Психологические особенности детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей с нарушениями зрения.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов диагностики развития детей с нарушенным зрением.
Объектом курсовой работы является дошкольное образовательное учреждение №18 ст. Новомалороссийской, Выселковского района Краснодарского края.
Задачами курсовой работы является:
- изучение особенностей нарушения зрения у детей;
- анализ интеллектуально-познавательной сферы развития дошкольников с нарушенным зрением;
- изучение психологических особенностей детей с нарушениями зрения;
- исследование особенностей развития детей с нарушенным зрением на примере ДОУ №18.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время воспитание детей с нарушенным зрением представляет собой сложную проблему. Из-за ограниченного зрительного восприятия мира, а также недостатка поступления информации о свойствах различных предметов, слабовидящие детки имеют присущие только им особенности развития, которые обусловлены своеобразным ходом физического и психологического развития.

С самого раннего возраста слепым и слабовидящим детям требуются специальные мероприятия, которые направлены на формирование специальных компенсирующих механизмов мироощущения, а также на профилактику других отклонений в развитии. Не секрет, что нарушение зрения весьма сильно влияет на психическое развитие ребенка. Нередко дети страдают аутизмом, задержкой речи, нарушением интеллектуальной сферы и так далее.

Решение этих проблем в условиях дошкольного учреждения предполагает проведение специальных мероприятий, направленных на интеграцию слабовидящего ребенка в общество, а также на адаптацию психического и социального развития к тяжелым условиям внешней среды. От этих мероприятий зависит как качество личной и общественной жизни, так и дальнейшая учебная деятельность.

Проблема исследования психологических особенностей детей с нарушением зрения актуальна тем, что в последнее время все больше детей рождаются с нарушениями зрения. Поэтому важность изучения данной темы очевидна.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.

Целью курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей детей с нарушениями зрения.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов диагностики развития детей с нарушенным зрением.

Объектом курсовой работы является дошкольное образовательное учреждение №18 ст. Новомалороссийской, Выселковского района Краснодарского края.

Задачами курсовой работы является:

- изучение особенностей нарушения зрения у детей;

- анализ интеллектуально-познавательной  сферы развития дошкольников  с нарушенным зрением;

- изучение психологических особенностей детей с нарушениями зрения;

- исследование особенностей развития  детей с нарушенным зрением на примере ДОУ №18.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

1.1. Нарушение зрения у детей: причины, классификация

Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент детских садов специального назначения составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм. [4, с.34]

У преобладающего большинства дошкольников указанные нарушения - врожденные. В некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалий центральной нервной системы, обусловленных травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствиями перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы. Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью - вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Природа этих вторичных нарушений так же разнообразна, как и первичных.

Многообразие форм аномалии зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер. В связи с этим особую важность приобретает дальнейшее совершенствование дифференциальной диагностики.

Серьезность вторичных отклонений развития и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения. Многочисленными психологическими исследованиями установлено, что зрительное восприятие очень рано, уже со второго-третьего месяца жизни ребенка, начинает оказывать влияние на ход его психического развития. В норме уже в первые дни жизни у новорожденного появляется зрачковая реакция на свет. Со временем амплитуда ее увеличивается: так, к концу первого месяца она равна 0,9 мм, к концу первого года - 1,4 мм, в два года - 1,9 мм. Через несколько недель жизни можно отметить связь между сужением зрачка, конвергенцией и аккомодацией. В это же время под воздействием света изменяются ориентировочные движения головы и глаз новорожденного. [5, с.78]

С первых месяцев жизни появляется и цветоразличение, а в два года детям доступно уже восприятие зеленого и красного цвета. У младенцев в двух-трехнедельном возрасте можно наблюдать установочные движения глаз, сопровождающиеся порою движением головы в направлении взора. Развивается фиксация взора. В первое время она еще неустойчива. С возрастом у ребенка растет способность фиксировать все более отдаленные объекты. Так, лежащий на спине месячный младенец в течение 5-7 секунд сосредоточивает взор на блестящем предмете, удаленном от него на 0,5-1 м, а двух-трехмесячный - на предмете, удаленном на 2-3 м.

Рано возникает у новорожденных и ориентация в направлении движений руки. В двухнедельном возрасте отмечается прослеживание глазами горизонтального, а в двухмесячном - вертикального расположения предметов. Хорошо известно, что зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятиями. В течение второго месяца жизни возникает сложное взаимодействие между движениями рук и глаз новорожденного: рука действует как орган осязания, глаза следуют за ее движениями. В трехмесячном возрасте появляются зрительные реакции, прослеживающие контур воспринимаемой, формы предметов. Зрение играет ведущую роль в реализации движений ребенка при манипуляции предметами. Образование зрительных системных связей оказывает положительное влияние на формирование зрительного внимания, зрительной памяти и других высших психических процессов. На последующих этапах развития младенца с участием зрения образуются сложные зрительно-слуховые, зрительно-тактильные, зрительно-двигательные и другие системные связи.

Таким образом, та ведущая в развитии ребенка роль, которая, согласно результатам многих исследований, в течение первых месяцев жизни новорожденного сохраняется за осязанием, мышечным чувством, кинестезией, слухом, на четвертом-пятом месяце переходит к зрению.

Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. В связи с этим особое значение приобретает возможно более раннее выявление аномалий развития ребенка, позволяющее путем хирургического и своевременного медицинского вмешательства, консервативного, восстановительного лечения и коррекционно-воспитательной работы исправить, восстановить первично нарушенные функции зрительной системы при обратимых дефектах и предупредить возникновение вторичных отклонений в развитии.

Различаются внутрисистемные отклонения, не выходящие за рамки функциональных нарушений той или иной сенсорной системы, и межсистемные, затрагивающие деятельность многих функций организма. Остановимся на особенностях того и другого типа отклонений в развитии детей с аномалиями зрения, в частности с такими его распространенными в дошкольном возрасте формами, как амбиопия и косоглазие.

Нарушение зрения в дошкольном детстве, когда еще не все функции зрительной системы сформировались, отрицательно сказывается, прежде всего, на остроте центрального зрения. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затруднят фиксацию взора, связанную с развитием функции адаптации. У многих детей с глубокими нарушениями зрения встречаются аномалии цветовосприятия.

Снижение остроты центрального зрения, как правило, более выражено на одном глазу. Такого рода особенность негативно отражается на формировании бинокулярного зрения, глазомерной оценки, приводит к затруднениям в установлении пространственных связей и отношений между предметами. Отмечаются недостатки прослеживающих функций, что нередко бывает обусловлено сужением поля зрения.

Своевременное медицинское вмешательство позволяет предупредить возникновение и развитие внутрисистемных нарушений зрения. Необходимо, однако, заметить, что действительно эффективная нормализация его функций становится достижимой лишь в условиях сочетания медицинской и педагогической работы.

Изучение возрастных особенностей физического развития дошкольников со зрительной недостаточностью показало, что в принципе возрастная периодизация в формировании двигательных функций сохраняется и при нарушениях зрения. Но в условиях выраженности дефекта развитие некоторых из этих функций затягивается во времени. Успешное их формирование может быть обеспечено на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции и самоконтроле движений наряду со зрением участвуют слуховая, тактильная, мышечная, вибрационная и другие виды чувствительности. По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа сужается, становясь моносенсорной или бисенсорной. [7, с.74]

У детей дошкольного возраста с нарушением зрения, по сравнению с нормально видящими сверстниками, чувственный опыт беднее; меньше и набор «мерок», хранящихся в памяти эталонных образов. Однако по мере накопления знаний и опыта в условиях специально направленного педагогического воздействия такие дети даже при очень низкой остроте зрения овладевают приемами и способами «видения» существенных свойств предметов и явлений. При восприятии объекта они подмечают его основные смыслоразличительные признаки, научаются воссоздавать образы за счет «внутреннего» зрения, с помощью воображения восполняя пробелы сенсорного опыта. [15, с.97]

1.2. Интеллектуально-познавательное развитие дошкольников с нарушением зрения

Слабовидящий или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества.

Многочисленные эксперименты опровергли утверждение о наличии функциональных отличий мозга ребенка с дефектом органов зрения от мозга нормально видящего ребенка. Но все же развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.

Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормально видящим школьникам.

Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

Одна из причин низкой эффективности учебного процесса – пассивность, отсутствие самостоятельности у ребенка с нарушением зрения в освоении окружающего мира. Часто такая позиция ребенка является результатом неправильного отношения к ребенку в семье и в школе. Чрезмерное сочувствие, опека, создание щадящего режима, ограничение деятельности таких детей приводят их к неверию в свои силы, осознанию себя инвалидом, отсутствию интереса и активности к познанию, без чего успешное обучение невозможно. Относитесь к ребенку как к равному, поощряйте его самостоятельность, формируйте у него активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.

Часто у детей с нарушением зрения наблюдается низкий уровень физического развития. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих школьников составляет 59 %, тогда как у детей с нормальным зрением – 18 %. Значительно больше у первых и число простудных заболеваний. Исследования врачей и физиологов давно доказали, что общее развитие детей и подростков, правильное функционирование у них всех систем и органов происходит лишь при достаточном количестве движений.

Информация о работе Психологические особенности детей с нарушениями зрения