Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат

Краткое описание

Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11

Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54

Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85

Заключение………………………………………………………………..110

Список использованной литературы………………………………………………………………….112

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Продолжительность : 45 минут

Список литературы присутствует

  1. Экскурсия «Теремок»

Аудитория : дети дошкольного возраста .

Продолжительность : 45 минут

Инсценировка сказки «Теремок»

В ходе экскурсии используются загадки .а также игровой метод педагогического воздействия.

  1. Экскурсия «мы живем у моря»

  Присутствует игровой  метод педагогического воздействия .

  1. Экскурсия

Устное народное творчество Коми

Традиционная бытовая культура России

Аудитория : дети среднего школьного возраста

Есть список литературы

Не указана продолжительность экскурсии

  1. «Сказки из Лыкового Кошеля

Мордовский народ

В конце экскурсии применен вопросный метод проверки эффективности музейно-педагогического воздействия

Аудитория и продолжительность не указаны

  1. Марийские сказки (Комплексная программа по изучению финно-угорских народов
  2. Народы Поволжья и Приуралья

Аудитории  : дети 5-8 лет

Цикл занятий ,рассчитанный на 1-1,5 часа.

   Анализ просмотренных  экскурсий и занятий ( с 27.02. 2013 по 15.03 .2013)

27 .02. 2013

Экскурсия «Обряды и праздники»

На экскурсию пришли дети 3 класса ( 21 человек)

 Экскурсия шла 45 минут  положенного времени.

В начале дети слушали внимательно . На 35 минуте начали отвлекаться .

НО: в процессе экскурсии задавали вопросы  и также отвечали охотно на вопросы экскурсовода

Обзорная экскурсия

Дети 4 класса (23 человека)

Всю экскурсию слушали внимательно , за исключением одного мальчика ,который в начале отвлекался

В целом экскурсия детям понравилась

28.02. 2013

Экскурсия по русской деревне

Пришла аудитория в составе 18 человек детей 2 класса

В процессе самой экскурсии слушали внимательно и активно   отвечали на вопросы  и задавали вопросы .

  1.03 . 2013

Занятие масленица

На занятие пришли дети 1 класса ( 15 человек)

В процессе экскурсии-занятия дети учат дни масленичной недели

Также с охотой учувствуют во всех играх.

Обзорная экскурсия для 2 класса ( 18 человек)

Слушают внимательно, не отвлекаясь   и задают вопросы ,а также вполне полно отвечают на вопросы. Очень сообразительная аудитория .

Занятие-экскурсия масленица для 3 класса

Не менее активны , чем первый класс. Слушали внимательно.

2.03. 2013

Занятие «Солнышко»

6человек детей 4-5 лет 

Слушают внимательно и делают задание с охотой  .

6.03.2013

Обзорная экскурсия для подростков 11-13лет (6-7 класс)

В процессе экскурсии слушают то внимательно , то отвлекаются : переговариваются или самостоятельно осматривают экспозицию.

Экскурсия –занятие «Масленица» для 2 класса ( 20 человек детей 8-9лет)

Слушают внимательно ,не отвлекаются

Обзорная экскурсия для французских школьников ( 15-17 лет) . Слушают с большим интересом.

7.03.2013

Экскурсия «Русские»  для 1 класса (20 человек детей)

В начале немного шумели и отвлекались ,а затем слушали внимательно .

9.03.2013.

Индивидуальная экскурсия (обзор) -8 человек (взрослые)

Слушают с интересом

10.03.2013

День рождение в музее

Дети с удовольствием принимают участие во всех играх.

Дети : 10-12 лет

Праздник происходит на площадке ДЭЦ ,а в другой части группа детей из 30 человек  присутствуют на занятии школа ремесел

     Экскурсия «Русские» для русскоговорящих студентов-американцев

Слушают с большим интересом

12.03.2013

Обзорная экскурсия для 9 класса

25 человек 15-16 лет

Активно задействован вопросно-ответный метод музейно-педагогического воздействия

Слушали  то внимательно , то отвлекались

Обзорная экскурсия для 5 класса (20 человек детей 11-13 лет)

Слушали   не внимательно, отвечали на вопросы  неохотно

Обзорная экскурсия для сборной группы (19 человек – в основном студенты и взрослые и 1 маленький ребенок 6-7 лет) –все слушают с интересом .

13.03.2013

Экскурсия для детей из французской школы (обзор)

Дети 7-9 лет

(18человек)

Слушали внимательно, задавали вопросы

 

Обзорная экскурсия для старших классов (10 класс,15 человек 16-17лет)

Слушают внимательно, активно отвечают на вопросы

 Обзор (жилище) для 6 класса (15 человек)

Невнимательны почти всю экскурсию

Занятие масленица для 6 класса

Слушают внимательно, отвечают на вопросы 

14.03.2013

Экскурсия народы южного Кавказа для 7 класса (20человек)

Слушают внимательно

Параллельно идет экскурсия индивидуальная ( 3 человека)

 Занятие  «Школа ремесел» 

30 человек детей 8-10 лет 

Экскурсия народы Южного Кавказа  для 8 класса ( 12 человек 13-14лет)

Часть слушает, часть отвлекается . 2 девочки  покинули экскурсию

4 человека не слушают  –разговаривают 

На 42 минуте большинство не слушает. Отвлекается на разговоры

15 .03 .2013

Занятие «школа ремесел» для 6 класса (20человек детей 12-13 лет)

Отвечают на вопросы и охотно выполняют задание ( сделать розу из бересты )

После занятия идут на экскурсию ,которая посвящена жилищам. Слушают внимательно ,отвечают на вопросы быстро , задают вопросы ) .

     Итог к анализу просмотренных экскурсий и занятий в период с 27 февраля по 15 марта 2013 года

Можно сделать следующий вывод : все дети в основном слушают внимательно . Если речь идет о старшеклассниках или учащихся средних классов ,то были моменты невнимания к проводимой экскурсии – отсутствие вопросов ,

 Но в общем все  дети любознательны и очень  сообразительны .

 На всех экскурсиях и занятиях активно применены методы музейно-педагогического воздействия .

В сравнении с анализом за предыдущие периоды наблюдения экскурсий – за весну и лето 2012 – поток детей .которые приходят в музей вырос. Особенно это касается детей младших классов.

      Кроме того ,в ходе исследования были посещены  и проанализированы  экскурсии  в других музеях.

20.03.2013.

Посещение Русского музея.

Была просмотрена экскурсия-занятие «Русские былины и сказки» . На нее пришли дети 5-8лет в составе 17 человек.  Занятие было посвящено русским былинам и сказкам. Дети слушали внимательно ,отвечали на вопросы и задавали вопросы.  Продолжительность занятия составила 1 час.  По завершении занятия детям было дано задание сделать рисунок богатыря.

   21.03.2013

Посещение Государственного Эрмитажа.

В данном музее была просмотрена  обзорная экскурсия для детей 11-13лет в составе 10 человек. 

  Реакция детей : Все  время отвлекались, 2 человека вообще  не слушали,  все дети проявили  неуважительное отношение к экскурсоводу.  В ходе экскурсии были применены следующие методы педагогического воздействия : вопросно-ответный метод и метод ассоциаций.

22.03.2013

Посещение Зоологического музея

Была просмотрена экскурсия для детей-подростков 12-14 лет  (20 человек). Слушали внимательно, не отвлекались, активно задают вопросы.

        24.03.2013

Посещение музея «Мир воды Санкт-Петербург»

В данном музее было просмотрено игровое занятие с элементами экскурсии для детей 4-5 лет в составе 10 человек..  Дети слушали внимательно, с большой охотой приняли участие в «квесте». С заданием справились на отлично .  детям было предложено найти ключи ,которые «потерял» водонос.

27.03.2013.

Посещение музея «Арктики и Антарктики»

Была просмотрена экскурсия для детей –подростков 11-14 лет в составе 25 человек  ,посвященная экспозиции «Арктика».  Дети слушали внимательно в начале ,но уже ближе к середине экскурсии (приблизительно 30-31 минута) начали отвлекаться. Тем не менее, подростки задают вопросы и также отвечают на вопросы экскурсовода. По окончании экскурсии подростам было предложено пойти на второй этаж и самостоятельно ознакомиться с экспозицией «Антарктика».

29.03. 2013

Посещение Центрального Музея Связи имени А.С.Попова.

В данном музее была просмотрена обзорная экскурсия по музею для детей-подростков -10-12 лет. Экскурсанты слушают внимательно , задают вопросы.

Анализ посещенных экскурсий позволил выявить наиболее продуктивные подходы в работе с разными группами музейной аудитории.

Так,  для детей  дошкольного возраста, наиболее продуктивным подходом является   внедрение музейно-педагогической технологии. Методом является игровой метод. Экскурсия с элементами игры помогает детям наиболее эффективно освоить музейную информацию.

Для детей младшего школьного возраста наиболее продуктивным будет повествовательный метод с  игровым элементом, а также вопросно-ответный метод. 

Для среднего школьного возраста во всех просмотренных  музеях  самым  продуктивным является вопросно-ответный метод ,который  применяется на обзорных и тематических экскурсиях.

Это связано в первую очередь с тем, что в этот возрастной период школьники стремятся еще больше узнать.

Для старшего  школьного возраста эффективны вопросно-ответный метод и метод стимула к самостоятельной деятельности .

Студенты.

       Молодые люди ,которые находятся в постоянном обучении ,самостоятельном образовательном процессе – им характерна стремление к научным познаниям.

Так для взрослых подходит повествовательный метод , метод свободных ассоциаций –реже вопросно-ответный метод , так как часто взрослая аудитория ,которая пришла на экскурсии в музеи являлась иностранной или иногородней аудиторией.

Аудитории именно этот метод потребуется ,  так как она взрослее,  опытнее  ,хотят узнать   что-то  новое и необычное.

Это касается всех просмотренных экскурсий во всех  указанных в ходе исследования музеях.

По изученному во время практики материалу в РЭМ мною был написан авторский текст экскурсии «Русская Масленица», а также технологическая карта. К сожалению, экскурсию не удалось провести для школьников, но она была прослушана методистами РЭМ и ей была дана положительная оценка.

 Подводя итог можно  сказать следующее : самой продуктивной  для детей младшего школьного  возраста  будет экскурсия с  элементами игры.

Данная экскурсия создана на основе выводов от просмотренных экскурсий в Российском Этнографическом музее.

     Методическая разработка экскурсии.

   Текст  авторской  экскурсии с элементами игры для детей младшего школьного возраста на основе экспозиции Российского Этнографического Музея «Русские конец Х1Х-нач.ХХвв.!, раздел «Обряды и праздники русского народа», тема  «Масленица»

Цель экскурсии:

Познакомить школьников с русским праздником «Масленица»

Задачи : 1) Раскрыть сущность праздника

                2) Рассказать о детских занятиях, играх и правилах поведения во время праздника

 

                                       

 

 

Вступление

Тезисы вступления

1)Приветствие группы 

2)  Раскрытие название  музея в соответствии с той  терминологией , которая доступна  аудитории ,для которой разработана данная музейная экскурсия. 

Тезисы заключения

    1. Предложить детям отгадать загадки ,связанные с масленицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начале представим технологическую карту к данной экскурсии :

     Место сбора  экскурсантов

Места остановок

Объекты показа

Продолжительность  экскурсии

Содержание экскурсии. Название подтем и перечень вопросов

Указания по организации

Методические указания

     I

   II

III

IV

V

VI

VI

Место сбора экскурсантов

Аванзал

Экспозиция «Русские конец Х1Х-нач.ХХвв.»

 

 

4 зал «Обряды и праздники русского народа»

В центре Аванзала

 

Фотопанно

 

Разделы

Календарь

«Масленица»

 

 

 

 

 

Фотографии

 

 

Изображение календаря.

 

 

Сани, лыжи, дуга, чучело масленицы, колесо, костюм, маски, рисунки.

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

35 мин

1.Введение в экскурсию

Истинно русская жизнь как она есть в к.19-в начале 20 века

 

 

 

1.Крестьяне и их занятия

 

 

 

 

2.Русские религиозные  праздники зимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расположить класс у Мраморного зала

Расположить группу у фотопанно полукругом

 

Расположить группу у календаря.

 

Расположить группу у экспонатов Масленицы.

 

саней.

 

 

Кратко доступным языком рассказать о термине музей и этнография

Представить образы крестьян и назвать их занятия

 

 

 

 

 

Сначала представить экспонаты, а затем рассказать о празднике, уделяя большее внимание детским занятиям во время Масленицы.

Обратить внимание на важный смысл праздника – обеспечение нового урожая, а также на то, что после Масленицы идет пост, который было необходимо соблюдать взрослым и детям

 

Предложить детям показать начальные элементы кулачной борьбы так, чтобы не разбить витрины

Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий