Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
Содержание
Введение Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления § 1.1 Психологические особенности личности руководителя § 1.2 Гендерные особенности личности руководителя Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя § 2.1 Роли и функции руководителя § 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя Заключение Литература
Большой мнемонической силой
обладает метод перекодирования. Его смысл
в том, чтобы представить (записать, изобразить)
материал, как говорят психологи, на другом
языке, на том именно, который обладает
какими-либо преимуществами перед исходным
или, по крайней мере, близок человеку.
Ярким, давно известным примером перекодирования
может быть хотя бы следующее. Когда порядок
цветов в спектре запоминается с помощью
легко воспроизводимой фразы "каждый
- охотник - желает - знать - где - сидит -
фазан" (красный - оранжевый - желтый
- зеленый - голубой - синий - фиолетовый),
то это не что иное, как метод перекодирования
в действии. Частным случаем метода перекодирования
является прием, названный уподоблением
(или аналогией). Он очень прост и вместе
с тем достаточно эффективен. Если предмету
запоминания вы можете найти некоторое
подобие: "Он похож на то-то" - это
уже некоторая основа для крепкой фиксации.
Когда мы объясняем, что такое
репрезенты умственных способностей,
то уподобляем их симптомам в медицине,
индикаторам в технике, уликам в юридической
практике. Как правило, этого вполне достаточно,
чтобы представление о репрезенте осталось
в памяти.
В этом же ряду находится
и прием, который можно назвать
методом образных определений. Если
объяснение сущности природы Бога мы
завершаем словами JI. Фейербаха о
том, что Бог есть проекция человека
на небеса", - можно не сомневаться,
что это высказывание врежется в
память точно так же, как, скажем,
"определение" модели как заместителя
объекта изучения. С одного раза
запоминается фраза B. C. Черномырдина:
"Хотели как лучше, а получилось,
как всегда". Специалисты окрестили
этот способ запоминания методом
несуразностей.
Очень сильным приемом
запоминания является прогнозирование
следствий из того обстоятельства,
что мы не запомним то, что надо запомнить.
Вопрос ставится просто: что произойдет,
если мы не запомним некоторого материала?
Чем больше следствий, затрагивающих
ваши интересы, вы выведете из этого
факта, тем больше вероятность сохранения
в памяти материала, предназначенного
для запоминания. Например, вам надо
напомнить время делового свидания
с коллегой по работе. Из того факта,
что вы забудете и не придете на то свидание,
можно сделать много выводов: во-первых,
сорвется обсуждение интересного для
вас вопроса; во-вторых, будет поставлен
в трудное положение ваш товарищ который
должен прийти на встречу, гак как судьба
его предложения (рационализации, например)
зависит от вашего решения; в-третьих,
будет подорван ваш престиж как человека
аккуратного и пунктуального. Кроме этих
следствий могут быть выведены следствия
из следствий, то есть последствия того
факта, что вы забудете прийти на встречу.
Когда такая мыслительная работа приведет
вас к ясному представлению о важности
последствий из слабости вашей памяти
для вас или для вашего близкого окружения,
можно не сомневаться, что необходимый
для запоминания материал будет зафиксирован в мозгу достаточно надежно. Разумеется,
можно прогнозировать следствия не только
из того факта, что мы не запомним материал.
Прогноз следствий из того, что мы запомним,
прогноз тех благ (удобств, преимуществ.),
которые мы получили, может также способствовать
запоминанию, если эти следствия достаточно
значительны.
Интересен с практической
позиции метод запоминания, именуемый
минимизацией. В одном случае - это
сокращение материала до легкообозримого
с помощью "редакторской правки"
или путем его творческой переделки. В
другом может быть применен литерный прием
- запись некоторого текстового материала
по первым буквам того высказывания (предложения,
определения, формулировки), которое надо
запомнить. (Название хорошо известного
ныне квантового генератора света "лазер"
является построением из первых букв слов,
из которых состоит фраза, объясняющая,
что обозначает это слово). В третьем случае
- перегруппировка материала для усиления
связей между составляющими его элементами
и сокращениями малозначащих деталей.
Приемов минимизации может быть много.
Но применение всех должно подчиняться
принципу семерки - число элементов (блоков),
которые надо запомнить, не должно превышать
семи.
Интеллектуальный тренинг
состоит не в теоретическом изучении
сути изложенных приемов, а в практической
тренировке, обеспечивающей такой уровень
развития памяти, когда использование
этих приемов станет автоматическим
или почти автоматическим.
Мы далеко не исчерпали
всего, что можно было бы сказать
о путях усиления памяти. Но наша
задача иная - дать пример упражнений общей
интеллектуальной гимнастики.
Быстрое чтение.
Выбор в качестве объекта
рассмотрения чтения связан не с модой
на "динамическое чтение", а основан
на понимании необходимости предоставить
людям хоть какие-то психологические
средства для "борьбы" против избытка
информации, столь характерного для
нашего времени.
Знаний накопилось так
много, темпы их роста так велики,
что практически ни один специалист
не в состоянии овладеть необходимым
минимумом информации, если он не владеет
методом ускоренного чтения. Руководитель
страдает от избытка как стратегической,
так и текущей информации, пожалуй,
больше, чем кто-либо другой. Предпринимаются
различные меры, чтобы облегчить
руководителям и специалистам работу
с информацией. Здесь и создание
информационных служб, и оптимизация
процедуры предъявления документов,
и сокращение размеров публикаций (книг,
статей, брошюр), и составление обзоров
литературы, и реферирование и
т.д. и т.п. Но все это не отменяет
необходимости читать.
Практика выдвинула, а
теория обосновала необходимость ускорения
восприятия человеком информации из
любого источника. Возникли системы
динамического (скоростного) чтения литературы.
В основе этих систем - обобщение
опыта некоторых выдающихся личностей,
обладавших феноменальными способностями
быстро воспринимать и надежно усваивать
необходимую информацию.
Основа методов динамического
чтения - преодоление так называемого
фонического барьера (внешнего или
внутреннего проговаривания читаемого
текста). Сущность скоростного чтения
- блочное восприятие текстов при
отсутствии регрессии (возврата назад).
Реальный эффект обучения
динамическому чтению - ускорение
чтения в 4-6 раз. При этом навык быстрого
чтения закрепляется у 80-90% обучаемых.
К настоящему времени в
мире уже прошли курсы скоростного
чтения более 3 млн. человек, занятых
в разных сферах умственного труда
(в основном - это управляющие
разных рангов и ученые).
Методика быстрого чтения
практически сводится к указаниям
действовать следующим образом:
1) использовать только
зрительный канал восприятия
информации;
2) видеть слово не как
некоторый букворяд, а как отдельный
знак по его общим очертаниям (психологически
это напоминает узнавание лица человека
с одного взгляда без перебор отдельных
черт);
3) воспринимать сразу
даже не слова, а несколько
слое или фраз;
4) двигаться взглядом
не слева направо, а сверху
вниз посередине страницы (по
условной линии, делящей страницу
пополам); для захвата взглядом
как можно большего текста
по сторонам условной линии,
использовать так называемое "периферическое
зрение";
5) не допускать никаких
возвратов в ходе чтения.
Вспомогательными средствами
обучения быстрому чтению являются специальные
приборы, построенные для приучения
людей распознавать тексты при малом
времени экспозиции материала. Существуют
два типа таких приборов. Один - с
дискретным предъявлением информации
- представляет собою панель с окошком,
шторка которого открывается с помощью
несложного устройства на строго определенное
время. Сокращение времени экспозиции
(времени открытой шторки)"принуждает"
и приучает человека схватывать смысл
предъявляемой информации в ускоренном
режиме. С закреплением этого навыка приобретается
способность любой материал схватывать
и осмысливать за срок, в 2, 3, 4 раза более
короткий, чем в начале обучения.
Прибор с непрерывным
предъявлением информации представляет
собой простейший протяжной механизм,
перемещающий ленту с естественным
текстом в соответствии с задаваемой
скоростью. В начальный момент скорость
движения текста не должна быть очень
высокой (она должна позволять обучающемуся
читать со скоростью, соответствующей
его естественному темпу чтения,
- это этап привыкания). Очень скоро
можно изменить скорость, постепенно
доводя ее до максимально возможной. Привыкание
к последовательно ускоряющемуся процессу
движения ленты с текстом и приобретение
твердого навыка воспринимать и понимать
материал при скоростях в 6-8 раз больших,
чем исходные, будет означать, что можно
переходить к чтению обычных текстов (без
приборов).
При отсутствии приборов, принудительно
управляющих скоростью восприятия
материала, обучение скоростному чтению
тоже возможно. Но в таких случаях
функцию приборов должна брать на
себя психика человека, что затрудняет
обучение и удлиняет его срок.
Эмпирические проверки выявили большую эффективность
методов динамического чтения. В случае
быстрого чтения запоминается в среднем
более 80% материала, в то время как при
"обычном" чтении около 20%. Этот эффект
получается за счет того, что в процессе
быстрого чтения практически отсутствует
отвлечение внимания на любые возмущения.
В эксперименте с группой уже обученных
людей, которым дали для быстрого прочтения
разные по трудности и по содержанию тексты,
вокруг них людей создавались самые различные
помехи (громкие шумы, крики, музыка разного
содержания, хлопки и даже выстрелы из
газового пистолета). После окончания
чтения всех их спрашивали одно и то же:
"Что-нибудь мешало вам при чтении?".
Ответ у всех 28 испытуемых был отрицательным.
Задавался и другой вопрос: "Не заметили
ли вы чего-либо не совсем обычного для
читального зала библиотеки, где проходил
эксперимент?". (Известно, что в читальных
залах громкие звуки не допускаются.) Лишь
один из 28 испытуемых вспомнил, что одна
и" дверей зала была открыта, а другая
закрыта. Стопроцентная концентрация
на информации. Не самая слабая тренировка
способности полностью сосредотачиваться
на материале!
В процессе многочисленных
тренингов динамического чтения
выявились некоторые недостатки
самой системы ускоренного чтения,
а именно:
1) быстрое чтение является
слабокритическим процессом;
2) оно вызывает не очень
много ассоциаций;
3) если ему обучать,
не заботясь о необходимости
развития творческого начала, воспитывается
человек с характерными признаками
догматического мышления;
4) ускоренное некритическое
накопление информации увеличивает
зависимость творческих возможностей
интеллекта специалиста от своей
собственной эрудиции подчас
настолько, что у некоторых
работников это приводит к
утрате способностей творчески
решать задачи из-за торможения
творческого мышления чрезмерной
массой информации.
Дискретное чтение.
С целью нейтрализации
вредных последствий скоростного чтения была разработана, как мы ее назвали,
методика медленного (творческого) чтения.
Основная цель методики - развитие способности
к творческому восприятию читаемого материала
и творческой генерации новых идей на
основе и в процессе чтения.
Методика состоит из трех
частей, фиксирующих разные уровни
требований к обучаемому.
1. Распознавание. Основное здесь
- осмысленное определение места воспринимаемого
материала в системе ранее накопленных
знаний, установление связей данного материала
с информацией из других, изучаемых в то
же время документов. На этапе распознавания
рекомендуется попробовать найти внутренние
связи различных элементов воспринимаемого
материала, выделить главное в нем, установить
соподчинение различных элементов текста,
найти места (понятия, определения, высказывания),
которые имеют отношение к предмету собственной
деятельности, превратить материал (или
его часть) в элемент собственной системы
знаний. Хорошим подспорьем в этой работе
является использование так называемых
"маргиналий" (значков для пометок
на полях текстов), с помощью которых удается
зафиксировать, скажем, значимость материала
для вас или для ваших коллег или оригинальность,
изящество, смелость мысли, высокую точность,
непонятность, необходимость обсудить
с кем-либо, возможность использовать
и т.д. и т.п. Полезным является также и
"пестрый" конспект, то есть запись
материала чернилами разных цветов, разными
шрифтами, с использованием для смыслового
выделения текстов различных сдвигов
материала по горизонтали, по вертикали,
различных интервалов между буквами, словами,
строчками и т.п. (кстати сказать, пестрый
конспект является неплохим средством
для усиления нашей способности запоминать).