Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     На основе  полученных данных можно сделать  следующие выводы:

1. Изучив состояние  проблемы агрессивного поведения  старших дошкольников в условиях  ДОУ №19 в ходе первичной диагностики  были выявлены следующие проблемы  детей с агрессивным поведением: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся; мало общительны; погружены в себя, а также обозначилась необходимость обучения детей открытому проявлению своих чувств, переживаний, способам как общения детей друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

     2. Разработанная и апробированная программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в    процессе СКД   способствовала снижению агрессивного поведения дошкольников. Она строилась на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ и  способствовала  профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при  повышение эмоционального благополучия ребенка в семье и группе детского сада, учете индивидуальных особенностей эмоционально когнитивной регуляции поведения ребенка, освоение педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов, реализации средств СКД  по профилактике агрессивного поведения.

     3. Соблюдая  условия эффективности по профилактике агрессивного поведения ребенка в процессе СКД и изменении отношения ребенка к окружающим людям, выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путем были достигнуты положительные результаты:

 выявлено, что 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 0% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности и данная  программа по работе с агрессивными проявлениями детей позволила снизить уровень проявления агрессивных тенденций в детском коллективе. Таким образом, если процессы социально-культурной деятельности строятся на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ, то проявления агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста идут на снижение.

     Важнейшим  условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

     Заключение

     Проведенное исследование по теме «Профилактика агрессивного поведения ребенка в процессе социально-культурной деятельности»  было направлено на  изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление  средств его профилактики в процессе   социально-культурной деятельности ДОУ.

     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.

В ходе решения первой задачи осуществлен анализ большого числа работ зарубежных и отечественных авторов, который   показал,   что проблема  агрессивности и агрессивного поведения рассматривается многими исследователями,  представляющими различные взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины. В данном  исследовании рабочим понятием   является определение  агрессии как  формы поведения, включающей  в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения, не желающих  подобного обращения. 

   При изучении  особенностей агрессивного поведения  ребенка в дошкольном  возрасте  в рамках решения второй задачи, можно сделать  вывод, что  агрессия заложена в человеке  биологически и  состоит из  познавательного, эмоционального,  волевого компонентов.  Используя агрессию дети часто хотят привлечь к себе внимание, стремятся быть главными, защищаются, мстят, подчеркивают свое превосходство. Главная причина агрессии – вседозволенность в воспитании.

     Решение третьей задачи было направлено на определение понятия взаимодействия ДОУ и родителей. Было выявлено, что взаимодействие ДОУ и семьи представляет  собой целостный  процесс согласования,  взаимного влияния и интеграции целей, ценностей, смыслов, опыта семейного и дошкольного воспитания.  Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи предполагает  создание условий для успешной самореализации  ребенка, обеспечение его личностного роста, формирования мотивации к учению,

сохранения физического  и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в детском саду, семье, социуме. 

      Анализ  теоретической литературы в ходе  решения четвертой задачи показал,  что общение в работе с агрессивными  детьми основано на повышении  принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.

Важнейшим условием эффективной  профилактики становления агрессивных  форм поведения является изменение  отношения к окружающим людям  и выработку социальных навыков  решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

     В ходе  решения пятой задачи, изучив состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников в условиях ДОУ,   в ходе первичной диагностики  были выявлены следующие проблемы  детей с агрессивным поведением: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся; мало общительны; погружены в себя, а также обозначилась необходимость обучения детей открытому проявлению своих чувств, переживаний, способам как общения детей друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

    Шестая задача по     разработке  и апробировании программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в    процессе СКД включала следующие направления: провести программу профилактики и определить ее результативность. Программа способствовала снижению агрессивного поведения дошкольников и строилась на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ, что способствовало профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.

     Программа  профилактики агрессивного поведения  ребенка в процессе социально-культурной деятельности позволила снизить уровень проявлений агрессивных тенденций в детском коллективе. Таким образом, если процесс социально-культурной деятельности строится на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ,  то проявления агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста идут на снижение. Необходимо продолжить работу над повышением эмоционального благополучия ребенка в семье и освоении родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов.

 

 

 

  Библиографический список используемой литературы

1. Алексеева Л.С. Психологическая  служба семьи в системе социальной      работы.  Семья в России, 2004, №  2, - 32 с.

2. Алябьева Е.А. Игры  для детей 4-7 лет: развитие речи  и воображения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. 

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994, - 87-89 с.

4. Антокольская М.В.  Семейное право: Учебник –  М.: Юрист, 1996. – 366 с. 

5. Асмолов А.Г.  Личность  как предмет психологического  исследования.- М., Просвещение, 1984, - 16 с.

6. Бандура А.  Изучение  влияния воспитания и семейных отношений. СПб.: Речь, 2007. – 236 с.

7. Басс А.Г. Психология  агрессии. Вопросы психологии. –  М.: ТЦ Сфера,  1967, №3. – 204 с. 

8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2002. - 512 с. 

9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Институт РАН, 1995. – 368 с.

10. Бреслав Г.М. Коррекция  тревожности и гиперактивности  в детском возрасте. – М.: ТЦ  Сфера, 2007. – 112 с. 

11. Бреслав Г.М. Педагогическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и диленантов. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.

12. Бреслав Г.М. Эмоциональные  особенности формирования личности  в детстве.- М.: Педагогика, 2005.,с. 245

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 200.- с.351
  2. Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми. – СПб.: Речь, 2007. – 146 с.
  3. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей.  Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6. - 55-58 с.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- М.: Генезис, 2001., - 211 с.
  5. Волкова Е.В. Скажем «нет!» агрессии!  Психологическая газета.- 2003.- №5-6.- 17-21 с.
  6. Воронин Д.П. Опасные забавы. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2001, - 98 с.
  7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997, - 53 с.
  8. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика – Синтез, 2007. 144 с.
  9. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики.- М., 1980. – 350 с. 
  10. Зинченко В.П. «Психологический словарь»  - СПб., 1996. - 416 с.

23.  Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 621 с. 24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Акудемия», 2002. – с. 416 

  1. Копчёнова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников.  Психолог в детском саду.- 1999.- №1.-с.64-66.
  2. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001., с.203

27. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Уч.пособие. - М.: МГУК, 1993.

28. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И. Система планирования в организации социально-культурной сферы. - М., 1999.

29. Кузыщин Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001. – 458 с.

30. Культура и образование. Проблема взаимодействия. Вопросы философии. - 1997. - № 2. – 142 с.

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003. -  235 с.

32. Левитов Н.Д. «Психологическое  состояние агрессии», - М., 1999., - 74 с.

33. Лешли Д. Работать  с маленькими детьми, поощрять  их развитие и решать проблемы.- М., 1991. - 136 с.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000. -  102 с.
  2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., Институт практической психологии, 1997. -  269 с.
  3. Мулко И.Ф. Этика для детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с. 
  4. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М., ИНФРА – М, 1992. – 126 с. 
  5. Платонова Н.М.  Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. – СПб., 2003,  - 320 с.
  6. Реан А.А. Психология детства: Учебник. – СПб.: Прайм – ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 350 с.

40. Руманцева Т.Г. Агрессия  и контроль.  Вопросы  психологии. 1992, №5,6.- 236 с.

41. Румянцева Т.Г.  Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии.1991. №1. – 94 с.

42. Сельченок К.В. Психология  человеческой агрессивности. –  Мн., 1999. – 158 с. 

  1. Семенов В.Д. Педагогический процесс. Екатеринбург, 1993. - 113 с.

44. Сигимова М.Н. Формирование  представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с.

  1. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети.  Дошкольное образование.- 2003.- №5. - 62-67 с.
  2. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности.  Вопросы психологии.- 2002.- №1.- с.17-26.

47.  Суртаев В.Я. Игра  как социокультурный феномен:  Уч.пособие. - СПб., 2003. - 208 с.

48. Титов Б.А. Электронный вариант книги,  338 с.

49. Холостова Е.И. Теория  и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии.  – М.: РГСУ, 2002., с. 205

  1. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. -Минск, 2006., С.185 – 216.
  2. Черепанова Е.О. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997. – 94 с.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003. - 336 с.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология.  Развитие ребенка в дошкольном возрасте – СПб., Питер, 1998. - 438 с.

 

Приложения

Приложение 1

Понимание агрессивности  старшими дошкольниками

 

ВОПРОС

ОТВЕТЫ

агрессивных детей

ОТВЕТЫ

неагрессивных детей

1.Каких людей ты  считаешь агрессивными?

Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся

(50% опрошенных детей)

Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей  и животных

(62% мальчиков, 81% девочек)

2.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным  взрослым?

 

Дрался, ударил бы

(85% мальчиков, 26% девочек),

Обрызгала, испачкала

(46% девочек)

 

Прошёл бы мимо, отвернулся

(84% мальчиков, 40% девочек)

Позвала бы на помощь знакомых

(60% девочек)

3.Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным  мальчиком (девочкой)?

Стал бы драться

(91% мальчиков, 59% девочек)

Убежала бы

(41% девочек)

Ушёл бы, убежал

(82% мальчиков, 53% девочек)

4.Считаешь ли ты  себя агрессивным?

Нет – 87% мальчиков, 56% девочек

Да – 13% мальчиков, 44% девочек

Нет – 91% мальчиков, 100% девочек

Да – 9% мальчиков

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности