Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

условный знак (например, щелчок пальцами).

     3) Агрессивные реакции может порождать  незнание человеком (в первую очередь, ребенком) правил и норм общения.

     В норме к шести годам ребенок  уже осваивает ситуации, связанные  с 

проявлением различных коммуникативных умений. И.Н.Агафонова выделяет такие базовые коммуникативные умения:

     - приветствие и прощание;

     - обращение;

     - просьба о поддержке, помощи, услуге;

     - оказание поддержки, помощи, услуги;

     - благодарность;

     - отказ.

     Также существуют процессуальные коммуникативные  умения: говорить перед другими; слушать  других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

     У дошкольников с агрессивным поведением наблюдаются некоторые особенности, связанные с проявлением различных коммуникативных умений: одни из них могут быть не развиты, не применяются ребенком (например, просьба о поддержке, помощи, услуге), а другие, наоборот, превалируют (например, умение командовать), хотя последнее часто не

проявляется как коммуникативное умение, а скорее является желаемым

и привычным  для ребенка стилем поведения. Все  перечисленное говорит о необходимости  специальной работы, направленной на развитие компетентности в общении детей с проявлениями агрессии.

     4) Агрессивное поведение может  быть связано с отсутствием  чувства эмпатии. 

     Эмпатия представляет собой нерациональное познание человеком 

внутреннего мира других людей (вчувствование). Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. А.В.Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию.

     На  ранних стадиях психического развития ребенка закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. (В качестве примера можно привести знакомую всем картину: стоит одному полуторатрехлетнему малышу расплакаться, как его «поддержат» своим дружным ревом все окружающие его сверстники, будь то в раздевалке детского сада или на детской площадке.) По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты — моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

     Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента: когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);

эмоциональный (я сочувствую ему); поведенческий (я  делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние). В повседневной жизни все три компонента слиты. Например, мы видим плачущего ребенка. Мы знаем, что он испытывает отрицательную эмоцию

(обиду, страх,  боль и т. д.), нам его жалко  (сочувствие), мы его успокаиваем  (выясняем причину и устраняем  ее, т. е. что-то делаем).

     Да  и при организации нравственного развития личности ребенка эти компоненты не всегда можно разделить.

     Считается, что развивать эмпатию и формировать  другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка.

Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

     Снижению агрессивности могут способствовать подвижные игры, которые можно проводить как на занятиях, так и в повседневной жизни.

  При подборе подвижных игр, мы опирались на теоретические положения, разработанные учеными Е.А. Аркиным, В.В. Гориневским, А.В. Кенеман [18], М.М. Конторовичем, Л.И. Михайловой, Н.А. Метловой, Т.И. Осокиной [34], Е.А. Тимофеевой [34] и др. Эти работы существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.

           Опыт В.И. Васюковой, Н.Н. Кильпио, Н.Г. Кожевниковой и др. показал влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение его в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

       По мнению ученых Н.А. Метловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой [34] и др.), при выборе игры нужно учитывать в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Найди флажок», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот» и др.), В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

     Е.К. Лютова и Г.Б. Монина [30] предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие отреагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т.д.

 По мнению  ученых, первое время работу с  проявлениями агрессивности у детей следует проводить в индивидуальной форме. Это необходимо для того, чтобы ребенок под контролем специалиста получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Через некоторое время с этими детьми можно проводить групповую работу.

 Психолог  Я.А. Павлова [30] рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение событий, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать и к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

 Были подобраны игры, направленные на снижение проявлений агрессивности (приложение № 1). Их задачами являются:

1) обучение способам общения;

2) осознание  собственных чувств и переживаний;

3) развитие интереса  к сверстникам;

4) развитие умения  действовать согласованно, сообща  в команде.

     Эти игры способствуют также снятию эмоционального напряжения, формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми, развитию уверенности в себе, позитивного самовоспитания, преодолению конфликтности.

 

           Игры, направленные на снижение проявлений агрессивности

     Название игры Цель
  «Изгнание злости». снятие напряжения в группе
«Ассоциации». получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.
«Высвобождение  гнева» отреагирование  негативных эмоций.
«Обзывалки». снятие вербальной агрессии, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
«Хитрая лиса», «Камешки»

«Улитка».

развитие наблюдательности, выдержки и самоконтроля.
«Доброе животное»,  «Веселые ребята»,  «Карусель», «Тропинка», «Чья команда быстрее соберется?», «Найди меня». способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать;

развитие навыков поведения в коллективе, умения действовать согласованно, сообща, в команде.

«Колечко», «Дракон», «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Связующая нить»,   обучение детей способам общения между собой.      
«Зеркало»

«Аэробус»

эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
«Рубка  дров», «Падающая башня» использование накопившейся агрессивной энергии в игре, освобождение от негативных эмоций.
«Два  барана»  снятие невербальной агрессии, предоставление ребенку возможности «легальным образом» выплеснуть свой гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.
«Бумажные мячики» дать детям  возможность вернуть бодрость и  активность после того , как они  чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
«Дотронься», «По кочкам» преодоление конфликтности.

 
 

 Эти игры  проводятся на занятиях по физической культуре, во время утренней гимнастики, на прогулке и в группе.

       Игры, направленные на развитие  навыков общения между детьми; на овладение способами установления  отношений с другими детьми; на развитие умение ориентироваться в ситуациях общения и согласовывать свои действия с партнерами по общению («Колечко»,  «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Связующая нить», «Найди меня») проводятся во время прогулок.

 На занятиях  по физической культуре включаются игры с целью развития навыков поведения в коллективе, действовать согласованно, сообща, в команде («Чья команда быстрее соберется?», «Карусель», «По кочкам», и т д.).

 Чтобы помочь  детям переключиться на активную  деятельность после долгой сидячей  работы, проводятся такие игры, как: «Рубка дров», «Бумажные мячики» и др. С целью расслабиться и успокоиться использовали малоподвижные игры такие как («Аэробус», «Зеркало», и др.).

 

 
 
 
 
 
 

 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверин В.А.  Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 520 с.
  2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
  3. Айхорн А. Трудный подросток. -  М.: Академия, 2001. — 336 с.
  4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
  5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. —  512 с.
  6. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.:  SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
  7. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.:  SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
  8. Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М., 2003.
  9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995.
  10. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  11. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. —  М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
  12. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.
  13. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник. – М.:изд. АПНСССР, 1990. – 90 с.
  14. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
  15. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - №8/2001. - 62-68 с.
  16. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». №483/2000. -  с.51
  17. Детская психология / В.С. Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.-352с.
  18. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
  19. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998, - 204 с.
  20. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224 с.
  21. Лалаянц И. Энергия агрессивности.// Семья и школа. — №6/1995. — С.20-21.
  22. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21
  23. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.
  24. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с.
  25. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997,  617с.
  26. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
  27. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996. – 196 с.
  28. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
  29. Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
  30. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995.395с.
  31. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
  32. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
  33. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.
  34. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.
  35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
  36. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. — 125 с.
  37. Паренти М.  Media. – М.:Юнити, 1992.- 120 с.
  38. Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2002.
  39. Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999. — 656 с.
  40. Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. — №5/6/1992. —  С.35-40.
  41. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии.// Вопросы психологии. — № 1/1991. — С. 81-88.
  42. Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.-  № 6/1994  - с. 20-26
  43. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
  44. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.
  45. Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. – SvR – Аргус, 1995. – 223 с.
  46. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.
  47. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 238 с.
  48. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер. 2004. - 397 с.
  49. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 455 с.
  50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990. – 446 с.
  51. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. – 296 с.
  52. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. – М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. – 96 с.
  53. Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. – с.27-28
  54. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.
  55. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива,  2003. – 248 с.
  56. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003.
  57. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. – 213 с.
  58. Шкондин М.В.  Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

       Приложение 1

       Анкета  для родителей, разработанная  Лаврентьевой Г.П. и  Титаренко Т.М. в 1992 г. [2]

 

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения  Вашего ребенка!»

 
  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

  1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается   отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4.Иногда  ему без всякой причины хочется  выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием ломает  игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда  он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он  не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить  его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень  сердится, когда ему кажется, что  кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда  у него вспыхивает желание  сделать что-то плохое, шокирующее  окружающих.

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста