Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.

Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.

Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.

Содержание

Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные качества руководителя.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

Такая многоступенчатая система  мозговой атаки несколько замедляет  процесс мыслительной работы по сравнению  с мозговой атакой в ее классической форме. Но она способна решить проблемы самой высокой степени сложности. Каскадная мозговая атака - это чрезвычайно  мощный инструмент организации мышления руководителей и не менее мощный инструмент тренировки менталитета  управленцев.

Для понимания возможностей интеллектуальной гимнастики необходимы уточнения интеллектуальных качеств, которые требуется наработать или  развить руководителю, чтобы с  успехом решать современные задачи управления. И на первом месте здесь  стоит тренировка его проблемного  мышления. Предприятие не сможет удержаться на уровне требований конкуренции, если не развивается. Развитие же предприятия предполагает нацеленность его руководителей на действительные проблемы, решение которых может поднять на более высокий уровень и организацию, и соответственно качество продукции. Упрощенная символика, позволяющая отличать проблемные ситуации от непроблемных, может быть представлена следующим образом.

П + В - непроблемная ситуация: в организации имеются потребности (П), имеются и возможности (В) их удовлетворения;

П ± В - квазипроблемная ситуация: в организации имеются потребности (П), в наличии не все возможности (В) удовлетворения;

П - В - идеальная проблемная ситуация: в организации имеются потребности (П), отсутствуют полностью возможности (В) их удовлетворения.

Нетрудно увидеть проблему в ситуации П - В, ведь это просто то, что мешает нормальному функционированию организации или ее развитию в данный момент или даже останавливает функционирование организации. Сложнее с формулой П ± В. Здесь требуется разбираться в том, что именно в возможностях надо найти, обнаружить, раскрыть и сформулировать, чтобы привести их в соответствие с потребностями организации. Еще сложнее с формулой П + В. Здесь ведь нет проблемы: потребности удовлетворяются на основе наличных возможностей. Однако исследования показывают, что именно на уровне П + В руководителю удается добиться наибольшего успеха в развитии своей организации, если он сможет представить П + В как П - В или как П ± В, и решать как проблемы то, что проблемами по исходному определению не является.

Способность превращать ситуации П + В в ситуации П - В или хотя бы в П ± В - это предмет особой заботы тренеров по интеллектуальной гимнастике.

На языке психологов умение видеть "наоборот" звучит как признание у человека способностей видеть проблемы там, где для других все ясно, там, где он имеет дело с хорошо или даже безупречно работающими системами. Одно дело решать проблемы дефицита возможностей (весьма важное условие нормального функционирования организации), другое, отталкиваясь от безупречной работы системы, - решать проблемы, которые себя практически никак не проявляют. Ясно, что видение таких "несуществующих" проблем имеет намного более важное значение, чем чувствительность к реальным П - В или П ± В.

Сильнейшим средством  развития мышления руководителя является использование так называемых квазипроблем и квазизадач. Квазипроблемы и квазизадачи - это выраженные на упрощенном языке (для обеспечения понимания людьми с разным уровнем подготовки) реальные проблемы или задачи. Это, так сказать, переодетые в чужую одежду действительные проблемы. Одним из достоинств квазипроблем является то, что для их решения не требуется никакого оборудования или материальных средств. Другое достоинство - возможность создавать специальные пакеты квазипроблем для развития способностей к решению разных типов практических, научных и иных проблем.

В основе тренирующего эффекта  использования квазипроблем лежит уже давно известный в психологии закон переноса, суть которого в том, что решение проблем (задач) в одной области облегчает человеку решение проблем (задач) в других областях за счет тренировки мыслительных механизмов решения, которые в основе одинаковы в самых различных сферах деятельности.

Квазипроблемы и квазизадачи различаются не только по специализации, но и по тому, для решения каких уровней сложности проблем они предназначены.

По своей конкретной форме  квазипроблемы чрезвычайно разнообразны: от какой-либо "совершенно неразрешимой" головоломки до ситуации, которую надо завершить в определенном ключе (достраивание, доведение до "нормы", обобщение, перевод в другую систему понятий, проектирование и т.п.).

Существует много способов тренировать и развивать мышление. Это и воздействие на него средствами, развивающими ускоренное восприятие визуальной и акустической информации, и специальные интеллектуальные игры, и метод выбора нестандартных "постов" наблюдения, и гимнастика чувств, применяемая для подъема тонуса "второй программы" решения проблем - эмоциональной, здесь и развитие так называемой интеллектуальной чувствительности с помощью методов перевоплощения в. объект изучения, здесь и многое другое, о чем неплохо было бы знать человеку, который намеревается "поумнеть", то есть повысить свои способности решать свои проблемы. Но развить мышление с помощью книги, вне живого процесса творческого общения людей, не самый экономный способ тренинга.

Опыт тренировки мышления людей имеется не только в России. Интересен для наших целей, в  частности, японский опыт развития интеллектуальных способностей. Он базируется в Японии, как и многое другое, на традициях  развития мышления, зародившихся много веков назад, но в основном не потерявших своего значения и в наше время. Только в культуре японского менталитета может иметь содержательный смысл и тренирующее значение такая, например, задача, как: человек делает хлопок в ладоши и просит прислушаться к нему. Вопрос: а как будет звучать хлопок одной ладонью? По-видимому, только в рамках японской культуры вы можете понять задачи такого типа, как "когда подует ветер. богатеет бондарь", которым надо дать разумное, логически оправданное и убедительное истолкование. В японском варианте оно выглядит следующим образом: когда подует ветер, поднимется пыль, пыль попадает в глаза людей и вызывает потерю зрения, потеря зрения приводит к увеличению количества слепых, зарабатывающих игрой на сямисэне (щипковый инструмент), это приводит к увеличению спроса на сямисэн, для изготовления которого потребуются кошачьи шкуры, убивают кошек, увеличивается количество крыс, крысы начнут разгрызать бочки, бочки отдаются в ремонт или покупаются, богатеет бондарь.

Подобного рода задачи на восстановление (придумывание) связей между двумя  группами слов, внешне никак не связанных  между собой, оказались вполне пригодными для тренировок воображения российских управляющих, без которого никакое  рыночное (моделирующее еще не существующие ситуации) мышление невозможно.

К японским "странным" задачам, развивающим мышление, оказались  близки давно уже существующие в  России своеобразные игровые упражнения с использованием парадоксов такого типа, как:

· чем опытнее работник, тем меньше от него пользы;

· чем лучше организация  дела, тем меньше надежды на успех;

· чем больше знает работник, тем хуже для дела;

· чем выше ранг руководителя, тем меньше от него пользы, и т.п.

От тренирующегося требовалось:

· объяснить смысл парадокса (что имеется в виду);

· привязать парадокс к  реальности с целью демонстрации его верности в какой-либо ситуации (найти условия, при которых парадокс уже не парадокс);

· перевести его в позитив  путем преобразования (замены слов.) таким образом, чтобы он соответствовал реальным ситуациям.

Весьма экзотической формой интеллектуального тренинга является использование анекдотов, точнее, постановка задач на продолжение анекдота до смешного завершения. Например, тренер начинает анекдот, но обрывает рассказ  и просит продолжить его таким  образом, чтобы в итоге получилось смешное его завершение.

Если человек научился и ему удается завершать анекдоты так, что это вызывает позитивную реакцию экспертов (попросту - смех), это свидетельство того, что человеку от природы дана способность решать серьезные интеллектуальные задачи или он натренировал эту способность. Идею этого тренинга дал выдающийся советский авиаконструктор O. K. Антонов, который в ответ на дурной вопрос, а почему его рабочий стол "завален" сборниками анекдотов, совершенно серьезно ответил по смыслу следующее: процесс построения анекдота сродни решению конструкторской задачи. И если я научил человека "строить" анекдоты, я его продвинул в способности создавать или усовершенствовать технические устройства. Кстати, O. K. Антонов использовал анекдоты также для распознавания способностей к решению конструкторских задач. Он, начав рассказывать анекдот, просил кандидата на должность присоединиться к нему и помочь его достроить. Симпатии O. K. Антонова оказывались на стороне того человека, у которого это получалось лучше и быстрее. Логика здесь простая. Если кандидат справлялся с задачей достройки анекдота, это означало, что он способен разрешать интеллектуальные парадоксы, которые имеют одинаковую структуру независимо от того, где и в какой области они возникают: в управлении, конструировании или на вечеринке. Если постановка задачи на достраивание анекдотов является разновидностью парадоксов, то способность достраивать поначалу анекдотические парадоксы оказывается одновременно способностью решать, например, такого типа задачи, как: увеличить скорость летательного аппарата без изменения его двигателя и аэродинамики.

Открытый в психологии закон переноса объясняет, почему подобное возможно. Натренированность на одном  классе задач меняет в лучшую сторону  наши способности решать задачи в  других областях.

Одна из причин, почему, несмотря на давление "серьезных" ученых, в  арсенале интеллектуальной гимнастики оставлены анекдоты как материал для тренировки способности решать серьезные конструктивные задачи, состоит  в том, что в применении анекдотов  нет академического (школярского) занудства  и их использование выполняет  одновременно с тренировочной функцию  включения так называемой ненапряженной  концентрации, которая является, как  известно профессионалам-психологам, предпосылкой раскрепощения психики и перевода мышления в состояние, наиболее всего соответствующее понятию оптимальности.

Согласно исследованиям  А. Лука, отношение к юмору вообще и к анекдотам в частности  это показатель уровня развития ума  человека. Исследование проблемы юмора  показало, что самыми ярыми противниками юмора в серьезных делах являются самые недалекие в интеллектуальном отношении люди. Их способности не простираются дальше решения задач  и принятия решений "от сих и до сих".

Надо только учитывать  при этом, что и юмор в целом, и анекдоты в частности сами могут  быть разного уровня и соответственно разной степени интеллектуальности и интеллигентности.

Знание методов решения  зада полученное в процессе обучения (в школе или в вузе), и логически  строгие подходы к ним сами по себе не приводят к решениям. Чего-то не хватает, чтобы добиться успеха. Это то самое, что называют интуицией.

Интеллектуальная гимнастика на современном уровне содержит большой  материал, "пронизывающий" все  ее разделы посвященный тренингу интуиции. И это объясняется очень  просто. В большинстве случаев  бизнесмены при решении проблемы и принятии решения опираются  на свою интуицию. Им ни чего иного не остается делать, коль скоро логический метод не срабатывают. Но ведь ни в общеобразовательной школе, ни высшем учебном заведении его интуицию никто не тренировал и даже, как правило, на занятиях не упоминал. А между тем серьезная практическая разработка проблемы интуиции в нашей стране (СССР) была предпринята более 30 лет назад.

Самым больным для предпринимателя  вопросом является, кик научиться "заглядывать" в несуществующее (в будущее) для  определения безошибочных действий в настоящем. Сразу же отметим, что слово "безошибочные" по отношению к действиям бизнесмена является очень смелым преувеличением. Почти 40% крахов предприятий связано с неумением руководителей предвидеть будущие экономические условия. А это уже заказ на то, чтобы тренировать у руководителей способность к прогнозированию, которое хотя и не дает абсолютно точной картины будущих экономических конъюнктур, но все же почти на 60% понижает риск ошибочных коммерческих и иных решений в бизнесе.

Информация о работе Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности