Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
Содержание
Введение Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления § 1.1 Психологические особенности личности руководителя § 1.2 Гендерные особенности личности руководителя Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя § 2.1 Роли и функции руководителя § 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя Заключение Литература
2. Минимизация, как уже отмечалось
выше, это - сокращение материала без искажения
смысла "методом редакторской правки"
или способом перекодирования (переложение
материла со своими словами). Кажущаяся
простота минимизации не должна приводить
к упрощенному представлению о той работе,
которую предстоит проделать для сокращения
материала. Все дело в том, чтобы в итоге
минимизации не произошло искажения смысла.
А для этого надо иметь ясное понимание
значения его отдельных элементов. Результаты
этого этапа хорошо контролируются с помощью
сравнения выводов, которые получают люди,
читающие исходный и уже обработанный
материал. Одинаковость этих выводов при
достаточно большой разнице объемов текстов
является показателем высокого уровня
проведенной работы.
3. Генерирование - процесс выдвижения
новых идей на основе "вычитанных"
путем их комбинирования, экстраполяции,
интерполяции, нахождения системообразующих
отношений и т.п. Особенно ответственным
является именно этот этап - генерирование.
Существует много рекомендаций, реализация
которых дает возможность "производить"
идеи на основе вычитанных. Здесь и перепланировка
материала (установление иных в сравнении
с авторскими связей в тексте), и прогнозирование
следствий, вытекающих из идей текста,
и перестройка собственной системы представлений
с учетом нового материала, и объяснение
воспринимаемого материала из иных (не
содержащихся в тексте) принципов, и выработка
противоположной позиции, и "компрометация"
содержащихся в тексте идей или (и) аргументов
и т.д. и т.п. При всем многообразии действий
не должно быть упущено главное - в итоге
этих действий должны появляться новые
идеи, новые подходы, новые аргументы,
новые схемы, новые проекты и тому подобное
новое.
Некоторым историческим примером
творческого чтения является прием,
применявшийся для развития способности
к решению задач известным
французским математиком и философом
Декартом, который больше любил думать
сам, чем изучать выводы других. Ознакомившись
с основной мыслью новой книги, он
закрывал ее на первых же страницах
и любил самостоятельным размышлением
добираться до заключений автора, что
завершалось сравнением полученных
результатов с результатами из книги.
Читать с разной скоростью.
Если обучению скоростному
чтению предшествует обучение по методике
медленного (творческого) чтения, отрицательные
следствия, о которых говорилось выше,
не появляются. Более того, в сочетании
этих методик содержатся большие резервы
развития способности не только быстро
ориентироваться в мире информации, но
и быстро решать самые различные творческие
задачи. Проведенные опыты показывают,
что обучение чтению (и скоростному и медленному)
существенно важная основа развития творческого
мышления. Научив читать творчески и быстро,
мы тем самым опровергаем на деле известную
поговорку о бесполезности попыток угнаться
сразу за двумя зайцами.
Описанные методики приносят
пользу лишь в том случае, когда
человек, овладевший ими, понимает, что
читать с разной скоростью не менее
важно, чем читать быстро. Одно дело
смотреть текст с целью поиска
материала, необходимого для практических
нужд, другое - с целью найти свое
оригинальное решение задачи и уже
совсем особый случай - чтение психологического
романа. Прочитать быстро можно и
деловой документ, и художественное
произведение. Но утрата ничем невосполнимого
психологического аромата, без которого
невозможно полноценное переживание,
в случае быстрого чтения художественной
литературы едва ли может быть чем-либо
компенсирована. В этом свете вопрос
о скоростном чтении произведений,
рассчитанных на возбуждение определенных
эмоций, рассчитанных на включение
читателя в число "соучастников"
(сопереживающих) событий, являющихся
предметом авторского воображения,
нельзя считать решенным. Скорее всего,
такого рода произведения надо читать
с "обычной" скоростью, по крайней
мере, до того момента, пока мы не научимся
не только быстрее читать, но и. быстрее
переживать. Сейчас совершенно ясно, что
уметь читать с разной скоростью
не менее важно, чем читать быстро.
Как развивать мышление.
В различных психологических
тренингах руководителей тренировки
мышления занимают особое место. Ведь
при всех равных условиях результат
в работе руководителя в конечном счете
зависит от того, способно ли его мышление
"выдать" решение проблемы и обеспечить
принятие хорошего управленческого решения.
Но проблемы-то разные. А
это значит, что надо достаточно
четко представлять, для каких
целей развивать мышление, для
решения какого типа проблем его
готовить.
Общее во всех проблемах - это
то, что их решение, если они действительно
проблемы, а не псевдопроблемы, требует
творческих способностей, развивать надо
прежде всего творческие начала личности,
которые обязательно преломятся в конкретных
актах умственной деятельности. Общим
является также то, что при решении любых
проблем редко или часто, но обязательно
используются приемы рутинного труда:
стереотипы, алгоритмы, схемы, правила
обработки информации.
Следовательно, при переходе
к интеллектуальному тренингу нельзя
обойти наработку в мышлении человека
и навыки к работе "по шаблонам".
Сочетание же главного, творческого,
со стереотипным, шаблонным в мышлении
может дать эффект творческого использования
стереотипных приемов мышления и быстрого
введения творческих результатов в управленческую
практику в приемлемой для руководителей
стандартизованной форме. Понятно, какими
большими преимуществами обладает человек,
занятый на творческой работе, которому
природа, обучение и воспитание "подарили"
такую способность. Но если человеку не
повезло и эта чрезвычайно полезная способность
не очень уж развита - обращение к специальному
тренингу мышления становится для него
условием и его "выживания" в сфере
управления, и его роста и развития как
современного руководителя.
Инструментом тренировки,
сочетающим возбуждение творческого
начала человека и предписывающим к
использован стандартных (стереотипных)
процедур в мышлении, являет "Алгоритм
решения управленческих проблем" (АРУП).
АРУП обеспечивает блокирование
особенностей мышления, мешающих решению
современных проблем, и способствует
раскрепощению творческой составляющей
менталитета руководителей.
В АРУП соединены практический
опыт решения проблем хозяйственными
руководителями с достижениями современной
научной психологии и в особенности
с исследованиями в сфере технического
творчества; где уже более 40 лет применяется
так называемый "Алгоритм решения изобретательских
задач" (АРИЗ).
АРУП представляет собой
список предписаний, выполнение которых
руководителем облегчает ему
нахождение решения проблем, ускоряет
этот процесс, сокращая поле поиска решений.
АРУП противостоит движению мысли в
русле устаревших схем и шаблонов.
В короткой главе нет возможности
дать полное представление об алгоритме
решения управленческих проблем. Но
указать его возможности и
описать основные структурные элементы
нам представляется необходимым.
АРУП содержит три относительно
самостоятельные подсистемы:
1. Постановка управленческой
проблемы.
2. Решение проблемы.
3. Принятие решения.
Напомним, что под проблемой
в хозяйственной деятельности понимается
противоречие между целями и средствами,
между намечаемыми результатами
и возможностями их достижения.
Различают два основных типа
управленческих проблем: хозяйственные
(производственные) и организационные.
Разрешение первых предполагает выявление
и воздействие на хозяйственно-производственный
процесс (преодоление противоречий
между целями и возможностями
их достижения). Разрешение проблем
второго типа является одной из предпосылок
решения хозяйственных проблем.
Общим признаком этих двух типов
проблем является наличие противоречия
между заданным (ожидаемым) и возможным.
В теоретическом преодолении этого противоречия
и состоит собственно решение проблемы.
В постановку проблемы входит:
1. Анализ ситуации:
а) осмысление того, что необходимо
сделать;
б) оценка возможности достижения
целей;
в) сравнение необходимого
для достижения заданных целей с
намеченными средствами и тем, что
можно "добыть" в процессе практической
реализации решения, принятого по данной
проблеме.
2. Формулирование проблемы, предполагающее:
а) четкое описание противоречия
между средствами и целями;
б) количественную оценку величины
расхождения между средствами и
целями (этот результат отражает степень
напряженности проблемной ситуации).
3. Построение проблемы, состоящее:
а) в выделении и четком
описании главного (центрального) вопроса
в проблеме;
б) определении всего (максимально
большого) круга вопросов, без нахождения
ответов на которые невозможно нахождение
ответа на центральный вопрос проблемы;
в) структурировании проблемы,
то есть нахождении содержательных и временных
связей и соподчинений всего комплекса
вопросов, составляющих проблему.
4. Квалификация проблемы, то есть
отнесение ее к определенному типу по:
а) временному критерию: актуальная
или потенциальная проблема;
б) объектному критерию: аналитическая
или конструктивная;
в) значению: ключевая (стратегическая)
или тактическая;
г) источнику: проблема как
следствие ошибок работников организации,
или проблема как порождение развития
системы, или проблема как следствие
действий конкурентов;
д) разрешимости: разрешимая
(собственными силами или о внешней помощью)
и неразрешимая, которая представлена
двумя разновидностями: неразрешимая
собственными силами, неразрешимая на
данном этапе развития системы вообще;
е) структуре: сложно (иерархически,
многоуровнево и многопланово) построенная
проблема и структурно простая проблема;
ж) периодичности: регулярная
(постоянно возникающая при определенных
условиях) и иррегулярная;
з) критерию степени проблемности:
научно-практическая (содержащая высокую
степень неопределенности и потому требующая
привлечения специалистов-ученых с их
особыми методами) и практическая (с малой
или средней неопределенностью и потому
разрешимая собственными усилиями руководителей-практиков).