Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72
Игротерапия. Используется
для снижения напряженности, мышечных
зажимов. Тревожности. Повышения уверенности
в себе, снижения
страхов.
Телесная терапия. Способствует
снижению мышечных зажимов,
напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение
уверенности, развитие
мелкой моторики снижение тревожности.
Таким образом, непосредственная работа с детьми, ориентирована на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При коррекции эта работа должна быть ориентирована на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода, помимо этого, - на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка. Значимым элементом является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных, для человека ситуациях. Важное место занимает подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности ситуации через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обсуждение возможных трудностей, обучение конструктивным способам поведения в них. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию урока).
Важным моментом в работе по коррекции тревожности младших школьников является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком двигательной свободы, пластики движений, которую можно проводить при помощи педагогов соответствующих дисциплин (ритмики, физкультуры и др.). Требуется дополнительная работа по «Терапии среды» - как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для младших школьников, остается значимым и для других возрастов, вплоть до раннего юношеского. Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной коррекционной работы. Во всех случаях требуется введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости – некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги.
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
После проведения психолого-педагогической коррекции уровня тревожности, мы провели повторную диагностику группы учащихся, прошедших психолого-педагогическую коррекцию.
Рассмотрим динамику изменения уровня тревожности.
Сводные данные по методике Филлипса, до и после проведения психолого-педагогической коррекции представлены на рисунке 8.
Рис. 8. Изменение уровня тревожности учащихся на этапе констатирующего и контрольного эксперимента (по методике школьной тревожности Филлипса)
По рисунку 8 видна динамика снижения уровня тревожности в коррекционной группе. Так как группа комплектовалась исключительно из детей имеющих высокий уровень тревожности, то до проведения психолого-педагогической коррекции было выявлено 20 человек (100%) с высоким уровнем тревожности. После проведения психолого-педагогической коррекции высокий уровень тревожности снизился на 80% и был выявлен у 4 человек (20%). Средний уровень тревожности наблюдается у 11 человек (55%) и низкий у 5 человек (25%). Это связанно с эффективным воздействием проведенной коррекционной работы на уровень школьной тревожности.
Проверим эффективность снижения уровня школьной тревожности с помощью метода математической статистики. Для этого мы используем Т-критерий Вилкоксона, так как мы сопоставляем уровень тревожности, измеренный в разных условиях (до и после коррекции) и используем одну и ту же выборку испытуемых.
Алгоритм решения. Была проведена психолого-педагогическая коррекция. После проведения повторного среза диагностики изменился ли уровень тревожности у 20 учащихся после проведения психолого-педагогической коррекции.
Расчет критерия Т при сопоставлении уровня школьной тревожности до и после психолого-педагогической коррекции. (Табл. 7, приложение 4)
Для подсчета этого критерия нет необходимости упорядочивать ряды значений по нарастанию признака. Мы можем использовать список испытуемых, как в данном случае.
Первый шаг в подсчете
критерия Т - вычитание каждого
Сформулируем гипотезы.
Но: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.
Н1: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
На следующем шаге все сдвиги, независимо от их знака, должны быть проранжированы по выраженности. В (Приложения 4 табл. 7) в четвертом слева столбце приведены абсолютные величины сдвигов, а в последнем столбце (справа) - ранги этих абсолютных величин. Меньшему значению соответствует меньший ранг. При этом сумма рангов равна 210, что соответствует расчетной:
∑Ri = N∙(N+1) = 20(20+1) = 420 = 210
2 2 2
Теперь отметим те сдвиги, которые являются нетипичными, в данном случае - положительными. В (Приложения 4 табл. 9) эти сдвиги и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих "редких" сдвигом и составляет эмпирическое значение критерия Т:
Т=∑Rr
где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
Итак, в данном случае,
Тэмп = 3+1+2+5=11
По Таблице10 Приложения 5 определяем критические значения Т для n=20:
Тк = 60(p≤0,05)
43(p≤0,01)
Построим "ось значимости".
В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Ткр(0,05)
Действительно, если бы "редких", в данном случае положительных, сдвигов не было совсем, то и сумма их рангов равнялась значимости бы нулю.
Ответ: Н0 отклоняется. Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
Сводные данные по уровню ситуативной тревожности в коррекционной группе, до и после проведения психолого-педагогической коррекции, представлены на рисунке 9.
Рис. 9. Изменение уровня ситуативной тревожности в коррекционной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента (по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилберг)
По рисунку 9 видно, что после проведения психолого-педагогической коррекции уровень ситуативной тревожности в коррекционной группе снизился. До проведения психолого-педагогической коррекции по ситуативной тревожности было выявлено 2 человека (10%) с высоким уровнем тревожности. После проведения психолого-педагогической коррекции высокий уровень тревожности в группе снизился до 0%. Средний уровень тревожности изменился с 14 человек (70%) на 12 человек (60%).
Произошло увеличение количества детей с низким уровнем тревожности с 4 человек (20%) до 8 человек (40%). Это связанно с воздействием проведенной коррекционной работы на уровень ситуативной тревожности.
Проверим и попытаемся
подтвердить эффективность
Для этого мы используем Т-критерий Вилкоксона, так как мы сопоставляем уровень тревожности измеренный в разных условиях (до и после коррекции) и используем одну и туже выборку испытуемых.
Расчет критерия Т при сопоставлении уровня ситуативной тревожности до и после психолого-педагогической коррекции. (Табл.8, приложение 4)
Для подсчета этого критерия нет необходимости упорядочивать ряды значений по нарастанию признака. Мы можем использовать алфавитный список испытуемых, как в данном случае.
Первый шаг в подсчете
критерия Т - вычитание каждого
Сформулируем гипотезы.
Но: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.
Н1: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
На следующем шаге все сдвиги, независимо от их знака, должны быть проранжированы по выраженности. В (Приложения 4 табл. 8) в четвертом слева столбце приведены абсолютные величины сдвигов, а в последнем столбце (справа) - ранги этих абсолютных величин. Меньшему значению соответствует меньший ранг. При этом сумма рангов равна 190, что соответствует расчетной:
∑Ri = N∙(N+1) = 19(19+1) = 380 = 190
2 2 2
Теперь отметим те сдвиги, которые являются нетипичными, в данном случае - положительными. В (Приложения 4, табл. 8) эти сдвиги и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих "редких" сдвигом и составляет эмпирическое значение критерия Т:
Т=∑Rr, где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
Итак, в данном случае, Тэмп = 9+3+15,5+12,5+11+5,5=56,5
По Таблице 10 Приложения 5 определяем критические значения Т для n=19:
Тк = 53(p≤0,05)
37(p≤0,01) Построим "ось значимости".
Зона Зона значимости Зона
значимости
37 53
В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону не значимости: Тэмп > Ткр (0,05)
Ответ: Н0: Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.
Несмотря на то, что данные, показанные на рис. 8., говорят о снижении уровня ситуативной тревожности, после проведения психолого-педагогической коррекции, математически это не подтвердилось.
Сводные данные по уровню
ситуативной тревожности в
Рис. 10. Изменение уровня личностной тревожности в коррекционной группе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента (по методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилберг)
До проведения психолого-педагогической коррекции, в коррекционной группе, по личностной тревожности было выявлено 3 человека (15%) с высоким уровнем тревожности.
После проведения психолого-педагогической
коррекции высокий уровень
Это говорит о том, что личностная тревожность является стойким образованием, и не поддается коррекции с использованием данной психолого-педагогической коррекционной программы.
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников