Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа
Актуальность проблемы развития воображения педагогов, прежде всего, объясняется тем, что преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности. И проявляется оно в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Кроме этого оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся не только в учебной, но и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Следует отметить, что именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологическое развитие воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема..5
1.2 Воображение в процессе деятельности педагогов ………………………15
1.3 Психологическое обеспечение развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности ………………………………….21
Выводы по первой главе ………………………………………………………25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Этапы и методы работы ……………………………………………………26
2.2 Анализ результатов практической работы ………………………………..32
Выводы по второй главе ………………………………………………………..34
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………...37
В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят [19]:
1) педагогическую наблюдательность;
2) педагогическое воображение;
3) требовательность как черту характера;
4) педагогический такт;
5) организаторские способности;
6) простоту, ясность и убедительность речи.
Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
Например, педагогическое воображение, являясь составным элементом группы педагогических способностей особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Системный подход к организации отдельных видов деятельности в свою очередь представляет взаимосвязь следующих элементов: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, результат. Любая система приводится в действие людьми; в педагогической деятельности главными действующими лицами являются педагог и ребенок. Именно они на каждом этапе педагогической деятельности, взаимодействия друг с другом и коллективом в целом, совместно решают задачи воспитания, обучения и развития.
Педагог, являясь субъектом
Педагогическая технология
– одно из специальных направлений
педагогической науки (прикладная педагогика),
призванное обеспечить достижение определенных
задач, повышать эффективность учебно-
Последняя характеристика является наиболее значимой, ведь педагог в своей профессиональной деятельности должен стремиться к достижению педагогического мастерства, к раскрытию своего творческого потенциала.
Ниже приведен расширенный перечень потенциальных продуктов творчества в сфере образования. Каждый из них может воплощаться в разных произведениях преподавателя, как в устных (лекция), так и в печатных (учебники, учебные пособия), или в конструкции наглядных пособий [20].
1. План каждого занятия
и его реализация. Опыт показывает,
что даже повторяющиеся
2. Методическая находка.
Новый методический прием (
3. Методическое
4. Методическое обобщение. Разраб
5. Методическое изобретение. Разработка новых методических приемов и средств (например, изложение информации, предназначенной для репродуктивного усвоения, на фоне опорного сигнала с многократным повторением на занятии, разработанное В. Ф. Шаталовым).
6. Дидактическое обобщение
(например, классификация методов
обучения по источникам
7. Дидактическое изобретение. Разработка новых способов и средств обучения.
8. Дидактическое открытие.
Разработка новых методов
9. Совершенствование теории. Уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известной теории. Например, сущностное определение высшего образования, введение в рассмотрение новой модели обучения. Утверждение "Целью любого обучения является освоение определенной деятельности" Н. Ф. Талызиной.
10. Теоретическое обобщение.
Включение в известную теорию
новых объектов. Подведение под
известную теорию новых
11. Новая теория. Объединенное
единой концепцией
12. Педагогическое
13. Педагогическое изобретение.
Обоснование нового содержания
образования (поскольку
14. Педагогическое открытие.
Разработка новой системы
Таким образом, воображение играет значительную роль в деятельности педагога, являясь основой его педагогического мастерства и раскрытия личностного и профессионального потенциала.
1.3 Психологическое обеспечение
развития воображения
Требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не только выявлять уровень развития воображения, но и формировать педагогическое воображение, создавая для педагога такую среду, в которой он мог бы с учетом своеобразия своего характера строить свою особую систему педагогических воздействий.
Для развития педагогического воображения необходимы соответствующие психологические условия, которые можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним психологическим условиям, которые изначально задаются конкретным образовательным учреждением, его нормами и правилами, можно отнести: обеспечение общего фона для развития воображения, большой запас творческого потенциала педагогического коллектива, создание активного личностного климата.
Внутренние условия успешности развития педагогического воображения:
1) особенности личности;
2) профессиональная направленность личности, личная устремленность, мотивация к тому, чтобы применять свои знания и способности, опыт в области педагогической профессии.
Эффективность работы по развитию педагогического воображения в немалой степени зависит от сформированных положительных мотивов и осознания личной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлеченность, интерес, эмоциональную напряженность. Важным является приобщение к эстетическим ценностям, которое подразумевает формирование эстетических знаний, становление стремления быть прекрасным во всем.
Важным является проведение как теоретических, так и практических занятий в работе с педагогом с целью развития педагогического воображения. Это способствует осуществлению дифференцированного подхода к подготовке педагога, формированию стимулов для творческого поиска в педагогической деятельности.
Таким образом, в развитии
педагогического воображения
Выводы по первой главе
В результате теоретического анализа литературы по проблеме психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности нами были сделаны следующие выводы.
Проблема развития воображения педагогов в профессиональной деятельности отражена в трудах многих ученых, занимающихся исследованиями в данной области. Существует множество подходов к ее решению, общей основой которых является создание психологических условий развития воображения педагогов в профессиональной деятельности. И в первую очередь это объясняется тем, что проблема развития педагогического творчества неразрывно связана с проблемой самосовершенствования педагога, его стремления к этому.
Воображение играет значительную роль в деятельности педагога, являясь основой его педагогического мастерства и раскрытия личностного и профессионального потенциала.
Именно поэтому первостепенное значение имеет создание условий развития педагогического воображения.
В развитии педагогического воображения огромную роль играет системный подход, который заключается в обеспечении на различных уровнях условий для этого, в том числе воспитание органической потребности к творчеству, стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наше исследование было направлено на выявление психологических условий развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности. В исследовании участвовала выборка педагогов к количестве 5 человек.
В качестве практических методов исследования выступили: методики "Придумай рассказ", "Исследование индивидуальных особенностей воображения", анкета "Особенности деятельности педагога".
Этапы работы:
1) Проведение методики "Придумай рассказ";
2) Проведение методики "Исследование индивидуальных особенностей воображения";
3) Проведение анкетирования.
Методика "Придумай рассказ".
Субъекту дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем- либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2х минут (история, сказка). Оценка результатов.
Воображение субъекта в данной методике оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа .
2. Необычность образцов, использованных в рассказе.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образцов, имеющихся в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образцов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных
признаков рассказ может
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так.
Если просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ я по данному признаку получает 0 баллов.