Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат
Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11
Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54
Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85
Заключение………………………………………………………………..110
Список использованной литературы………………………………………………………………….112
Тема экскурсии «Русская Масленица»
Продолжительность (ч) 45 мин.
Протяженность (км)
______________________________
Автор-разработчик Хагемейстер Ф.А.
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии
______________________________
______________________________
Вступление
Аванзал.
Здравствуйте, ребята! Приветствуем Вас в нашем музее! У меня такой вопрос : Вы были уже здесь раньше?
Дети отвечают : были /нет ,мы здесь впервые
Музей называется Российский этнографический музей. Слово этнография означает наука о народах. Музей хранит 500 тысяч этнографических предметов по 157 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века и до ХХ1 века. .
Музей рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили, какие праздник отмечали.
Однако каждый народ
имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только
ему.
Все вещи музея подлинные, собранные в
среде самих народов многими поколениями
музейных сотрудников.
В центре музейного здания расположен Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, – один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга. Весь музей украшен этим мрамором.
Сегодня мы с Вами узнаем как русские отмечали праздник Масленицы.
Сначала мы посмотрим на лица русских крестьян и их занятия. Это нам покажут старинные фотографии.
Вы видите на фото как выглядели взрослые и дети в Х1Хвеке, как они одевались. Они занимались рыболовством, плетением корзин, земледелием.
А теперь мы подойдем к календарю –на котором отмечены Все праздники, которые отмечали русские люди Давайте вспомним, какие старинные русские праздники отмечали и отмечают по сей день русские люди.
Экскурсовод: «Какой самый
большой религиозный зимний
Дети: Рождество Христово 25 декабря/7 января Экскурсовод: «А какой праздник отмечает конец зимы?» Дети: Масленица |
|
Среди множества крестьянских календарных
праздников Масленица занимала особое
место.
Масленица начинается за 56 дней до Пасхи. |
.. Праздновать Масленицу
начинали с понедельника. Для
всего русского населения
Экскурсовод показывает предметы на экспозиции и рассказывает о днях масленичной недели.
День Первый Понедельник - встреча
В этот день из соломы делали чучело, надевали
на него старую женскую одежду, насаживали
это чучело на шест и с пением возили на
санях по деревне. Затем Масленицу ставили
на снежной горе, где начиналось катание
на санях. Песни, которые поют в день встречи,
очень жизнерадостны.
Вторник - заигрыш
С этого дня начинались разного рода развлечения:
катания на санях, народные гулянья, представления.
В больших деревянных балаганах (помещения
для народных театральных зрелищ с клоунадой
и комическими сценами) давали представления
во главе с Петрушкой и масленичным дедом.
На улицах попадались большие группы ряженых,
в масках, разъезжавших по знакомым домам,
где экспромтом устраивались веселые
домашние концерты. Большими компаниями
катались по городу, на тройках и на простых
розвальнях. Было в почете и другое нехитрое
развлечение - катание с обледенелых гор.
Среда - лакомка Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)
На этот день приходилась середина игр
и веселья. Возможно, именно тогда проходили
и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки,
ведущие свое начало из Древней Руси. Были
в них и свои строгие правила. Нельзя было,
например, бить лежачего (помните пословицу
"лежачего не бьют"), вдвоем нападать
на одного (двое дерутся - третий не лезь),
бить ниже пояса (поговорка есть: удар
ниже пояса) или бить по затылку. За нарушение
этих правил грозило наказание. Биться
можно было "стенка на стенку" (опять
поговорка) или "один на один" (как
у французов тет-а-тет - "с глазу на глаз").
Велись и "охотницкие" бои для знатоков,
любителей таких поединков. С удовольствием
наблюдал такие бои и сам Иван Грозный.
Для такого случая это увеселение готовилось
особенно пышно и торжественно.
Пятница – тещины вечера
Целый ряд масленичных обычаев был направлен
на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать
молодежи в нахождении себе пары. А уж
сколько внимания и почестей оказывалось
на масленице молодоженам!
Традиция требует, чтобы они нарядные
выезжали "на люди" в расписных санях,
наносили визиты всем, кто гулял у них
на свадьбе, чтобы торжественно под песни
скатывались с ледяной горы (и в этом тоже
был тайный смысл). Однако, (как вы, наверное,
уже поняли из названия этого дня масленичной
недели) самым главным событием, связанным
с молодоженами и справляемым по всей
Руси, было посещение тещи зятьями, для
которых она пекла блины и устраивала
настоящий пир (если, конечно, зять был
ей по душе).
В некоторых местах "тещины блины"
происходили на лакомки, т. е. в среду на
масленичной неделе, но могли приурочиваться
к пятнице.
Если в среду зятья гостили у своих тещ,
то в пятницу зятья устраивали "тещины
вечерки" - приглашали на блины. Являлся
обычно и бывший дружка, который играл
ту же роль, что и на свадьбе, и получал
за свои хлопоты подарок. Теща обязана
была прислать с вечера все необходимое
для печения блинов: сковороду, половник
и пр., а тесть посылал мешок гречневой
крупы и коровье масло. Неуважение зятя
к этому событию считалось бесчестием
и обидой и было поводом к вечной вражде
между ним и тещей.
Суббота - золовкины посиделки
Начнем с того, что "золовка" - это
сестра мужа. Откуда пошло такое название?
Может, от слова зло? Ведь она всегда подмечала
в жене своего брата слишком много отрицательных
черт, а порой и не скрывала своей неприязни
к ней? Что ж, случалось и такое... (но не
всегда).
Итак, в этот субботний день молодые невестки
принимали у себя родных (жены сыновей
для матери их мужей были невестками, т.е.
пришедшими не отсюда, с их деревни, например,
а невесть откуда, - так было принято кое-где
раньше: "Не брать в жены своих, местных").
Воскресенье - проводы, целовальник,
прощенный день
В книге М. Забылина "Русский народ"
рассказывается, как еще в начале XVII века
иностранец Маржерет наблюдал следующую
картину: если в течение года русские чем-то
оскорбили друг друга, то, встретившись
в "прощенное воскресенье", они непременно
приветствовали друг друга поцелуем, и
один из них говорил: "Прости меня, пожалуй".
Второй же отвечал: "Бог тебя простит".
Обида была забыта.
С той же целью в прощенное воскресенье
ходили на кладбище, оставляли на могилах
блины, молились и поклонялись праху родных.
Масленица называлась еще и Сырной седмицей
и была последней неделей перед Великим
постом.
Великий
пост Загадки про Масленицу[62] Ток железный, посад яровой. (Блин
на сковороде.) И с икрой, и со сметаной – Экскурсовод: Теперь вы знаете, что на Масленицу устраивались кулачные бои. Дети тоже боролись, тоже по правилам. Например, надо было ухватиться за плечи друг друга и повалить соперника на землю. Давайте попробуем показать это.
Заключение Современный мир полон открытий и катаклизмов , что ведет порой к ниспровержению устоявшихся идеалов , трансформации мировоззрений , смене идеологий. И совершенно естественным для человека , живущего в перманентном состоянии неопределенности и изменчивости , является поиск своего места в окружающем его мире , осознание своих культурных корней. В последнее десятилетие минувшего столетия содержательная сторона культурно-образовательной деятельности российских музеев претерпела серьезные изменения в концептуальном плане. Согласно новым представлениям , задачи музея не должны сводиться к передаче суммы знаний о явлениях , процессах , фактах и музейных предметах. Обращение к внутреннему миру посетителя , воздействие на его чувственно- эмоциональную сферу , погружение его в историческую среду, включение его воображения и ассоциативного восприятия – такими стали приоритеты новой концепции культурно-образовательной деятельности музеев. Человек, пришедший в музей – не объект воспитательного воздействия , а равноправный собеседник , поэтому общение музея с аудиторией должно выстраиваться в форме не монолога , а диалога. И этот самый диалог будет обладать какими-то необычными свойствами с учетом того как и когда во время этого диалога будет применен дифференцированный подход в экскурсионном обслуживании посетителя музея.
Нам удалось проанализировать
характер, особенности и методы
подходов в экскурсионной деятельности
музеев с различными возрастными
категориями посетителей. В первой
главе нам удалось определить
психологические особенности В ходе исследования были выполнены все поставленные изначально задачи. Нам удалось доказать , что с ростом новых запросов , в связи с появлением новых музеев , а также с ростом технологий в мире музейный зритель будет требовать постоянно что-то новое ,но одно останется неизменным : музейная экскурсия останется образовательной формой если учитывать дифференцированный подход для различных категорий посетителей музея.
Список использованной литературы
1.Анциферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий/Н.П.Анциферов // 1923 –С.12 2.Бакушинский . А.В.
Современное экскурсионное 3.Баранова. О.Г. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия / О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. — СПб.: Искусство—СПБ, 2002. — 672 с.: ил.4 . Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/А.С.Белкин ; М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.:с.4-6; 8-9; 12-13; 25,35-36; 64-65 5.Буланова-Топоркова М.В.
Педагогика и психология 6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – с.62 7.. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л.С. Выготский; М.: Просвещение, 1967. – 96с.:с. 56 8. Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы/Т.В.Галкина //Вестник ТГПУ. - 2010. - № 4 (94).- С.63-76. 9. Гальперин П. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / П.Гальперин. - М., 1980. – 200с.: с.39. 10. Гальченко А.Б. Массовые праздники, игры и вечера / А.Б.Гальченко [и др.]. – Ленинград, 1983. – с. 19 11. Гайнике. Н.А. Основные вопросы методологии и методики культурно-исторических экскурсий / Н.А.Гайнике . // М.: б.и., 1923. – Ч 1. – С. 34-38. 12. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н.Ф.Голованова; СПб.: Речь, 2005. –320с.: с. 136. 13. Гревс И. М. К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах/И. М. Гревс - СПб., 1910. 48 с. 14. Дьяченко М.И. Психология высшей школы : учеб.пособие / Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л.- Минск : изд-во БГУ им.Ленина , 1981 : .181с.15. Дубровина.И.В., Прихожан.А.М., Зацепин. В.В. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология» / Блонский П.П. О мышлении подростка – [Электронная версия книги] – Библиотека Гумер16. Дубровина.И.В., Прихожан.А.М., Зацепин. В.В. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология» / Божович Л.И. Подростковый возраст- [Электронная версия книги ] - Библиотека Гумер17. Емельянов. Б.В. О дифференцированном подходе в экскурсионном обслуживании. Метод. Рекомендации/Б.В.Емелянов – Турист 1974.- 70 с. :с. 3 18. Закс. А.Я. Массовые школьные экскурсии/ А.Я.Закс //, М.,: 1926- 200с. 19.. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания / В.И.Загвязинский, И.Н.Емельянова. – М.: Академия, 2012. – 192с.: с. 145 20. Каулен. М.Е. Музейное дело России: коллективная монография /М. Е .Каулен : М. : 2005- 614 с.:С.486 21. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучении/Г.Д.Кириллова – М., 2007. –с.151 22. Макеева И. А. Воспитательный потенциал музейной экскурсии: теоретико-прикладные аспекты [Текст] / И. А. Макеева // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 175-178. 23. Маленкова Л.И. Теория
и методика воспитания:учеб. 24. Нагорский . Н.В «Музей и досуг» : статья // по материалам научно-практической конференции Киевского национального университета культуры за 2004 год // [Электронный ресурс] Все о туризме / Туристическая библиотека. Дата посещения : октябрь 2012 25. Немов Р. С.Психология.: в 2-х томах // Р.С.Немов -кн.2.[Электронная версия книги] – Библиотека Гумер 26. Плигин А. А.Познавательные стратегии в организации школьного образования и развитие личности школьников : статья /Научно-_практические исследования в мире образования Стратегия воспитания 27.Проект «Музейный квартал». 28. Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий/Б.Е.Райков; Л.: Время , 1922.– 32 с. 29. Романов Н. И. О задачах и методах экскурсий по искусству/Н.И.Романов // Экскурсионный вестник. – 1916.- № 1.– С. 8-12. 30. Романчук А.В. Музейный туризм : Учебно- методическое пособие/А.В.Романчук: СПБ ,2010 .- 46с.:с.23-24 31. Российская музейная энциклопедия . В 2 т. Т.1 / ред. В.Л.Янин .-М.: Прогресс, РИПОЛ-КЛАССИК ,2001.-416 с. : с.54 32. Склярова Т. В. Психологическая характеристика младшего школьного возраста : статья // Образовательный портал «СЛОВО» //[Электронный ресурс] 33. Словарь Актуальных Музейных Терминов /А ВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ: канд. истор. наук М. Е. Каулен (РИК), канд. истор. наук А. А. Сундиева (РИК), канд. истор. наук И. В. Чувилова (РИК), канд. культурол.и др.- М.: 2009.-69 с. :с.49 34.Словарь музейно- педагогических терминов /сост . : Тимофеева .Л.С. -Казанский (Приволжский) федеральный университет Исторический факультет КГУ : 2012 -12 с.:с.1 35. Столяров. Б.А. Музейная педагогика История, теория, практика: учеб. пособие / Б.А.Столяров; М.: Высш. Школа., 2004 .- 216 с.: сc.:9,50;127,144, 149-155; 36. Титов В.А. Общая педагогика: Учебное пособие / В.А.Титов; М.: Приор, 2007 – 158 с. :с.48-49. 37. Шангина. И.И Русские традиционные праздники : Путеводитель по залам Рос. этногр. музея : Тексты обрядовой поэзии: колядки, пьесы для кукол. театра, песни, хороводы : Сценарий дет. праздника "Святки" / И.И. Шангина. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000. –190с. 38. Шангина И. И. Русские традиционные праздники/И.И.Шангина – СПб.: Азбука-Классика, 2008. – 336 с. 39. Шляхтина . Л.М. Музейно-педагогическая мысль в России : исторические очерки / Л.М. Шляхтина, Е.Н.Мастеница . – СПБ.: СПБГУКИ, 2006. – 272с.: с.97 40. Шляхтина. Л.М. Основы музейного дела : теория и практика : Учебно-методическое пособие / Л.М. Шляхтина : М : 2005 – 183 с. : ил. : с.4 41. Шляхтина .Л.М. Музейная педагогика : учеб.пособие / Л.М. Шляхтина , Е.Н. Мастеница, Е.Е.Герасименко . – СПБ.: СПБГУКИ , 2000.- 65 с. : с.35 42. Шляхтина Л.М. Современные направления взаимодействия музея с посетителем : методологический аспект /Л.М. Шляхтина // Музей . Традиции. Этничность , XX-XXI вв.- СПБ .: Кишинев, 2002- С.403 43. Российский Этнографический
Музей . [Электронный ресурс] .- Режим доступа : http://www.ethnomuseum.ru/
|
Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий