Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  «Восточно-Сибирская Государственная  Академия Образования»

Заочная форма обучения

Педагогический  институт

Специальность « Педагогика и методика дошкольного  образования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине 

Психология 

Тема: 

«Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил: 

                  студентка

                                                заочного отделения

                     Олюнина Ольга Александровна. 
                 

                     Проверил: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Иркутск 2010 год.

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ  

     Проблема  агрессии - одна из важнейших в психолого-педагогической науке. Под агрессивностью понимают - свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений. В настоящее время, в связи с ростом детской преступности, с увеличением числа дошкольников с нарушениями в поведении эта тема становится всё более актуальной.

     Проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович, Н. А. Волкова, А. И Захаров, А А. Люблинская, А. А Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсон и другие исследователи, которые считают, что  агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежания проблем в подростковом возрасте.

     Исследования  свидетельствуют, что агрессивное  поведение может возникнуть по ряду причин среди которых, неправильное воспитание в семье, насмешки со стороны  окружающих, неумение общаться, устанавливать адекватные отношения со сверстниками. Всё это в свою очередь порождает особенности поведения, которое выражается в комплексе негативных форм (раздражительности, озлобленности, агрессивности). Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта мотивационных тенденций, становятся источником дисгармоничной личности, затрудняют адаптацию ребенка в обществе. Коррекция агрессивного поведения требует длительного времени и применения специальных методов воздействия, направленных на воспитание толерантности, миролюбия, кооперативности.

     Особое  внимание специалистов к проблеме агрессивного поведения, а также сложность  коррекции таких проявлений у  детей подчеркивают актуальность проблемы.

     Объектом  нашего исследования выступают особенности поведения детей дошкольного возраста.

     Предметом исследования является - проявление агрессивных  действий у детей дошкольного  возраста.

     Практическая  значимость данного исследования заключается  в том, что разработанные нами рекомендации по коррекции агрессивного поведения окажут помощь педагогам, работающих с детьми.  

     Объект исследования:  агрессия детей старшего дошкольного возраста 

     Цель  исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.  

     Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста  

     Задачи  исследования:

     1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме агрессивного  поведения детей 

     2. Выявить и изучить отклонения  в поведении детей 5-6 лет  

      Для достижения поставленных задач мы использовали методики:

    1. Схема наблюдения за ребенком разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером
    2. Анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [2] (Приложение 1)
    3. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.) [20] (Приложение 2)
 
 

         База исследования: В исследовании принимали участие 12 ребёнка в возрасте 5-6 лет из ДОУ 75,. г. Иркутска.

     Достоверность и обоснованность полученных результатов  обеспечивается реализацией комплекса методов, соответствующим целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного подхода при обработке экспериментальных данных  

        Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

     Во  введении раскрывается актуальность проблемы, определены объект, цели и задачи, подобраны  методы.

     В первой главе проанализированы различные  подходы к данной проблеме.

     Во  второй главе проведена экспериментальная  работа по выявлению агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста, предложены рекомендации для педагогов и родителей по снижению агрессивных проявлений в поведении детей.

     В заключении приведены полученные результаты и выводы.

 

  Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

 

         Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.

         Во–первых, под агрессией некоторые исследователи понимают  сильную активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер [2, с.7] говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

         Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

         Давая определение агрессии, ряд  исследователей стремятся акцент  сделать на основе изучения  поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще актов поведения.

          Наиболее общим определением  агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов [22 с.18] описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.

        По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную.

         А. Басс [2, с.8] ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения.

          Боле логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на наш взгляд, предлагает Э. Фромм [50, с.35]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно.

          Агрессивные действия могут быть  как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.

         А. Басс и А.  Дарки выделяют пять видов агрессии: [2, с.10]

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).
  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).
  4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).
  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

          Ю. Б. Можгинский [28, с.24], в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии  жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды.

          В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы   агрессии   принадлежат

     З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [49, с.65].

          В этологическом подходе положение о врождённой природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [24].

           Согласно инстинктивным теориям,  агрессия является неотъемлемой  частью человеческой природы.  Согласно К. Лоренцу [24, с.68], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.

         В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад свой   вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.

           К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда [10, с.37], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит  к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания.

          Н.Е. Миллер [2, с.13] выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:

  1. силой побуждения к агрессии;
  2. силой факторов, тормозящих данное поведение;
  3. стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.    

         Л. Берковец считал [6, с.37], что фрустрация вызывает гнев, который создаёт готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии   могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы.

          Теория социального научения агрессии А. Бандура [4, с.39],  постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление  или сдерживание деструктивных тенденций.

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста