Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:10, дипломная работа
Цель исследования: выявить психологические особенности пациентов, страдающих депрессией.
Задачи исследования:
Определить особенности межличностных отношений у пациентов, находящихся в депрессивном состоянии;
Установить иерархическую модель структуры самоотношения;
Выявить уровень вербальной и невербальной агрессии;
Диагностировать структуру Я-концепции респондентов.
введение 5
1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 7
1.1 Роль психического здоровья в гармоничном развитии личности 7
1.2 Особенности самосознания лиц находящихся на лечении в психоневрологическом диспансере 12
1.3 Особенности психической деятельности больного, страдающего депрессией 20
1.4 Психологические методы исследования психически больных 30
2Психологическое исследование пациентов психоневрологического диспансера, находящихся в депрессивных состояниях 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Результаты и анализ исследования 45
заключение 52
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
Опросник диагностики межличностных отношений (ДМО) 59
Тест различий между идеальным и реальным Я (BUTLER & HAIGH) 64
Опросник Басса-Дарки 66
Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин) 69
Образы реального и идеального Я являются неотъемлемой частью структуры целостного Я. Это те противоречивые тенденции, которые нередко затрудняют самопонимание, заставляя человека до конца дней своих размышлять о том, какой же он на самом деле.
Окружающими человек чаще воспринимается согласно его идеальному Я, а его актуальное Я нередко представляет собой его внутренние проблемы, в какой-то степени осознанные и взятые под контроль.
Умеренное (неконфликтное) расхождение или, скорее, неполное совпадение должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего развития личности и самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой
чаще наблюдается у лиц с заниженной
самооценкой, а также у лиц, находящихся
в состоянии затянувшегося
Противопоставление в реальном и идеальном Я октантов свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, нереализованной авторитарности; а, так же при конфликте между стремлением личности к признанию группой и собственной спонтанной агрессивностью.
Опросник Басса-Дарки. Методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. Методика широко распространена в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокую валидность и надёжность.
Агрессивное поведение рассматривается как противоположное адаптивному. Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
- мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;
- инструментальная агрессия, как средство.
При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями - гневом, враждебностью.
Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.
Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Ответы оцениваются по восьми шкалам:
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Враждебность = Обида + Подозрительность;
Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.
Интерпретация результатов теста. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
Опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности(стимульный материал в приложении Д):
Опросник включает следующее шкалы.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе.
2.2 Результаты и анализ
На первом этапе исследования использовался тест диагностики межличностных отношений, с целью изучения характеристик отражающих индивидуальный стиль общения конкретного человека с окружающими.
Для общей характеристики особенностей межличностных отношений по группе исследуемых лиц, построен резюмирующий профиль по средним значениям баллов для каждого октанта, представленный на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Групповой профиль особенностей межличностных отношений
Представленный на рисунке 2.1 групповой профиль, позволяет констатировать, что наиболее выраженными оценками по опроснику Т. Лири – «Диагностика межличностных отношений» являются следующие октанты, с соответствующими характеристиками их интерпретационных листов:
На втором этапе получены результаты по Тесту различий между идеальным и реальным Я (BUTLER & HAIGH). Количество респондентов, у которых диагностированы различия в образах идеального и реального Я, представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Дифференцирование респондентов по различиям между образами Я реальный и Я идеальный
Рисунок 2.2, наглядно отображает наличие у 25% выборки значимой разницы между образами идеального и реального Я.
Применение Т –критерия Стъюдента, позволяет статистически оценить значимость полученных результатов:
Достоверные различия в образе «Реального Я» и «Идеального Я» наблюдаются по характеристикам «агрессивный»(t=2,474(P =0,014)), «подозрительный» (t= 3,181(P =0,001)), «подчиняемый» (t = 4,799 (P =0,001)) «зависимый» (t = 2,651(P = 0,009)), «эгоистичный» (t=1,95(P=0,024).
Анализ данных полученных по методике Басса-Дарки включал обработку по следующим шкалам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, и выявил следующие результаты (таблица 2.1 и 2.2).
В таблице 2.1 представлены количественные показатели проявлений общей агрессии.
Таблица 2.1 – Количественные показатели проявления общей агрессии респондентов
Уровни |
Показатели | |
Количество |
% | |
Повышенный уровень |
14 |
47 |
Нормальный уровень |
12 |
40 |
Пониженный уровень |
4 |
13 |
Таким образом, у 47% испытуемых наблюдается повышенный уровень агрессивности, у 40% - нормальный уровень, у 13% - пониженный уровень.
Таблица 2.2 – Особенности проявления агрессии
Шкала |
Выборка респондентов | |
Среднее |
Стандартное отклонение | |
Физическая агрессия |
6,33 |
1,95 |
Косвенная агрессия |
5,75 |
1,11 |
Раздражение |
6,38 |
1,88 |
Негативизм |
3,71 |
1,12 |
Обида |
5,63 |
1,69 |
Подозрительность |
6,00 |
1,96 |
Вербальная агрессия |
7,75 |
2,23 |
Чувство вины |
6,83 |
1,49 |
Показатели агрессивности |
19,71 |
4,37 |
Показатели враждебности |
11,67 |
3,07 |
Уровень агрессивной мотивации |
20,83 |
5,59 |
Следующим этапом анализа данных полученных в ходе исследования, стал факторный анализ методом главных компонент, после чего полученные данные были подвергнуты вращению по методу варимакс с нормализацией Кайзера. В результате данной операции в выборке были выявленны следующие факторы (данные анализа представлены в таблице 2.3):
Таблица 2.3 – Факторный анализ
|
Компонента | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Показатель агрессивность |
0,861 |
0,101 |
-0,260 |
0,250 |
0,160 |
-0,217 |
-0,016 |
0,114 |
Уровень агрессивной мотивации |
0,852 |
0,091 |
-0,168 |
0,198 |
0,256 |
-0,042 |
0,190 |
-0,186 |
Прямая вербальная агрессия |
0,820 |
-0,104 |
-0,210 |
0,002 |
-0,121 |
0,166 |
0,006 |
0,159 |
Вербальная агрессия |
0,805 |
-0,073 |
-0,035 |
0,255 |
0,125 |
-0,179 |
0,179 |
0,295 |
Физическая агрессия |
0,747 |
0,067 |
-0,368 |
0,263 |
-0,101 |
-0,064 |
0,066 |
-0,108 |
Склонность заражаться агрессией толпы |
0,742 |
-0,164 |
0,352 |
0,271 |
-0,239 |
-0,091 |
0,147 |
-0,121 |
Уровень агрессии |
0,714 |
0,017 |
0,596 |
-0,035 |
0,085 |
0,309 |
-0,078 |
-0,024 |
Прямая физическая агрессия |
0,661 |
-0,030 |
-0,231 |
0,254 |
-0,357 |
0,166 |
0,423 |
0,072 |
Несдержанность |
0,646 |
0,039 |
-0,592 |
-0,356 |
0,113 |
0,085 |
0,074 |
0,000 |
Сдержанность |
-0,646 |
-0,039 |
0,592 |
0,356 |
-0,113 |
-0,085 |
-0,074 |
0,000 |
Удовольствие от агрессии |
0,621 |
-0,345 |
0,519 |
-0,206 |
-0,127 |
-0,150 |
-0,178 |
0,134 |
Раздражение |
0,605 |
0,066 |
-0,100 |
-0,171 |
0,501 |
-0,022 |
0,084 |
-0,466 |
Косвенная вербальная агрессия |
0,565 |
0,096 |
0,430 |
-0,287 |
-0,068 |
-0,468 |
0,059 |
-0,157 |
Косвенная агрессия |
0,518 |
0,264 |
-0,220 |
0,012 |
0,445 |
-0,316 |
-0,431 |
0,037 |
Ритуализация агрессии |
0,468 |
-0,450 |
0,426 |
-0,237 |
-0,222 |
0,049 |
0,018 |
0,050 |
Косвенная физическая агрессия |
0,462 |
-0,100 |
-0,451 |
-0,372 |
-0,285 |
-0,211 |
-0,331 |
0,172 |
Показатель враждебности |
0,048 |
0,897 |
0,098 |
-0,295 |
-0,162 |
-0,058 |
0,170 |
0,024 |
Чувство вины |
-0,211 |
0,817 |
0,194 |
-0,029 |
0,037 |
-0,181 |
0,134 |
-0,051 |
Обида |
-0,071 |
0,772 |
0,202 |
-0,048 |
0,092 |
-0,003 |
0,463 |
0,302 |
Подозрительность |
0,139 |
0,755 |
-0,005 |
-0,384 |
-0,350 |
-0,079 |
-0,132 |
-0,210 |
Расплата за агрессию |
0,095 |
0,705 |
0,245 |
0,007 |
0,075 |
0,323 |
0,011 |
0,056 |
Анонимная агрессия |
0,411 |
-0,175 |
0,633 |
-0,224 |
0,346 |
0,144 |
0,090 |
0,000 |
Спонтанность агрессии |
0,559 |
0,107 |
0,572 |
-0,149 |
0,040 |
-0,138 |
-0,035 |
0,193 |
Негативизм |
0,294 |
0,465 |
-0,121 |
0,681 |
-0,290 |
0,002 |
-0,184 |
0,147 |
Аутоагрессия |
-0,138 |
0,308 |
0,230 |
0,563 |
0,279 |
-0,131 |
-0,183 |
-0,316 |
Неумение пиереключать агрессию |
-0,266 |
0,143 |
-0,110 |
-0,076 |
0,616 |
0,188 |
-0,088 |
0,500 |
Склонность к отраженной агрессии |
0,302 |
0,382 |
-0,255 |
-0,167 |
-0,129 |
0,680 |
-0,205 |
-0,180 |
Провокация агресиии у окружающих |
0,560 |
-0,085 |
0,358 |
0,193 |
0,041 |
0,576 |
-0,188 |
-0,030 |
Неспособность томозить агрессию |
-0,302 |
-0,484 |
-0,171 |
-0,096 |
0,179 |
0,067 |
0,513 |
-0,134 |
Метод выделения: Анализ методом главных компонент. | ||||||||
a Извлеченных компонент: 8 |
Информация о работе Психологические особенности пациентов, страдающих депрессией