Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа
Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Распределение времени».
Цель. Развитие представления о времени, развитие способности структурировать свое время. Чтобы определить, на что Вы ежедневно тратите свое время, распределите свои занятия по следующим группам:
1.Занятия, которые вы не
2. Дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся
3. Праздное времяпровождение
4. Ежедневные ритуалы
5. Встречи
6. Другое
Нарисуйте окружность, разделите ее на сегменты, отражающие долю каждой группы Ваших занятий в свой обычный день. Нарисуйте, как бы Вам хотелось распределять свое время (свой идеальный день).
Основная часть
3. «Прошлое – настоящее – будущее».
Цель. Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
Нарисовать отрезок и
4. «Твоя жизнь».
Цель. Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
Нарисовать что-то, что символизировало бы Вас маленького и Вас взрослого. Похожи ли эти два символа? Что себе сегодняшнему можешь дать ты маленький и ты взрослый?
5. «Кино».
Цель. Самовыражение, самоосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Упражнение выполняют дети, взрослые только слушают и могут задавать вопросы. Представьте, что о тебе, когда тебе 30 лет сняли фильм и сейчас ты его смотришь. Расскажи, как ты – главный герой фильма – выглядишь, чем занимаешься и т.п. Нарисуй кадры из фильма. Доволен ли ты этим фильмом? Что понравилось больше всего? Каков жанр этого фильма? Если ты не совсем доволен, что бы тебе хотелось изменить в этом фильме? Что тебе нужно для этого сделать?
6. «Закончи предложения».
Цель. Самовыражение, самоосознание.
Каждый участник группы на листе
бумаги заканчивает следующие
1. Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
2. Я пойму, что счастлив, когда…
3. Чтобы быть счастливым сегодня, я делаю …
7. «Волшебный стул».
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов. Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем самом заветном желании.
8. Рефлексия.
Участники по кругу: характеризуют
настроение, обмениваются мнениями и
чувствами о проведенном
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 5. «Умение слушать».
Цель: дать научить родителей и детей слушать и слышать друг друга.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
Основная часть
2. «Испорченный телефон».
Участвуют 5 человек. Четырех человек просят выйти из комнаты. Их просят по одному заходить в комнату. Задача – передать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передает его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию, обсуждаются стратегии наиболее точной передачи информации.
3. «Разные ответы».
Цель. Упражнение помогает членам группы научиться лучше отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных. Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных и агрессивных. Приводятся примеры. Группе предлагаются разные ситуации (мама не пускает гулять, поставили низкую оценку и т.д.), выбираются добровольцы и разыгрывается сценка. После показа группа обсуждает, какие ответы получились у участников. Обращается внимание не только на вербальное выражение эмоций, но и на невербальное.
4. «Ты мне нравишься, потому что…»
Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу. Все участники тренинга, по очереди, садятся на стул, находящийся в центре круга («горячий стул»). Остальные члены группы говорят ему: «Ты мне нравишься, потому что ты…» (веселый, добрый, отзывчивый и т.д.).
5. «Акустики»
Цель. Развитие концентрации внимания. Закрыв глаза, все участники слушают шум за окном и говорят о том, что услышали. Затем, слушают шум в комнате и говорят, что услышали.
6. «Никто не знает».
Цель. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу. Перебрасывая мяч по кругу, участник, в руках которого оказывается мяч, говорит: «Никто не знает, что я…(умею вязать, петь и т.д.).
7. «Шурум-бурум».
Цель. Развитие концентрации внимания, умения передавать различные настроения, умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Ведущий загадывает настроение и произносит слово «шурум-бурум» так, чтобы другие по интонации догадались о задуманном чувстве. Ведущим становится тот человек, в руках которого оказывается мяч.
8. «Вижу разницу».
Цель. Развитие концентрации внимания. Доброволец выходит за дверь. Группа делится на две группы по какому-либо признаку (кто в джинсах, блондины и т.д.). Доброволец должен угадать, по какому признаку разделилась группа.
9. «Картина двух художников»
Цель. Умение работать в парах, развитие
навыка совместной деятельности, развитие
эмпатии.
Проведение: парами, не договариваясь,
держась вдвоем за один карандаш нарисовать
любую картину: кошку, домик, елку и т.д.
10. Рефлексия.
Участники по кругу: характеризуют
настроение, обмениваются мнениями и
чувствами о проведенном
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 6. «Усиление сплоченности».
Цель: сплотить детей и родителей, создать положительную эмоциональную атмосферу в семье.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки
и здороваются друг с другом, называя по
имени.
2. «Браво».
Цель. Усиление сплоченности. Снятие внутренних зажимов.
«Кто из Вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из Вас когда-нибудь мечтал об этом? Каждый из нас время от времени заслуживает таких аплодисментов. Теперь каждый, по очереди, будет вставать на стул, а другие будут громко аплодировать ему». Обсуждение, как себя чувствовали. Понравилось или нет?
Основная часть
3. «Фанты».
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
На бумажках пишутся задания. Участники тренинга, по очереди, вытягивают бумажки и выполняют то задание, которое там написано. Задания могут быть как шуточными, так и серьезными.
4. «Пересядьте все те, кто…».
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Из круга убирается один стул. Ведущий говорит: «Пересядьте все те, кто в красном (в джинсах, любит собак и пр.). Тот участник, который замешкался и ему не хватило стула – становится водящим.
5. «Найди себя».
Цель. Самораскрытие, работа с образом «Я». Предлагается набор разнообразных предметов: ракушка, игрушка, кубик и т.д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем-то похож на меня, чем-то мне близок, который нравится.
Придумать и рассказать
Вариант 2. В матерчатый мешок положить разнообразные предметы. Нащупать предмет, затем от имени предмета придумать и рассказать историю. «Я – игрушечный бобер. Я мягкий, немного потрепанный …».
6. «Какой он».
Цель. Развитие сензитивности, эмпатии, взаимопонимания. Водящий выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен отгадать, кого загадали.
7. «Хорошо или плохо».
Цель. Посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать другого.
Выбирается какое-либо качество (доброта). По кругу один человек говорит: «Хорошо быть добрым, потому, что…», а следующий за ним говорит: «Плохо быть добрым, потому что…». Делятся на команды. Нужно записать как можно больше «+» и « - » одного и того же качества.
8. «Комплименты».
Цель. Усиление сплоченности. Снятие
внутренних зажимов. Развитие умения сказать
другому что-то приятное, доставить радость.
2 группы образуют внешний и внутренний
круг. Человек из внешнего круга говорит:
«Мне нравится, что ты добрый», а из внутреннего
повторяет: «Да, я добрый, а еще я умный»
и т.д.
9. «Только вместе».
Цель. Развитие сензитивности, эмпатии, взаимопонимания.
Группа делится на пары – ребенок и родитель. Задача - сесть спина к спине и попробовать встать не отрывая спин друг от друга. По окончании задания поделится ощущениями: тяжело далось упражнение или легко, много ли времени понадобилось на его выполнение.
10. Рефлексия.
Участники по кругу: характеризуют
настроение, обмениваются мнениями и
чувствами о проведенном
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 7. «Работа с «Я-образом».
Цель: научить детей и родителей самораскрытию, сплотить детей и родителей, создать положительную эмоциональную атмосферу в семье.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки
и здороваются друг с другом, называя по
имени.
2. «Узкий мост».
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
На полу мелом чертится тонкая линия. Необходимо вдвоем пройти по этому мосту.
Основная часть
3. «Рисование себя».
Цель. Самораскрытие, работа с образом «Я».
Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд, и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.
4. «20 Я».
Цель. Самораскрытие, работа с образом «Я».
20 раз ответить на вопрос кто
я, какой я. Листы, на которых
выполнялись задания, не
5. «Пообщаться руками».
Цель. Повышение сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Закрыть глаза, протянуть руки вперед и найти на ощупь кого-то. Попробовать пообщаться руками (поздороваться, потолкаться). Какими были руки на ощупь, с кем было комфортно?
6. «Волшебная рука».
Цель. Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.
Обвести ладонь и на каждом пальце написать свое качество. Листы передаются по кругу. Каждый может дописать качество, которое присуще обладателю ладони.
7. «Качества».
Цель. Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.
По кругу, каждому участнику тренинга, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые Вы цените в этом человеке и 2 качества, которые Вы хотели бы видеть более развитыми. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение.
8. «Место, где я себя прекрасно чувствую».
Цель. Работа с «внутренним ресурсом». Самораскрытие. Повышение ценности внутреннего мира каждого человека.
Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума