Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

       Средний уровень агрессивности выявлен у 6 (50%) детей. Это такие дети как:

 

     Рустам  Г. – уровень агрессии средний - (методика М. Алвордом и П. Бейкером  - показала склонность ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-10-средний уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -5- уровень агрессии средний) – вспышки агрессии не частые, в основном в запале игры, или когда Рустам раздражён. Например, после просмотра мультфильма « 101 Далматинец», дети в группе, затеяли игру в далматинцев. В процессе игры Рустам укусил Катю К., на вопрос воспитателя, почему он укусил девочку, он ведь знает, что так поступать нельзя, Рустам ответил « Я же щенок, а щенки кусаются», но после разговора с воспитателем он подошёл к Кате и попросил у неё прощение. Катя очень нравится Рустаму, но неумение выразить своё отношение к девочке и желание обратить на себя её внимание ещё один повод для проявления агрессии. Как-то девочки играли в куклы, Рустам крутился возле Кати, но видя, что она не обращает на него внимание, выхватил у неё куклу и убежал, на вопрос, зачем он это сделал Рустам ответил « Она не хотела со мной играть».

     Был случай когда Рустам строил замок из кубиков, у не хватило нескольких деталей, он подошёл к Саше П. разломал его постройку и взял оттуда недостающие детали, но после замечания воспитателя что так делать нельзя, мальчики довольно быстро помирились и сели играть вместе.

     Агрессивное  поведение, направленное на товарищей было замечено у Рустама после просмотра на кануне вечером, дома, мультфильмов агрессивного характера: «Сейлор Мун», «Покемоны» и тому подобных, ребёнок начинает рассказывать какой мультик он вчера смотрел пытается организовать игры в этих героев и в него буквально вселяется « бесёнок».

После разговора с родителями о желательном  ограничении просмотра Рустамом подобных мультфильмов количество вспышек значительно снизилось.

     Неудачи, как правило, вызывают раздражение  у Рустама, но ребёнок довольно быстро отвлекается, переключаясь на другое занятие.

     Замечания воспитателя воспринимает адекватно, баловаться прекращает не всегда так быстро как хотелось бы, но зато в дальнейшем своих шалостей старается не повторять.

     Рисунок Рустама выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» представлен в Приложении 2 рисунок №11

     Анализ  рисунка:

По расположению на листе по центру - норма

Голова  повернута влево  - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе

Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами

Крылья, возвышающиеся над  общими очертаниями  рисунка - говорят о энергичности, стремлении к самоутверждению.

 
 
 
 
 
 

       Симптомокомплекс  теста

 
Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 1
2 Неаккуратность  рисунка 1
3 Большое количество острых углов 0
4 Верхнее размещение углов 0
5 Крупное изображение 1
6 Голова обращена вправо или анфас 0
7 Хвост поднят вверх, пышный 0
8 Угрожающее  выражение 0
9 Угрожающая  поза 0
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 0
11 Хищник 0
12 Вожак или одинокий 1
13 При нападении  дерется традиционным способом 1
14 Ночное животное 0
  Общее количество баллов 5

 
 

     Маша  Н. - уровень агрессии средний - (методика М. Алвордом и П. Бейкером  - не показала склонности ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-6-средний уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -6- уровень агрессии слабый) – проявление агрессии в основном вербальное, очень сильно переживает свои неудачи и успехи других. Очень любит жаловаться, ябедничать: «А Вадик меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал». Для самоутверждения любит обзывать других детей: «Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора». Очень часто, для устранения сверстника может начать демонстративно кричать: «Уходи, надоел», «Не мешай». У ребёнка присутствуют агрессивные фантазии: например во время игры в больницу, пытаясь установить свои правила игры Маша сказала: «Юля, если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму» или в другой раз «Ира, я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть одна»

     Очень сердится, когда ей кажется, что кто-то над ней подшучивает.

     Часто не по возрасту ворчлива.

     Рисунок Маши выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» представлен в Приложении 2 рисунок № 9

     Анализ  рисунка:

Расположению на листе (рисунок смещен вправо) говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии.

Голова  повернута влево  - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами

Хвост - опущенный вниз –  говорит о недовольстве собой, сомнениях в своих силах, сожалениях о сказанном и сделанном.

       Симптомокомплекс  теста

 
Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 0
2 Неаккуратность  рисунка 1
3 Большое количество острых углов 0
4 Верхнее размещение углов 0
5 Крупное изображение 1
6 Голова обращена вправо или анфас 0
7 Хвост поднят вверх, пышный 0
8 Угрожающее выражение 0
9 Угрожающая  поза 0
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 0
11 Хищник 0
12 Вожак или одинокий 1
13 При нападении  дерется традиционным способом 0
14 Ночное животное 0
  Общее количество баллов 3

 

        У детей этого типа агрессивности неудачи вызывают сильное раздражение; иногда они ломают игрушки, конфликтуют, обзываются. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих. Это может быть связано с неудовлетворенной потребностью в общении и любви. У таких детей агрессивность может быть мимолетной, ситуативной и не отличаться особой жестокостью. Их поведение носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними.

 

       Слабый уровень агрессивности выявлен у 3 (25%) детей, это такие дети как:

 

     Арина Ш. - уровень агрессии слабый - (методика М. Алвордом и П. Бейкером  - не показала склонности ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.- 4 -слабый уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного – 3 - уровень агрессии слабый) – тихая, замкнутая девочка, послушная, старательная на занятиях, но ее как будто нет в группе. Очень болезненно реагирует когда ей кажется, что кто-то над ней подшучивает. Начинает нервничать когда к ней обращаются по фамилии. Часто не уверена в своих действиях. Вспышки агрессии чрезвычайно редки, в основном направлены на окружающие предметы. Например во время рисования у ней не получалась картинка, Арина разозлилась скомкала свой рисунок и отбросила его в сторону, но увидев воспитателя наблюдающего за ней быстро подняла рисунок аккуратно положила его на стол, и тихонько села на стульчик у стены.

     Девочка очень не охотно, настороженно идёт на контакт с воспитателем, хотя и очень быстро и досконально выполняет все просьбы.

     Рисунок Маши выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего  животного» представлен в Приложении 2 рисунок № 4

     Анализ рисунка:

Положению на листе - сдвиг рисунка влево- выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.

Голова  повернута влево  - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется

Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх.

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами

Хвост - очень положительная оценка своих действий.

       Симптомокомплекс  теста

Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 0
2 Неаккуратность  рисунка 0
3 Большое количество острых углов 0
4 Верхнее размещение углов 1
5 Крупное изображение 0
6 Голова обращена вправо или анфас 0
7 Хвост поднят вверх, пышный 1
8 Угрожающее  выражение 0
9 Угрожающая  поза 0
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 0
11 Хищник 0
12 Вожак или одинокий 0
13 При нападении  дерется традиционным способом 1
14 Ночное животное 0
  Общее количество баллов 3

     Кирилл  П. - уровень агрессии слабый - (методика М. Алвордом и П. Бейкером  - не показала склонности ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.- 5 -слабый уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного – 2 - уровень агрессии слабый) – очень послушный, спокойный мальчик, один из самых крупных детей в группе, тем не менее к лидерству в группе не стремится. Предпочитает тихие игры, очень любит собирать пазлы, строить что-либо из конструктора. Акты агрессии чрезвычайно редки, и носят в основном оборонительный характер. Например: Кирилл и Саша П. играли вместе строили что-то из кубиков, рядом Вадик Щ. играл машинкой, своей машинкой он врезался в постройку Кирилла и разломал её. Кирилл отодвинул разбросанные кубики в сторону, отсел в сторонку сам и снова начал собирать пирамидки. Вадик снова, уже целенаправленно, врезался и разрушил постройку Саши, а потом со словами «Я во как могу» и в постройку  Кирилла. На что Кирилл не говоря не слова взял один из кубиков и ударил им Вадика, после чего снова собрал кубики и продолжил строить. На вопрос воспитателя, за что он ударил Вадика, Кирилл ответил «- Лезть не будет»

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста