Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат
Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11
Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54
Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85
Заключение………………………………………………………………..110
Список использованной литературы………………………………………………………………….112
Б.А.Столяров отмечает также : «Дошкольники являются самыми маленькими посетителями художественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складываются начала личности и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.
В указанном выше возрастном периоде расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, память и мышление имеют наглядно-образный характер, развивается воображение. К 5—6 годам некоторые психические процессы становятся более произвольными в плане возможностей управления ими, хотя непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой. Внимание становится более устойчивым и длительным, в известных пределах развивается способность организовывать и планировать свою деятельность. Для детей этого возраста характерна тяга к словесному общению со сверстниками и в большой степени — со взрослыми[36;с.149]. Время на экспозиции для детей этого возраста :
1.30-45 минут
Многоразовость посещения музея :
2. Посещения музея НЕ более 3-4 раз в год [35;с.151]
«В рисунках детей этой возрастной группы усложняется и разнообразится тематика и сюжеты, становится все более заметной личностная и эмоциональная оценка изображенного события или персонажа. На экспозиции музея их также начинают интересовать произведения с развернутым сюжетом и действием, поступки персонажей подвергаются эмоционально-нравственной оценке («плохой», «хороший», «злой», «добрый», «смелый», «трусливый», «честный», «лживый» и т. п.). Дети активно реагируют на цветовое решение картины. Так же, как и в их собственном творчестве, цвет они часто воспринимают как средство эмоционально-оценочной характеристики изображенного сюжета или персонажей картины». Разнообразная палитра красок в ходе показа иллюстративного материала должна быть обязательна применена[35;с.151].
Младший школьный возраст.
Одной из наиболее популярных в практике музеев экскурсионной группы являются дети младшего школьного возраста – считаем необходимым , обратить более пристальное внимание – это группа музейных посетителей является объектом данного исследования.
Столяров .Б.А. например о детях младшего школьного возраста говорит следующее : «В процессе обучения у младших школьников совершенствуется воссоздающее воображение и развивается творческое, продуктивное. Они склонны к фантазированию и сочинительству, склонны комбинировать знакомые образы, сочиняя фантастические рассказы и сказки и создавая изображения, иллюстрирующие собственные фантазии. Внимание младших школьников имеет непроизвольный характер и отличается неустойчивостью. Поэтому в ходе обучения следует развивать произвольное внимание, прививать навыки, способствующие его концентрации, однако при этом сохранять увлекательность содержания и формы проведения экскурсии, поскольку это еще остается главной побудительной причиной интереса к искусству»[35;с.153].
«Начало обучения ребенка в школе вносит коренные качественные изменения во всю его жизнь. Беззаботное детство заканчивается. В жизнь малыша входит новый вид деятельности - учение. Учение является обязательным, оно требует от ребенка определенной ответственности и затраты труда. Поступление в школу приводит к изменению положения ребенка в обществе и семье, налагает на него целый ряд новых обязанностей. Постепенно школьники вовлекаются в учебную деятельность, в многообразную жизнь школы, расширяют круг своих представлений, пополняют словарный запас, учатся читать, писать, считать. С первых дней обучения значительно расширяется их жизненный опыт. Младшие школьники очень любознательны»[36;с.48].
В младшем школьном возрасте начинает вырабатываться внимание , произвольная память , ребенок очень наблюдателен в этот период.
«Овладение своим поведением, своей умственной деятельностью происходит в процессе усвоения способов этой деятельности. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы вооружить младшего школьника наиболее совершенными способами учебной работы.
Важной особенностью младших школьников является их высокая эмоциональная возбудимость.
Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении со взрослыми (учителями, родителями), своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетной фигурой для них становится учитель. Дети этого возраста отличаются легкой внушаемостью, они быстрее идут навстречу воспитательному влиянию взрослых, в особенности учителя»[36;с.49].
«Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Существенным фактором в развитии психики и познавательной деятельности младших школьников является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы, что создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой»[9;с.39].
Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей[7;с.56]. Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков. Поэтому в процессе обучения нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.
Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний для развития логической памяти[19;с.145].
Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с прудом сосредоточиваются на восприятии "неинтересного" материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но, и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность[12;с.136].
А вот что думает Склярова. Т.В по поводу младшего школьного возраста :
«Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Созревшая к концу дошкольного возраста внутренняя жизнь позволяет ребёнку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. «Дети в этом возрасте могут выдумывать собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не может перерасти в длительное». Структурирование своего психологического пространства проявляется и в обращении с материальным миром – свои личные предметы ребёнок маркирует, «украшает», как может. Это возраст создания «тайников» и «секретиков», постройки «штабов», начала освоения чердаков и подвалов. Подписываются книги, украшается велосипед, кровать, наклеиваются в самые невероятные места картинки - «помечая» свою вещь, ребёнок словно передаёт ей часть своих личных свойств. Так можно осязать «границы своего Я». Потому порой даже случайное нарушение этих установленных границ – стёртая родителями наклейка, снятая картинка и т.п., - воспринимаются очень трагично»[32].
Надо упомянуть и мысль Эльконина .Д. В. об этой аудитории :
«Принять во внимание особенностей этого школьного возраста, обязательное четкое и ясное продумывание плана обучение школьника с учетом его возможностей. Все эти особенности и возможности также следует учесть и на экспозиции в музее»[65;с.27].
Вот какую цитату можно привести :
«Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций». [65;с.48].
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям»[21;с.151].
«Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни»[10;с.19].
«Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую нс замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы»[23].
Немов. Р. о младших школьниках рассуждает
так : «Психологические
особенности начального этапа обучения. Изменчивость возрастных психологических
границ, связанных с началом и концом обучения
в младшем школьном возрасте. Резервы
психологического развития младших школьников.
Проблемы, с которыми сталкиваются дети
в начальный период обучения в школе. Необходимость
существенного изменения образа жизни,
режима дня и отношений с окружающими
людьми. Освоение ребенком новой системы
прав и обязанностей. Преодоление недостаточной
подготовленности к обучению и ликвидация
отставания, связанного с этой причиной.
Проблемы саморегуляции поведения младших
школьников. Причины быстрой утомляемости
младших школьников при интенсивной умственной
работе.
Познавательное
развитие детей младшего школьного возраста. Превращение познавательных
процессов из непосредственных в опосредствованные
и из непроизвольных в произвольно регулируемые.
Восприятие в младшем школьном возрасте.
Внимание младшего школьника. Развитие
памяти в течение первых лет обучения
в школе. Условия ускоренного развития
и совершенствования речи младших школьников.
Умственное развитие
младшего школьника. Младший школьный возраст как
жизненно важнейший этап в интеллектуальном
развитии детей. Основные направления
преобразования мышления в течение первых
лет обучения в школе. Способы стимулирования
интеллектуального развития детей этого
возраста. Необходимость комплексного
формирования всех видов интеллектуальной
деятельности у детей младшего школьного
возраста.
Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий