Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Средний уровень агрессивности выявлен у 6 (50%) детей. Это такие дети как:
Рустам Г. – уровень агрессии средний - (методика М. Алвордом и П. Бейкером - показала склонность ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-10-средний уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -5- уровень агрессии средний) – вспышки агрессии не частые, в основном в запале игры, или когда Рустам раздражён. Например, после просмотра мультфильма « 101 Далматинец», дети в группе, затеяли игру в далматинцев. В процессе игры Рустам укусил Катю К., на вопрос воспитателя, почему он укусил девочку, он ведь знает, что так поступать нельзя, Рустам ответил « Я же щенок, а щенки кусаются», но после разговора с воспитателем он подошёл к Кате и попросил у неё прощение. Катя очень нравится Рустаму, но неумение выразить своё отношение к девочке и желание обратить на себя её внимание ещё один повод для проявления агрессии. Как-то девочки играли в куклы, Рустам крутился возле Кати, но видя, что она не обращает на него внимание, выхватил у неё куклу и убежал, на вопрос, зачем он это сделал Рустам ответил « Она не хотела со мной играть».
Был случай когда Рустам строил замок из кубиков, у не хватило нескольких деталей, он подошёл к Саше П. разломал его постройку и взял оттуда недостающие детали, но после замечания воспитателя что так делать нельзя, мальчики довольно быстро помирились и сели играть вместе.
Агрессивное поведение, направленное на товарищей было замечено у Рустама после просмотра на кануне вечером, дома, мультфильмов агрессивного характера: «Сейлор Мун», «Покемоны» и тому подобных, ребёнок начинает рассказывать какой мультик он вчера смотрел пытается организовать игры в этих героев и в него буквально вселяется « бесёнок».
После разговора с родителями о желательном ограничении просмотра Рустамом подобных мультфильмов количество вспышек значительно снизилось.
Неудачи, как правило, вызывают раздражение у Рустама, но ребёнок довольно быстро отвлекается, переключаясь на другое занятие.
Замечания воспитателя воспринимает адекватно, баловаться прекращает не всегда так быстро как хотелось бы, но зато в дальнейшем своих шалостей старается не повторять.
Рисунок Рустама выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» представлен в Приложении 2 рисунок №11
Анализ рисунка:
По расположению на листе по центру - норма
Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется
Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе
Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх
Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами
Крылья, возвышающиеся над общими очертаниями рисунка - говорят о энергичности, стремлении к самоутверждению.
Симптомокомплекс теста
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 1 |
3 | Большое количество острых углов | 0 |
4 | Верхнее размещение углов | 0 |
5 | Крупное изображение | 1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0 |
8 | Угрожающее выражение | 0 |
9 | Угрожающая поза | 0 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0 |
11 | Хищник | 0 |
12 | Вожак или одинокий | 1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 1 |
14 | Ночное животное | 0 |
Общее количество баллов | 5 |
Маша Н. - уровень агрессии средний - (методика М. Алвордом и П. Бейкером - не показала склонности ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-6-средний уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -6- уровень агрессии слабый) – проявление агрессии в основном вербальное, очень сильно переживает свои неудачи и успехи других. Очень любит жаловаться, ябедничать: «А Вадик меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал». Для самоутверждения любит обзывать других детей: «Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора». Очень часто, для устранения сверстника может начать демонстративно кричать: «Уходи, надоел», «Не мешай». У ребёнка присутствуют агрессивные фантазии: например во время игры в больницу, пытаясь установить свои правила игры Маша сказала: «Юля, если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму» или в другой раз «Ира, я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть одна»
Очень сердится, когда ей кажется, что кто-то над ней подшучивает.
Часто не по возрасту ворчлива.
Рисунок Маши выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» представлен в Приложении 2 рисунок № 9
Анализ рисунка:
Расположению на листе (рисунок смещен вправо) говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии.
Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется
Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами
Хвост - опущенный вниз – говорит о недовольстве собой, сомнениях в своих силах, сожалениях о сказанном и сделанном.
Симптомокомплекс теста
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 0 |
2 | Неаккуратность рисунка | 1 |
3 | Большое количество острых углов | 0 |
4 | Верхнее размещение углов | 0 |
5 | Крупное изображение | 1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0 |
8 | Угрожающее выражение | 0 |
9 | Угрожающая поза | 0 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0 |
11 | Хищник | 0 |
12 | Вожак или одинокий | 1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 0 |
14 | Ночное животное | 0 |
Общее количество баллов | 3 |
У детей этого типа агрессивности неудачи вызывают сильное раздражение; иногда они ломают игрушки, конфликтуют, обзываются. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих. Это может быть связано с неудовлетворенной потребностью в общении и любви. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличаться особой жестокостью. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними.
Слабый уровень агрессивности выявлен у 3 (25%) детей, это такие дети как:
Арина Ш. - уровень агрессии слабый - (методика М. Алвордом и П. Бейкером - не показала склонности ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.- 4 -слабый уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного – 3 - уровень агрессии слабый) – тихая, замкнутая девочка, послушная, старательная на занятиях, но ее как будто нет в группе. Очень болезненно реагирует когда ей кажется, что кто-то над ней подшучивает. Начинает нервничать когда к ней обращаются по фамилии. Часто не уверена в своих действиях. Вспышки агрессии чрезвычайно редки, в основном направлены на окружающие предметы. Например во время рисования у ней не получалась картинка, Арина разозлилась скомкала свой рисунок и отбросила его в сторону, но увидев воспитателя наблюдающего за ней быстро подняла рисунок аккуратно положила его на стол, и тихонько села на стульчик у стены.
Девочка очень не охотно, настороженно идёт на контакт с воспитателем, хотя и очень быстро и досконально выполняет все просьбы.
Рисунок Маши выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» представлен в Приложении 2 рисунок № 4
Анализ рисунка:
Положению на листе - сдвиг рисунка влево- выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.
Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется
Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх.
Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами
Хвост - очень положительная оценка своих действий.
Симптомокомплекс теста
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 0 |
2 | Неаккуратность рисунка | 0 |
3 | Большое количество острых углов | 0 |
4 | Верхнее размещение углов | 1 |
5 | Крупное изображение | 0 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 1 |
8 | Угрожающее выражение | 0 |
9 | Угрожающая поза | 0 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0 |
11 | Хищник | 0 |
12 | Вожак или одинокий | 0 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 1 |
14 | Ночное животное | 0 |
Общее количество баллов | 3 |
Кирилл П. - уровень агрессии слабый - (методика М. Алвордом и П. Бейкером - не показала склонности ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.- 5 -слабый уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного – 2 - уровень агрессии слабый) – очень послушный, спокойный мальчик, один из самых крупных детей в группе, тем не менее к лидерству в группе не стремится. Предпочитает тихие игры, очень любит собирать пазлы, строить что-либо из конструктора. Акты агрессии чрезвычайно редки, и носят в основном оборонительный характер. Например: Кирилл и Саша П. играли вместе строили что-то из кубиков, рядом Вадик Щ. играл машинкой, своей машинкой он врезался в постройку Кирилла и разломал её. Кирилл отодвинул разбросанные кубики в сторону, отсел в сторонку сам и снова начал собирать пирамидки. Вадик снова, уже целенаправленно, врезался и разрушил постройку Саши, а потом со словами «Я во как могу» и в постройку Кирилла. На что Кирилл не говоря не слова взял один из кубиков и ударил им Вадика, после чего снова собрал кубики и продолжил строить. На вопрос воспитателя, за что он ударил Вадика, Кирилл ответил «- Лезть не будет»
Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста