Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

Подтвердим полученные данные с помощью метода математической статистики. Для этого мы используем Т-критерий Вилкоксона, так как мы сопоставляем уровень тревожности, измеренный в разных условиях (до и  после коррекции) и используем одну и туже выборку испытуемых.

Расчет критерия Т  при сопоставлении уровня личностной тревожности  до и после психолого-педагогической коррекции (таблица 9, приложение 4).

Для подсчета этого критерия нет необходимости упорядочивать ряды значений по нарастанию признака. Мы можем использовать испытуемых, как в данном случае.

Первый шаг в подсчете критерия Т - вычитание каждого индивидуального значения "до" из значения "после". Мы видим из таблицы 9 приложения 4, что 10 полученных разностей – отрицательные, 9 - положительные, и 1 – нулевой сдвиг, который исключается из рассмотрения. Это означает, что у 10 учеников уровень тревожности во втором срезе уменьшился, а у 9 увеличился. Мы столкнулись с тем случаем, когда уже сейчас мы не можем сформулировать статистическую гипотезу, соответствующую первоначальному предположению исследователя. Предполагалось, что обращение к идеалу будет снижение уровня тревожности, а экспериментальные данные свидетельствуют, что лишь в 10 случаях из 19 этот показатель действительно уменьшился. Мы можем сформулировать лишь гипотезу, предполагающую существенного сдвига этого показателя в сторону снижения.

Сформулируем гипотезы.

Но:  Интенсивность  сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.

Н1:  Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.

На следующем шаге все сдвиги, независимо от их знака, должны быть проранжированы по выраженности. В (Приложения 4 табл. 9) в четвертом слева столбце приведены абсолютные величины сдвигов, а в последнем столбце (справа) - ранги этих абсолютных величин. Меньшему значению соответствует меньший ранг. При этом сумма рангов равна 190, что соответствует расчетной:

 

 ∑Ri    = N∙(N+1)  =   19(19+1)    =    380 = 190 

                      2                     2                    2 


Теперь отметим те сдвиги, которые являются нетипичными, в данном случае - положительными. В (Приложения 4 табл. 9) эти сдвиги и соответствующие   им   ранги   выделены   цветом.   Сумма   рангов   этих   "редких" сдвигом и составляет эмпирическое значение критерия Т:

Т=∑Rr, где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

 Итак, в данном случае,

Тэмп = 6,5+6,5+11,5+1,5+9+11,5+13+18+3=80,5

  По Таблице10 Приложения 5 определяем критические значения Т для n=19:

 

Тк   =  53(p≤0,05)

37(p≤0,01)


 Построим "ось значимости".

 

                                    Т 0,01                                               Т 0,05


 

   Зона                                                     Зона значимости                                      Зона

  значимости                                           и незначимости                                       незначимости


 


        37         53

 

В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону не значимости:

Тэмп  > Ткр (0,05)

Ответ: Н0:  Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.

Сводные данные по уровню тревожности в коррекционной группе, выявленного с помощью методики «Несуществующее животное» после проведения коррекционной программы.

Элементы рисунка, по которым выявляется тревожность:

1. значение рта округлой формы означает боязнь, тревогу. Это было выявлено у 1 человека (7%);

2.страх или тревога  - есть затемнение контурной линии. Это было выявлено у 2 человек (13%);

3.жирные с нажимом  линии это свидетельство о тревожности. Это было выявлено у 1 человека (7%) учащегося;

Анализ показал, что  тревожность по группе выявлена у 4 учащихся. Что в процентном соотношение составляет 20 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 3

После первого среза было выявлено 20 учащихся с повышенным уровнем тревожности. Так как в этом возрасте преобладает тревожность связанная учебной деятельностью, как основным видом деятельности, то критерием отбора в коррекционную группу были высокие показатели уровня школьной тревожности, полученных по методике Филипса.

Была апробирована и  реализована программа психолого-педагогической коррекции. Далее проводился повторный срез диагностики у детей прошедших психолого-педагогическую коррекцию тревожности. После этого обрабатывались данные с помощью математической статистики.

Были выдвинуты две  гипотезы.

Н0:  Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.

Н1:  Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.

Математически было подтверждено снижение уровня школьной тревожности. Была принята альтернативная гипотеза.

Действительно, коррекционная работа с детьми 10-11 лет, имеющих высокий уровень школьной тревожности, дала свои результаты. Уровень школьной тревожности был снижен.

Снижение уровня ситуативной и личностной тревожности математически не подтвердилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

В исследованной литературе было выявлено, что у большинства  детей 10-11 лет наблюдается повышенная тревожность. Основная тревожность детей этого возраста - это школьная тревожность, связанная с ведущим видом деятельности – учебной деятельностью. Причинами школьной тревожности могут быть неадекватные или завышенные требования со стороны взрослых в семье и школе. Выявлена боязнь опасных людей, смерти, болезней.

Коррекцию тревожности необходимо осуществлять по следующим направлениям:

-развитие основных новообразований (прежде всего произвольности), способствующих успешности в школе;

-формирование необходимых учебных умений и навыков;

-воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, неудачам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности;

-формирование правильного отношения к результатам деятельности других детей;

-развитие ориентации на способ деятельности;

-расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.

На этапе констатирующего эксперимента из общей выборки детей были выявлены 20 учеников с повышенным уровнем тревожности, средний уровень тревожности преобладал у 14 учеников, 4 ученика с низким уровнем тревожности.

Так как в этом возрасте преобладает тревожность связанная учебной деятельностью, как основным видом деятельности, то критерием отбора в коррекционную группу были высокие показатели уровня школьной тревожности, полученных по методике Филипса. В коррекционную группу вошли 20 человек с повышенным уровнем тревожности.

Была апробирована и  реализована программа психолого-педагогической коррекции тревожности, продолжительностью два месяца, состоящая из 15 занятий.

Далее проводился повторный  срез диагностики и обработка полученных результатов методами математической статистики, у детей прошедших психолого-педагогическую коррекцию тревожности.

Были выдвинуты две  гипотезы:  

Н0:   Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности не превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения.

Н1:  Интенсивность сдвигов в сторону снижения уровня тревожности превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения.

Математически было подтверждено снижение уровня школьной тревожности. Была принята альтернативная гипотеза.

Действительно, коррекционная  работа с детьми 10-11 лет, имеющих высокий уровень школьной тревожности, дала свои результаты. Уровень  школьной тревожности был снижен.

Снижение уровня ситуативной  и личностной тревожности математически  не подтвердилось. Скорее всего, это может быть связано с тем, что личностная и ситуативная тревожность являются стойкими личностными образованиями, и не поддаются коррекции с помощью представленной в нашем исследовании программы психолого-педагогической коррекции.

 

 

 

 

Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Междунар. Пер. акад. – 2010. – 264 с.

2. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая кн. –2009. – 366 с.

3. Агавелян, B.C. Психология состояний: теория и практика / B.C. Агавелян. – Челябинск: Челяб. Гос. Ун-т. – 2013. – 275 с.

4. Азарных, Т.Д., Тыртьшников, И. М. Психическое здоровье / Т.Д. Азарных, И. М. Тыртьшников. – М.: Модек. –2009. – 112 с.

5. Акимова, М.К., Козлова, В. Т. Коррекционно-развивающие     упражнения для  учащихся  3-5   классов: Пособие для учителей и школьных психологов / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Просвещение. – 2009. – 345 с.

6.  Асеев В.Г. Мотивация  поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Мысль. – 1876. – 158 с.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ. – 2010 . – 367 с.

8. Астапов, В.М. Тревога и тревожность / В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2012. – 247 с.

9. Астапов, В.М. Тревожность у детей. – 2-е изд. /В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2013. – 224 с.

10.  Астапов, В. М. Тревога и тревожность /В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2011. – 256 с.

11.  Астапов, В.М. Психологические состояния /В.М. Астапов. – СПб.: Питер. – 2011. – 250 с.

12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в раннем возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение. –2009. – 267с.

13. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика. – 2010.– 356 с.

14. Василюк, Ф.Е.    Психология   переживания:    Анализ    преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: МГУ. – 2012. – 200 с.

15. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика, ч. 1 / А.Л. Венгер. – М.: Генезис. – 2012. – 256 с.

16. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Издательство МГУ. – 2011. – 193 с.

17. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы

психологов УЦ «Перспектива». Вып. 1. – 2009. – 88 с.

18. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.

ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Е. Ительсон и др. Под ред. А.В.

Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение. – 2009. – 288 с.

19.   Выготский, Л.С.   Проблема  эмоций.  -  М.: Педагогика. – 2008. – 466 с.

20. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение. – 2009. – 296 с.

21. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина. – 2010. –176 с.

22. Гильбух, Ю.З.   Учебная деятельность младшего   школьника диагностика  и коррекция неблагополучий:     Книга  для     учителей дифференцированных кл. / Ю.З. Гильбух. – Киев: АПН Украины, Ин-т психологи. - 2013. – 95с.

23. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности: учеб, пособие для вузов / Ж.М. Глозман. – М.: Академия. – 2012. – 201с.

24. Долгова В.И. Готовность к инновационной деятельности в образовании.- М.: Книжный дом «Университет» 2009. – 227 с.

25.Долгова, В.И., Напримеров, А.А., Латюшин, Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин. – Санкт- Петербург: ГРПУ им. А.И. Герцена. – 2012. – 167с.

26.  Дубравина, И.В. Индивидуальные особенности школьников / И.В. Дубравина. – М: Просвещение. – 2012 . – 278 с.

27.   Еникеева, Д.Д.  Пограничные состояния у детей и подростков / Д.Д. Еникеева. – М.: Издательский центр Академия. – 2009. – 304 с.

28. Жариков, Е.Н., Крушельницкий, Е.К. Для тебя и о тебе / Е.Н. Жариков, Е.К. Крушельницкий. – М.: Просвещение. – 2011. – 56 с.

29.  Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр / А.И. Захаров. – СПб.: Союз. – 2012. – 224 с.

30.  Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И. Захаров. – СПб.: Издательство СОЮЗ. – 2013. – 336 с.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников