человека. Ваша задача встать командой на газету.-Как вы себя чувствовали? ( вывести детей на желание удержать друг друга, помочь) . У детей обычно появляется желание поиграть в эту игру еще.
7. «Какая рука у соседа»
Цель. Установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.
Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.
8. «Игра без правил»
Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».
9. «Я — Ты»
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми.
Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты». Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.
10. Рефлексия
Участники по кругу: характеризуют
настроение, обмениваются мнениями и
чувствами о проведенном
Домашнее задание. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Какой твой любимый цвет и почему? Какой нелюбимый цвет и почему?
2. Назови любимую сказку и сказку, которая тебе не нравится.
3. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... а не нравится...
4. Если бы у меня была
5. Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?
«Колокол»
Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят
«Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
Рефлексия. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого.
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 2. «Социальная самоидентификация»
Цель: сформировать понятие социальной идентификации в группе детей и родителей.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Кулак, палец, ладонь».
Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
- Не договариваясь на счет три «выкинуть» кулак, ладонь или большой палец вверх всей группе одновременно.
- Выкинуть определенное
3. «Счет».
Цель. Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Ведущий называет числа. Сразу после того, как число будет названо, должно встать столько человек, какое число прозвучало.
4. «Переключатели».
Цель. Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства.
На счет «три» нужно повернуться на 90 градусов не договариваясь в какую сторону.
Основная часть
5. «Я и мой мир вокруг меня».
Цель. Самовыражение, самооосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу. Рисунок. Рисовать, оставляя середину листа пустой. Нарисовать все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать. Теперь в центре нарисуйте себя. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Отметить знаком плюс то, что нравится, с чем приятно взаимодействовать, а знаком минус – то, с чем неприятно взаимодействовать.
6. «Маски». Цель. Самовыражение, самооосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу. На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица, какими Вы бываете и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.
7. «Генеалогическое древо».Цель. Усиление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания. Установление связи между поколениями, расширение представлений детей о жизни их предков и семьи. На одном большом листе бумаги нарисовать свое генеалогическое древо. Дети и родители работают совместно. Задача родителей – в процессе рисования познакомить детей с жизнью их бабушек, дедушек, прабабушек и т.д. Рассказать о традициях, присущих семье. По окончании работы устраивается выставка, и каждый ребенок рассказывает о своем генеалогическом древе и о традициях, существующих в его семье.
8. «Старые фотографии». Цель. Усиление сплоченности между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания. Установление связи между поколениями. Родители и дети дома подбирают фотографии, на которых запечатлены счастливые события из жизни их семьи. Дети, по очереди, рассказывают о людях изображенных на фотографиях, о их судьбах, чертах характера, о случаях из жизни этих людей.
9. «Что такое мальчик? Что такое девочка?». Цель: расширение представления о людях, социальном поведении людей. Группа делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание - сделать совместный коллаж на тему: «Что такое мальчик? Что такое девочка?». По окончании работы проводится совместное обсуждение. По окончании обсуждения обе группы объединяются и создают единый коллаж на эту же тему. Особое внимание уделяется тому, чтоб мнение каждой группы учитывалось при создании единой работы.
10. «Наши вопросы». Цель. Снятие напряженности, создание групповой сплоченности. На листочках каждый участник группы пишет вопрос, который его очень интересует, но задать его в слух он не решается. Все листочки собираются в коробку в центре комнаты. Ведущий, по очереди, вытаскивает и зачитывает вопросы, а кто-то из группы дает ответ.
11. «Ищу друга». Цель. Сплочение группы, создание атмосферы единства, снятие напряженности. Каждый участник группы составляет объявление, о том, что он ищет друзей и дает небольшую информацию о себе и о своих пожеланиях, касающихся личных качеств людей. С которыми он бы хотел познакомится. Все объявления вывешиваются на стенде с названием «Знакомства». Если кого-то привлекло чье-то объявление, то на нем ставится галочка. В результате какие-то объявления будут лидерами, а какие-то никем не будут выбраны. По окончании работы проводится групповое обсуждение.
12.Рефлексия Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 3. «Мир детский и мир взрослый»
Цель: создать атмосферу единства между детьми и родителями, эмоционально сплотить семью.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Подари улыбку»
Цель. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
3. «Зеркало»
Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности. Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
Основная часть
4. «Клеевой дождик»
Цель. Развитие сплоченности группы, снятие напряжения. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
— подняться и сойти со стула,
— проползти под столами,
— обогнуть «широкое озеро»,
— пробраться через «дремучий лес»,
— прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.
5. «Ты любишь…»
Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Дети и родители говорят друг другу о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь...» Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки...
6. «Великий мастер».
Цель: снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов. Каждый по очереди заканчивает предложение «Я великий мастер…».
7. «Мир детский и мир взрослый».
Цель. Самовыражение, самоосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Рисунок. Нарисовать мир детский и мир взрослый. Рассказать о своем рисунке. Нравится ли твой рисунок. Что из нарисованного наиболее важно, а что наименее. Чем похожи и чем отличаются друг от друга два мира. В каком мире хотелось бы оказаться сейчас.
Домашнее задание для
Заполните анкету.
Что меня огорчает в моем ребенке
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
Что меня радует в моем ребенке
1.____________________________
2.____________________________
3.____________________________
Рефлексия. Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 4. «Прошлое – настоящее – будущее»
Цель: дать понять родителям, что основная ценность жизни – в детях.
Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума