Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

Анализ: сумма - 20 баллов. Уровень тревоги  средний (с тенденцией к высокому)

 

Обследование Ю. Д.

г.р. 1953.

Специальность – инженер-снабженец.

Перенес 3 инсульта, после первого  были краткосрочные нарушения, после  второго – легкие нарушения речи, праксиса. Третий – не был вовремя замечен, только после посещения невропатолога направлен в стационар. Диагноз при поступлении ОНМК по ишемическому типу. На момент обследования легкое нарушение праксиса в левой руке, по мнению Ю.Д. «силы в руке на 50%». Ориентирован во времени, пространстве, в своем состоянии, опрятен, часто смущается   

 

Анализ: по Сравнение результатов  входного (-7 баллов) и выходного (-16 баллов) контроля по шкалам качества жизни больного говорит о возросшей критичности к своему уровню жизни. Также изменились показатели по методике самооценки входной (-7 б.), выходной (3 б.), что может

Причем по шкале коммуникативности изменений не произошло(-4), по шкале отношения к окружающим результаты снизились(с1 до -1), а по шкалам эмоционально-волевых качеств (-2 – 8) и активности (-2 – 0) результаты возросли.

Результаты по опроснику тревоги  изменились существенно: изменился уровень тревоги от среднего с тенденцией к высокому до среднего с тенденцией к низкому, абсолютные показатели 21 и 12 соответственно.

Шкала эмоциональных отношений  по Столину. Результаты испытуемого  показали небольшое снижение по категории близость - отдаленность (с 16 баллов до 13 баллов). Результаты оценки женой больного своих взаимоотношений с ним говорят о положительном к нему отношении.

 

Методика качества жизни больного

 

 

Входной контроль

 

Вариант ответа

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

     

+

     
   

+

       
   

+

       
 

+

+

+

     
     

+

     
   

+

       
 

+

         
 

+

         
   

+

       
         

+

 
   

+

       
     

+

     
     

+

     
       

+

   
           

+

   

+

       
     

+

     

Сумма ответов

3

7

6

1

1

1


Анализ: а - -6  баллов

              б - -7 баллов

              в - 0 баллов

              г - +1 балл

             д - +2 балла

             е - +3 балла

Итоговая оценка качества жизни  больным: -7 балл

 

Методика качества жизни больного

 

Выходной контроль

 

Вариант ответа

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

1.

 

+

       

2.

 

+

       

3.

+

         

4.

 

+

       

5.

+

         

6.

 

+

       

7.

+

         

8.

+

         

9.

+

         

10.

 

+

       

11.

 

+

       

12.

   

+

     

13.

 

+

       

14.

   

+

     

15.

         

+

16.

   

+

     

17.

+

         

Сумма ответов

6

7

3

0

0

1


Анализ: а - -12  баллов

              б - -7 баллов

              в - 0 баллов

              г - 0 баллов

             д - 0 баллов

             е - +3 балла

Итоговая оценка качества жизни  больным: -16 баллов

 

 

Методика исследования самооценки (по Ж.М. Глозман )

 

 

Входной контроль

Шкала эмоционально –волевых качеств

 

сильно

средне

слабо

0

слабо

средне 

сильно

 

Я самый счастливый

     

+

     

   Я самый несчастный

Я очень раздражительный, не умею сдерживаться, меня все возмущает

 

 

 

 

 

+

+

 

   Я очень сдержанный, умею держать себя      в руках, не раздражаюсь

Я очень неуравновешенный, у меня быстроменяется настроение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

   

   Я очень уравновешенный, у меня ровный, всегда одинаковый характер

Я очень тревожный человек, всегда из-за всего очень волнуюсь

 

 

 

+

 

 

 

 

   Я очень спокойный человек, редко волнуюсь

Я очень неуверен в себе, всегда сомневаюсь в своих силах и возможностях

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

   

   Я очень уверен в себе, никогда не сомневаюсь в своих силах и возможностях

Я очень тяжело переживаю трудности,сильно страдаю, если что-нибудь не получается

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

   Я очень легко переживаю  трудности, не страдаю, если что-нибудь не получается

Я очень грустный, часто печалюсь, редко смеюсь

 

 

 

+

 

 

 

 

    Я очень веселый, часто смеюсь, всему радуюсь

Я очень некритичен к себе, не вижу своих недостатков

 

 

 

 

+

 

 

 

    Я очень критичен к себе, вижу все свои недостатки

Шкала активности

Я очень осторожный, долго думаю, колеблюсь перед тем, как что-то сделать

   

+

       

Я очень решительный, быстро принимаю решения, долго не думаю, не колеблюсь

Я очень медлительный, все делаю долго

 

+

         

Я очень подвижный, все делаю быстро

Я очень ненастойчивый, неупорный, редко добиваюсь, чего хочу

   

+

       

Я очень настойчивый, упорный, всегда добиваюсь, чего хочу

Я очень пассивный, жду, когда все решат другие

       

+

   

Я очень активный, всегда все решаю сам

Я люблю, когда мне помогают

 

       

+

 

Я люблю все делать сам

Шкала отношения к окружающим

Я очень подозрительный, никому не доверяю, боюсь, что обманут

     

+

     

 Я очень доверчивый, всем верю, не боюсь, что обманут

Я не хочу помогать людям

 

     

+

   

Я хочу помогать людям

Я очень неаккуратный, не убираю за собой, часто пачкаю и порчу свои вещи

     

+

     

Я очень аккуратный, всегда убираю за собой, никогда не пачкаю свои вещи

Шкала коммуникативности

Я очень замкнутый, не люблю общество, трудно знакомлюсь с людьми

 

+

         

Я очень общительный, люблю общество, легко знакомлюсь с людьми

Я очень не разговорчивый, люблю помолчать

   

+

       

Я очень разговорчивый, люблю побеседовать

Я не люблю ходить в магазин 

   

+

       

Я люблю ходить в магазин

Я не люблю общественно-организационную работу

       

+

   

Я люблю общественно-организационную работу

Я люблю быть один

   

+

       

Я люблю быть в компании, среди людей


 

 

Анализ: результаты обследования самооценки - - 7 баллов.

Оценка по отдельным шкалам: 1. шкала  эмоционально-волевых качеств – -2 балла; 2. шкала активности – - 2 балла; 3. шкала отношения к окружающим – 1 балл; 4. шкала коммуникативности – -4 балла.

 

 

 

 

Методика исследования самооценки (по Ж.М. Глозман )

 

Выходной контроль

Шкала эмоционально –волевых качеств

 

сильно

средне

слабо

0

слабо

средне 

сильно

 

Я самый счастливый

 

+

         

Я самый несчастный

Я очень раздражительный, не умею сдерживаться, меня все возмущает

         

+

+

Я очень сдержанный, умею держать себя в руках, не раздражаюсь

Я очень неуравновешенный, у меня быстро меняется настроение

         

+

 

Я очень уравновешенный, у меня ровный, всегда одинаковый характер

Я очень тревожный человек, всегда из-за всего очень волнуюсь

       

+

   

Я очень спокойный человек, редко волнуюсь

Я очень неуверен в себе, всегда сомневаюсь в своих силах и возможностях

   

+

       

Я очень уверен в себе, никогда не сомневаюсь в своих силах и возможностях

Я очень тяжело переживаю трудности, сильно страдаю, если что-нибудь не получается

   

+

       

Я очень легко переживаю трудности, не страдаю, если что-нибудь не получается

Я очень грустный, часто печалюсь, редко смеюсь

       

+

   

Я очень веселый, часто смеюсь, всему радуюсь

Я очень некритичен к себе, не вижу своих недостатков

       

+

   

Я очень критичен к себе, вижу все свои недостатки

Шкала активности

Я очень осторожный, долго думаю, колеблюсь перед тем, как что-то сделать

 

+

         

Я очень решительный, быстро принимаю решения, долго не думаю, не колеблюсь

Я очень медлительный, все делаю долго

 

+

         

Я очень подвижный, все делаю быстро

Я очень ненастойчивый, неупорный, редко добиваюсь, чего хочу

       

+

   

Я очень настойчивый, упорный, всегда добиваюсь, чего хочу

Я очень пассивный, жду, когда все решат другие

       

+

   

Я очень активный, всегда все решаю сам

Я люблю, когда мне помогают

         

+

 

Я люблю все делать сам

Шкала отношения к окружающим

Я очень подозрительный, никому не доверяю, боюсь, что обманут

   

+

       

 Я очень доверчивый, всем верю, не боюсь, что обманут

Я не хочу помогать людям

       

+

   

Я хочу помогать людям

Я очень неаккуратный, не убираю за собой, часто пачкаю и порчу свои вещи

   

+

       

Я очень аккуратный, всегда убираю за собой, никогда не пачкаю свои вещи

Шкала коммуникативности

Я очень замкнутый, не люблю общество, трудно знакомлюсь с людьми

   

+

       

Я очень общительный, люблю общество, легко знакомлюсь с людьми

Я очень не разговорчивый, люблю помолчать

   

+

       

Я очень разговорчивый, люблю побеседовать

Я не люблю ходить в магазин

 

   

+

       

Я люблю ходить в магазин

Я не люблю общественно-организационную работу

       

+

   

Я люблю общественно-организационную работу

Я люблю быть один

 

+

         

Я люблю быть в компании, среди людей


 

 

Анализ: результаты обследования самооценки - 3 балла.

Оценка по отдельным шкалам: 1. шкала  эмоционально-волевых качеств – 8 баллов; 2. шкала активности – 0 баллов; 3. шкала отношения к окружающим – - 1 балл; 4. шкала коммуникативности – -4  балла.

 

 

 

 

 

Шкала эмоциональных отношений (по В.В. Столину)

 

 

(для больного) входной контроль

пп

Характеристика

сильно

средне

слабо

0

слабо

средне

сильно

Характеристика

1

Сочувствуют ли Вам

+(3)

         

 

 

Не сочувствуют

2

Близки 

+(3)

           

Далеки

3

Пренебрегают

         

+(2)

 

Относятся с уважением

4

Покладисты в отношениях

 

+(2)

         

Склонны не соглашаться

5

Не расположены к Вам

         

+(2)

 

Испытывают чувство расположения

6

Ненавидят

     

+(0)

     

Восхищаются

7

Принимают участие

 

+(2)

         

Безучастны к Вам

8

Чувствуют своим, душевно связаны

+(3)

           

Часто чувствуют чужим, посторонним

9

Равнодушны 

           

+(3)

Жалеют

10

Принимают таким, какой есть

       

+(-1)

   

Хотят что-то изменить

11

Сухи в общении

             

Равнодушны

12

Стремятся помочь

+(3)

           

Отстраняются

13

Испытывают чувство враждебности

         

+(2)

 

Испытывают дружеские чувства

14

Одобряют

 

+(2)

         

Укоряют

15

Относятся с издевкой

         

+(2)

 

Относятся с восхищением

16

Ценят высоко

 

+(2)

         

Ценят низко

17

Видят недостатки

     

+(0)

     

Признают достоинства

18

Заинтересованы 

 

+(2)

         

Безразличны


 

 

Методика шкалирования эмоциональных  отношений основана на экспериментально подтвержденной гипотезе о том, что эмоционально-ценностное отношение к другому человеку включает в себя три независимых категории: симпатия – антипатия (с – а); уважение – неуважение (у – н/у); близость – отдаленность (б – о).

 

Показатели ниже 0 для каждой категории  характеризуют отрицательное отношение; от 0 до 6 – среднее; более 6 – положительное отношение.

 

АНАЛИЗ:

 

С-А =7 баллов

У-Ну =9 баллов

Б-О = 16 баллов

Результаты оценки больным своих взаимоотношений с родственниками говорят о положительном к нему отношении.

 

С-А -№ 5,6,9,11,13,17,

У-НУ- №3,4,10,14,15,16,

Б-о - №1,2,7,8,12,18,

 

Шкала эмоциональных отношений (по В.В. Столину)

 

 

(для больного) выходной контроль

пп

Характеристика

сильно

средне

слабо

0

слабо

средне

сильно

Характеристика

1

Сочувствуют ли Вам

+(3)

         

 

 

Не сочувствуют

2

Близки 

 

+(2)

         

Далеки

3

Пренебрегают

         

+(2)

 

Относятся с уважением

4

Покладисты в отношениях

 

+(2)

         

Склонны не соглашаться

5

Не расположены к Вам

         

+(2)

 

Испытывают чувство расположения

6

Ненавидят

       

+(1)

   

Восхищаются

7

Принимают участие

 

+(2)

         

Безучастны к Вам

8

Чувствуют своим, душевно связаны

 

+(2)

         

Часто чувствуют чужим, посторонним

9

Равнодушны 

         

+(2)

 

Жалеют

10

Принимают таким, какой есть

       

+(-1)

   

Хотят что-то изменить

11

Сухи в общении

             

Равнодушны

12

Стремятся помочь

 

+(2)

         

Отстраняются

13

Испытывают чувство враждебности

         

+(2)

 

Испытывают дружеские чувства

14

Одобряют

 

+(2)

         

Укоряют

15

Относятся с издевкой

       

+(1)

   

Относятся с восхищением

16

Ценят высоко

 

+(2)

         

Ценят низко

17

Видят недостатки

       

+(1)

   

Признают достоинства

18

Заинтересованы 

 

+(2)

         

Безразличны

Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта