Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат
Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11
Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54
Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85
Заключение………………………………………………………………..110
Список использованной литературы………………………………………………………………….112
Продолжительность : 45 минут
Список литературы присутствует
Аудитория : дети дошкольного возраста .
Продолжительность : 45 минут
Инсценировка сказки «Теремок»
В ходе экскурсии используются загадки .а также игровой метод педагогического воздействия.
Присутствует игровой
метод педагогического
Устное народное творчество Коми
Традиционная бытовая культура России
Аудитория : дети среднего школьного возраста
Есть список литературы
Не указана продолжительность экскурсии
Мордовский народ
В конце экскурсии применен вопросный метод проверки эффективности музейно-педагогического воздействия
Аудитория и продолжительность не указаны
Аудитории : дети 5-8 лет
Цикл занятий ,рассчитанный на 1-1,5 часа.
Анализ просмотренных экскурсий и занятий ( с 27.02. 2013 по 15.03 .2013)
27 .02. 2013
Экскурсия «Обряды и праздники»
На экскурсию пришли дети 3 класса ( 21 человек)
Экскурсия шла 45 минут положенного времени.
В начале дети слушали внимательно . На 35 минуте начали отвлекаться .
НО: в процессе экскурсии задавали вопросы и также отвечали охотно на вопросы экскурсовода
Обзорная экскурсия
Дети 4 класса (23 человека)
Всю экскурсию слушали внимательно , за исключением одного мальчика ,который в начале отвлекался
В целом экскурсия детям понравилась
28.02. 2013
Экскурсия по русской деревне
Пришла аудитория в составе 18 человек детей 2 класса
В процессе самой экскурсии слушали внимательно и активно отвечали на вопросы и задавали вопросы .
1.03 . 2013
Занятие масленица
На занятие пришли дети 1 класса ( 15 человек)
В процессе экскурсии-занятия дети учат дни масленичной недели
Также с охотой учувствуют во всех играх.
Обзорная экскурсия для 2 класса ( 18 человек)
Слушают внимательно, не отвлекаясь и задают вопросы ,а также вполне полно отвечают на вопросы. Очень сообразительная аудитория .
Занятие-экскурсия масленица для 3 класса
Не менее активны , чем первый класс. Слушали внимательно.
2.03. 2013
Занятие «Солнышко»
6человек детей 4-5 лет
Слушают внимательно и делают задание с охотой .
6.03.2013
Обзорная экскурсия для подростков 11-13лет (6-7 класс)
В процессе экскурсии слушают то внимательно , то отвлекаются : переговариваются или самостоятельно осматривают экспозицию.
Экскурсия –занятие «Масленица» для 2 класса ( 20 человек детей 8-9лет)
Слушают внимательно ,не отвлекаются
Обзорная экскурсия для французских школьников ( 15-17 лет) . Слушают с большим интересом.
7.03.2013
Экскурсия «Русские» для 1 класса (20 человек детей)
В начале немного шумели и отвлекались ,а затем слушали внимательно .
9.03.2013.
Индивидуальная экскурсия (обзор) -8 человек (взрослые)
Слушают с интересом
10.03.2013
День рождение в музее
Дети с удовольствием принимают участие во всех играх.
Дети : 10-12 лет
Праздник происходит на площадке ДЭЦ ,а в другой части группа детей из 30 человек присутствуют на занятии школа ремесел
Экскурсия «Русские» для русскоговорящих студентов-американцев
Слушают с большим интересом
12.03.2013
Обзорная экскурсия для 9 класса
25 человек 15-16 лет
Активно задействован вопросно-ответный метод музейно-педагогического воздействия
Слушали то внимательно , то отвлекались
Обзорная экскурсия для 5 класса (20 человек детей 11-13 лет)
Слушали не внимательно, отвечали на вопросы неохотно
Обзорная экскурсия для сборной группы (19 человек – в основном студенты и взрослые и 1 маленький ребенок 6-7 лет) –все слушают с интересом .
13.03.2013
Экскурсия для детей из французской школы (обзор)
Дети 7-9 лет
(18человек)
Слушали внимательно, задавали вопросы
Обзорная экскурсия для старших классов (10 класс,15 человек 16-17лет)
Слушают внимательно, активно отвечают на вопросы
Обзор (жилище) для 6 класса (15 человек)
Невнимательны почти всю экскурсию
Занятие масленица для 6 класса
Слушают внимательно, отвечают на вопросы
14.03.2013
Экскурсия народы южного Кавказа для 7 класса (20человек)
Слушают внимательно
Параллельно идет экскурсия индивидуальная ( 3 человека)
Занятие «Школа ремесел»
30 человек детей 8-10 лет
Экскурсия народы Южного Кавказа для 8 класса ( 12 человек 13-14лет)
Часть слушает, часть отвлекается . 2 девочки покинули экскурсию
4 человека не слушают –разговаривают
На 42 минуте большинство не слушает. Отвлекается на разговоры
15 .03 .2013
Занятие «школа ремесел» для 6 класса (20человек детей 12-13 лет)
Отвечают на вопросы и охотно выполняют задание ( сделать розу из бересты )
После занятия идут на экскурсию ,которая посвящена жилищам. Слушают внимательно ,отвечают на вопросы быстро , задают вопросы ) .
Итог к анализу просмотренных экскурсий и занятий в период с 27 февраля по 15 марта 2013 года
Можно сделать следующий вывод : все дети в основном слушают внимательно . Если речь идет о старшеклассниках или учащихся средних классов ,то были моменты невнимания к проводимой экскурсии – отсутствие вопросов ,
Но в общем все дети любознательны и очень сообразительны .
На всех экскурсиях и занятиях активно применены методы музейно-педагогического воздействия .
В сравнении с анализом за предыдущие периоды наблюдения экскурсий – за весну и лето 2012 – поток детей .которые приходят в музей вырос. Особенно это касается детей младших классов.
Кроме того
,в ходе исследования были
20.03.2013.
Посещение Русского музея.
Была просмотрена экскурсия-занятие «Русские былины и сказки» . На нее пришли дети 5-8лет в составе 17 человек. Занятие было посвящено русским былинам и сказкам. Дети слушали внимательно ,отвечали на вопросы и задавали вопросы. Продолжительность занятия составила 1 час. По завершении занятия детям было дано задание сделать рисунок богатыря.
21.03.2013
Посещение Государственного Эрмитажа.
В данном музее была просмотрена обзорная экскурсия для детей 11-13лет в составе 10 человек.
Реакция детей : Все
время отвлекались, 2 человека вообще
не слушали, все дети проявили
неуважительное отношение к
22.03.2013
Посещение Зоологического музея
Была просмотрена экскурсия для детей-подростков 12-14 лет (20 человек). Слушали внимательно, не отвлекались, активно задают вопросы.
24.03.2013
Посещение музея «Мир воды Санкт-Петербург»
В данном музее было просмотрено игровое занятие с элементами экскурсии для детей 4-5 лет в составе 10 человек.. Дети слушали внимательно, с большой охотой приняли участие в «квесте». С заданием справились на отлично . детям было предложено найти ключи ,которые «потерял» водонос.
27.03.2013.
Посещение музея «Арктики и Антарктики»
Была просмотрена экскурсия для детей –подростков 11-14 лет в составе 25 человек ,посвященная экспозиции «Арктика». Дети слушали внимательно в начале ,но уже ближе к середине экскурсии (приблизительно 30-31 минута) начали отвлекаться. Тем не менее, подростки задают вопросы и также отвечают на вопросы экскурсовода. По окончании экскурсии подростам было предложено пойти на второй этаж и самостоятельно ознакомиться с экспозицией «Антарктика».
29.03. 2013
Посещение Центрального Музея Связи имени А.С.Попова.
В данном музее была просмотрена обзорная экскурсия по музею для детей-подростков -10-12 лет. Экскурсанты слушают внимательно , задают вопросы.
Анализ посещенных экскурсий позволил выявить наиболее продуктивные подходы в работе с разными группами музейной аудитории.
Так, для детей дошкольного возраста, наиболее продуктивным подходом является внедрение музейно-педагогической технологии. Методом является игровой метод. Экскурсия с элементами игры помогает детям наиболее эффективно освоить музейную информацию.
Для детей младшего школьного возраста наиболее продуктивным будет повествовательный метод с игровым элементом, а также вопросно-ответный метод.
Для среднего школьного возраста во всех просмотренных музеях самым продуктивным является вопросно-ответный метод ,который применяется на обзорных и тематических экскурсиях.
Это связано в первую очередь с тем, что в этот возрастной период школьники стремятся еще больше узнать.
Для старшего школьного возраста эффективны вопросно-ответный метод и метод стимула к самостоятельной деятельности .
Студенты.
Молодые люди ,которые находятся в постоянном обучении ,самостоятельном образовательном процессе – им характерна стремление к научным познаниям.
Так для взрослых подходит повествовательный метод , метод свободных ассоциаций –реже вопросно-ответный метод , так как часто взрослая аудитория ,которая пришла на экскурсии в музеи являлась иностранной или иногородней аудиторией.
Аудитории именно этот метод потребуется , так как она взрослее, опытнее ,хотят узнать что-то новое и необычное.
Это касается всех просмотренных экскурсий во всех указанных в ходе исследования музеях.
По изученному во время практики материалу в РЭМ мною был написан авторский текст экскурсии «Русская Масленица», а также технологическая карта. К сожалению, экскурсию не удалось провести для школьников, но она была прослушана методистами РЭМ и ей была дана положительная оценка.
Подводя итог можно сказать следующее : самой продуктивной для детей младшего школьного возраста будет экскурсия с элементами игры.
Данная экскурсия создана на основе выводов от просмотренных экскурсий в Российском Этнографическом музее.
Методическая разработка экскурсии.
Текст авторской экскурсии с элементами игры для детей младшего школьного возраста на основе экспозиции Российского Этнографического Музея «Русские конец Х1Х-нач.ХХвв.!, раздел «Обряды и праздники русского народа», тема «Масленица»
Цель экскурсии:
Познакомить школьников с русским праздником «Масленица»
Задачи : 1) Раскрыть сущность праздника
2) Рассказать о детских занятиях, играх и правилах поведения во время праздника
Вступление
Тезисы вступления
1)Приветствие группы
2) Раскрытие название музея в соответствии с той терминологией , которая доступна аудитории ,для которой разработана данная музейная экскурсия.
Тезисы заключения
В начале представим технологическую карту к данной экскурсии :
Место сбора экскурсантов |
Места остановок |
Объекты показа |
Продолжительность экскурсии |
Содержание экскурсии. Название подтем и перечень вопросов |
Указания по организации |
Методические указания |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VI |
Место сбора экскурсантов Аванзал Экспозиция «Русские конец Х1Х-нач.ХХвв.»
4 зал «Обряды и праздники русского народа» |
В центре Аванзала
Фотопанно
Разделы Календарь «Масленица» |
Фотографии
Изображение календаря.
Сани, лыжи, дуга, чучело масленицы, колесо, костюм, маски, рисунки. |
5 мин.
2 мин.
35 мин |
1.Введение в экскурсию Истинно русская жизнь как она есть в к.19-в начале 20 века
1.Крестьяне и их занятия
2.Русские религиозные праздники зимы.
|
Расположить класс у Мраморного зала Расположить группу у фотопанно полукругом
Расположить группу у календаря.
Расположить группу у экспонатов Масленицы.
саней.
|
Кратко доступным языком рассказать о термине музей и этнография Представить образы крестьян и назвать их занятия
Сначала представить экспонаты, а затем рассказать о празднике, уделяя большее внимание детским занятиям во время Масленицы. Обратить внимание на важный смысл праздника – обеспечение нового урожая, а также на то, что после Масленицы идет пост, который было необходимо соблюдать взрослым и детям
Предложить детям показать начальные элементы кулачной борьбы так, чтобы не разбить витрины |
Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий