Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22

Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Научно-исследовательская работа учителя начальных классов мбоу с.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Тесная связь идеалистической  философии и первых концепций  памяти отчетливо прослеживается у  Платона, в его учении о воспоминании. Для Платона гарантией истинности познания является то, что и есть воспоминание.. По учению Платона, в душе у каждого имеются покрытые воском дощечки, у одного – побольше, у другого - поменьше. «Я знаю тебя и Федора и ношу в себе на той восковой дощечке как бы отпечаток от вас обоих».[34,с.134].

Другая важнейшая концепция  памяти в философии древности  развивалась Аристотелем. Она изложена в специальном сочинении «О памяти и воспоминании». Поиск доказательной аргументации в области индивидуальных различий людей, т.е. значительно более выраженных психологический подход, резко отличает взгляды Аристотеля на эту проблему от взглядов Платона.

Третья важная концепция  памяти заключена в учении Плотина. Как известно Плотин – один из известнейших неоплатоников, и его взгляды  на природу памяти, есть в основном, продолжение учения Платона. Но в  отличие от Платона Плотин приводит ряд чисто психологических доводов: необходимость усилия для запоминаний, роль при этом повторения, ослабление памяти у стариков, т.е. память для  Плотина – «психическая сила, проявляющаяся в тот момент, когда душа «вспоминая» переходит из пассивного состояния в активное»[11, с.23].

Родоначальником научной  психологии памяти считают немецкого  учёного Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В русской психологии начала 20 века более всего должны быть выделены два имени - К.Д.Ушинского и И.М.Сеченова, которые особенно видное место отводили активности и осмысленности запоминания.

Выдвинутые ещё в  до экспериментальный период истории  психологии, почти сто лет тому назад, эти положения не базировались на широком опытном материале и носят ещё очень общий характер. Несомненно, что некоторые взгляды, высказывавшиеся И.М.Сеченовым и К.Д.Ушинским о памяти, уже устарели, однако в целом основное направление идей получило дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение.

Оценка памяти меняется в 20 – 30 –е годы 20 века, когда не только устанавливаются клинические данные, но и память становится объектом экспериментально – психологического характера. В.Анри, П.П.Блонский, А.Бине, П.И.Зинченко, К.Коффка А.Н.Леонтьев, Т.Мюллер, А.Пьерон, А.А.Смирнов, В.Штерн,  Ф.Шуман,  и другие занимались в этот период проблемой памяти.

 В советской психологии  прежде всего были выдвинуты  две наиболее существенные концепции  памяти: одна  - П.П.Блонским[3], а другая - Л.С.Выготским [5]. Оба они исходят из диалектико-материалистического понимания психики и решают проблему развития памяти, считая вопросы развития психических процессов, или психических функций, важнейшими в психологии. Оба, вскрывают качественное своеобразие памяти на разных этапах её развития. И вместе с тем и тот, и другой дают различное решение проблемы, поскольку каждый из них рассматривает лишь одну линию развития памяти, не падающую с той, которая прослеживается другим.

П.П.Блонский, характеризуя генетические ступени памяти, исходит из различения следующих видов памяти : двигательная, аффективная, образная, вербальная память. Возникают они в процессе развития психики последовательно, именно в той последовательности, которая только что представлена. Им и посвящено основное содержание главного труда П.П. Блонского в области памяти впервые опубликованного в 1935году. Качественная, содержательная характеристика образной памяти составляет особенно ценный вклад П.П.Блонского в разработку проблем памяти.

Концепция Л.С.Выготского известна под именем культурно- исторической теории развития психики. Поведение  современного культурного человека, согласно этой теории, является результатом  двух различных процессов психического развития: процесса биологической эволюции животных и процесса исторического развития. В филогенезе оба эти процесса представлены раздельно, как самостоятельные и независимые линии развития, в онтогенезе они слиты и образуют единый процесс. "Врастание нормального ребёнка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания; - говорит Л.С.Выготский,- оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребёнка"[5,с.31]. Это положение, различным образом формулируемое, многократно повторяется Л.С.Выготским.

При выделении процессов  памяти в качестве основания рассматривают  различные функции, выполняемые в жизни и деятельности.  Психологи выделяют три основных критерия памяти:

1. Продолжительность  закрепления и сохранения материала.

2. Характер психической  активности, преобладающий в деятельности.

3. Характер целей деятельности.

           При этом к основным процессам  памяти  относятся – запоминание, воспроизведение,  узнавание, сохранение, и забывание материала. В них особенно ярко обнаруживается связь актов особых самостоятельных (мнемических) действий. Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается  в глаза противоположная их функциональная направленность, эти процессы необходимо рассматривать в единстве, ибо память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Невозможно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.

Формы проявления памяти  чрезвычайно многообразны. Объясняется  это тем, что память обслуживает  все виды многообразной деятельности человека.

В основу видовой классификации  памяти положены три основных критерия:

1)Объект запоминания. Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно- огическая, двигательная и эмоциональная;

2) Степень волевой  регуляции памяти. С этой точки  зрения различают произвольную и непроизвольную память;

3) Длительность сохранения  памяти. В данном случае имеют  ввиду кратковременную, долговременную  и оперативную память.

В филогенезе имеем ряд (согласно П.П. Блонскому 3]): моторная память→аффективная→образная→логическая. «Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет место сознание, и даже, наоборот, активность его мешает памяти… Как образная, так и логическая лежат уже в сфере сознания» [3, с.313].

Двигательная (по П.П. Блонскому -моторная) память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.

Запоминание человеком  своих чувств и эмоций происходит благодаря эмоциональной памяти (поП.П.Блонскому - аффективной). Пережитые и сохранённые в памяти чувства оказывают большое влияние на формирование личности, являются важнейшим условием духовного развития человека. Запоминаются не только эмоции, но и предметы, и события, которые их вызывают. Установлено,  что то, что вызывает у человека сильные эмоциональные переживания, запоминается лучше и на более длительное время.

Образная память - это  память на представления, на картины  природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обаятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения.

Содержанием словесно-логической памяти являются мысли человека. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.

В зависимости от целей  деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и  воспроизведение, в котором отсутствует  специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы  ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

           Непроизвольная и произвольная  память вместе с тем представляют  собой две последовательные ступени  развития памяти. Огромное место  в жизни занимает непроизвольная  память, на основе которой без  специальных мнемических намерений  и усилий формируется основная по объёму и по - жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Следующая классификация  типов памяти основана на трёхкомпонентной модели памяти. Это концепция, в которой  структура памяти представлена тремя  совместно работающими блоками  памяти : сенсорным, кратковременным  и долговременным.

Конечно, все виды памяти не существуют независимо друг от друга, более того, они находятся в  тесном взаимодействии. Одно несомненно: память занимает важное место в жизни  людей и представляет собой сложный, но единый и неразрывный процесс.

Образная память – это кладовая опыта, пережитого человеком и  чем-то ему ценного. Иногда что-то забывается, сохраняются только образы : звуки, запахи, цвета. В процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память является ведущей лишь у дошкольников и младших школьников, у большинства взрослых  образная память постепенно вытесняется словесно-логической.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, то есть продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. Древние говорили: “Мысль изреченная есть ложь”. Вообразить вилку легко, но тяжело описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. К описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл.

Человек со словесной  памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память – надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться – нужна память. "И вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией – большей частью ненужной – и возможность запоминать новое резко падает"[18,с.15]. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться, а из-за безделья -  деградирует.

Механизм образно-зрительной памяти совершенно противоположен.

Сначала человек воспринимает, безразлично что (события, цифры, буквы, слова), в безграничный запас образов, которые поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема и образы вставляются  в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо и когда нужно, встают перед мысленным взором. Абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно на любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и так далее.

Из истории памяти видно, что с самого начала научных  разработок проблемы, память рассматривается в теснейшей связи с воображением, а объектом памяти считаются образы. «Условимся называть памяти, имеющие дело с образами – образной памятью» [8, с.300]. Аристотель считал, что память есть обладание образом, как подобием того чего он образ. Это определение тесно сближает память с воображением. По Аристотелю и думать невозможно без образа. Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психологические изменения, которые могут не исчезнуть. Остается как бы отпечаток, картинка. Память он относит к бывшему, помнить – значит обладать образом и сознавать, что этот образ – копия аффицированного ранее предмета.

Образная память –  это запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов, явлений природы, картин жизни. В зависимости от того, каким органом чувств воспринимаются объекты или явления, образную память подразделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. «Образ» - субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий, т.е.  – одна из форм отражения объективной реальности.

  За последние полвека вышло множество работ об образах. Но проблема образов в этих работах все больше и больше обособлялась от проблемы памяти, проблема образной памяти как таковая осталась в тени. Как уже писалось выше, наиболее качественную и содержательную характеристику образной зрительной памяти,  наряду с вербальной, дал П.П.Блонский. Именно её он считал совершенно необходимой в научном изучении памяти.

В своем исследовании П.П.Блонский имел дело со зрительными  образами и сделал такие выводы:

1.«Сравнительно легко  и ярче всего проявляются зрительные  образы эмоциональных сильных  потрясений.

2.Легче и ярче всего  появляются зрительные образы  эмоционально-цельных, блестящих и красочных впечатлений.

Информация о работе Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста