Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа
целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.
Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69
Во время Великой
Первой особенностью ВПФ является их общественно-историческое происхождение, они формируются прижизненно путем усвоения социального опыта.[9]
Вторая особенность
Речь переводит строение и осуществление ВПФ на более высокий уровень, слово может замещать предметы и явления в их отсутствие, опосредуя тем самым протекание любого психического процесса. Это – третья особенность высших психических функций.
Четвертой особенностью является их системное, сложное, многоуровневое и многозвенное строение, опирающееся на функциональную мозговую систему – образование, способное к пластичному изменению.
Учение о функциональных системах, как о психофизиологической основе психических функций легло в основу научных представлений о путях и возможностях восстановления ВПФ.
Понятие «функция» должно употребляться в двух значениях:
1)функция как отправление
2)функция как сложная
Такие функции представляют собой сложные формы деятельности человека, для которых характерно выполнение постоянной задачи вариативными средствами, они являются функциональными системами, это избирательное динамическое образование состоящее из значительного числа анатомических и физиологических образований, всегда объединенных функционально.
Функциональная система имеет ряд характеристик:
она представляет собой рабочую констелляцию, союз отдельных участков головного мозга;
эти участки территориально независимы;
объединены на основе выполнения общей постоянной задачи, которая может выполнятся вариативными средствами;
каждый участок мозга
каждая функциональная система обладает определенным набором афферентных сигналов, идущих с разных участков мозга, с разных анализаторных систем.
Различные афферентные сигналы образуют афферентное поле, именно оно обеспечивает нормальную работу всей функциональной системы. Данное поле закладывается в онтогенезе, и его развитие идет по пути сужения афферентаций, выделения «ведущей» афферентации и ухода остальных в «резервный фонд». Они переходят в латентное состояние. При любом отклонении от конечного результата «резервные» афферентации снова вступают в работу.
Функциональные системы не появляются в готовом виде, они формируются у человека в процессе жизни, путем предметной деятельности и общения с окружающими людьми. Идеи о психических функциях как функциональных системах, о «ведущих» и «резервных» афферентациях, о полиафферентном составе функциональной системы, ее прижизненном формировании, пластичности легли в основу теоретических принципов восстановительного обучения и делают понятным возможность восстановления ВПФ путем их перестройки. Именно на этой основе строится система нейропсихологических методов, направленных на эту пересройку.
Павловым и Ухтомским был
сформулирован принцип
«Динамическая» локализация означает, что объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или другую психическую функцию, могут меняться по мере ее формирования, т.е. меняется структура по мере развития функции и меняются ее взаимоотношения с другими психическими процессами, следовательно меняется и локализация. Понятие «системная локализация» указывает на то, что функция локализуется как система.[9]
Подобные взгляды на ВПФ дали основания рассматривать восстановление психических функций как возможное.
Прежде чем обратиться к проблемам реабилитации сосудистых больных нам представляется необходимым рассмотрение самого заболевания и особенностей его протекания, и собственно лечения. Этот шаг необходим для разработки адекватной реабилитационной программы для данной нозологической группы.
Существует несколько причин возникновения локальных поражений головного мозга: травматические, сосудистые, инфекционные, вирусные, токсические, дегенеративно-атрофические и радиационные. Для нас важны мозговые катастрофы, резко развивающиеся, имеющие скоротечный острый период, в котором происходит основное патогенное воздействие, и развернутый период восстановления. Это инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли, токсические энцефалопатии. Опишем кратко патофизиологическое содержание этих нозологических форм.
Инсульт, острое
нарушение мозгового
ОНМК клинически проявляется субарахноидальным или внутримозговым кровоизлиянием (геморрагический инсульт), или ишемическим инсультом:
- Субарахноидальные кровоизлияния развиваются в результате разрыва аневризм и реже на фоне гипертонической болезни.
- Геморрагический инсульт – кровоизлияние в вещество головного мозга.
- Ишемический
инсульт – заболевание,
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) – это собирательное понятие, включающее в себя повреждения покровов черепа и содержимого черепной коробки – вещества мозга, черепно-мозговых нервов, кровеносных сосудов, ликвосодержащих емкостей (желудочков мозга) и ликвопроводящих путей. ЧМТ классифицируют как:
Выделяют три степени тяжести ЧМТ:
«Опухоли могут быть доброкачественными или злокачественными. Они располагаются в самых различных отделах головного мозга. Рост опухоли внутри замкнутого пространства черепа сопровождается нарушением циркуляции жидкости, сдавлением и отеком мозга, нарушением обмена веществ. Это приводит к гибели нервных клеток и нарушению жизненно важных функций». [9 c321]
Все патологии, в принципе подобны,
но отличаются ососбенностями лечения.
В нашей работы мы остановились на
вопросе реабилитации больных после
ОНМК, поэтому мы и рассмотрим более
детально тему лечения этих больных
чтобы затем перейти к разработ
Лечение больных с ОНМК строится на системе, включающей комплекс лечебных мероприятий по неотложной помощи больным мозговым инсультом, независимо от его характера (недифференцированная помощь) и дифференцированное лечение ишемического и геморрагического инсульта.[3]
В процессе течения ОНМК выделяют периоды со своими особенностями течения и лечения. Авторами приводятся различные периодизации, их можно обобщить следующим образом:
Острый период: быстрая смена симптоматики, проводится комплекс медицинских процедур, в том числе и хирургические, врачи борются за жизнь больного.
Промежуточный период – фармакотерапия, здесь включается работа реабилитолога
Период последствий – основное – реабилитация, но есть и фармакотерапия, в этот период скорость восстановления ВПФ крайне низкая, поэтому реабилитация не очень эффективная. А максимально эффективна она только в промежуточный период.
Недифференцированное лечение проводится в остром периоде лечения если характер инсульта еще не уточнен; оно, следовательно, полезно в любом случае инсульта, если при нем имеются те или другие расстройства сердечно – сосудистой деятельности, дыхания, метаболические нарушения, явления отека мозга, вегетативные расстройства. Это лечение комбинируется с дифференциальной терапией, когда характер инсульта установлен по совокупности клинических и параклинических признаков.
В восстановительном периоде
Работу с речевыми нарушениями проводят логопедическими методами. Это единственная психическая функция, которая по медицинской логике имеет возможность восстановления или компенсации, другие ВПФ остаются вне зоны внимания медиков, так как они считают, что восстановление их невозможно. [3]
С больными проводится реабилитация. Есть разные виды реабилитации, Коган О.Г. и Найдин В.Л. выделяют четыре основных:
1. Медицинская - медикаментозная
терапия, бальнеофизиотерапия,
2. Психологическая - психотерапия, коррекционное воспитание, нейропсихологическая реабилитация и др.,
3. Профессиональная/
4. Социальная - бытовое и трудовое
устройство, социотерапия, социально-экономическое
и юридическое
Предлагаемая нами реабилитация не просто психологическая, а с включениями социальной.
Известно, что разрушенные нервные элементы не регенерируют и что функции, исчезнувшие в результате их поражения, казалось бы, не могут восстановиться. Также по мере обратного развития заболевания, нарушенные в результате локального поражения функции, постепенно восстанавливаются. Но восстановление нарушенной функции, при органических поражениях головного мозга, может быть только при специально организованных мероприятиях, направленных на восстановление функций.
В нейропсихологии в настоящее время тема возможностей и видов путей восстановления нарушенной психической функции является хорошо разработанной. В трудах А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.Г. Ахутиной содержится развернутое описание всех путей восстановления ВПФ. Детально Л.С.Цветковой описаны следующие пути восстановления ВПФ
ПЕРВЫЙ путь применяется в случаях, когда преобладающее место в нарушении функции занимает её инактивация (блокирование или торможение функций). Основная цель работы - так называемое расторможение функции (снятие диашиза, восстановление синаптической проводимости). Средства для расторможения следующие:
- фармакологические – для
- тренировки – позволяющие
ВТОРОЙ путь проводится в более
сложных случаях, когда в основе
нарушения ВПФ лежит
Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта