Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………...3
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Проблема девиантного поведения в современной литературе……….…..8
1.2.Особенности проявления девиантного поведения подростков………….24
1.3.Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков………………………………………………………………………..32
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-го КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Организация исследования…………………………………………………46
2.2. Методика проведения исследования………………………………………48
2.3. Анализ полученных результатов исследования…………………………..58
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
3.1. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования……….73
3.2. Методика работы по предупреждению девиантного поведения………..76
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования………103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...117
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

старый 2003.docx

— 258.73 Кб (Скачать файл)

 

 

ОПРОСНИК «СОП»

Вариант М

Инструкция

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крести или галочку в квадратике под обозначением «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Не обдумывайте ответы очень долго, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезною Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

1. Я  предпочитаю одежду неярких, приглушенных  тонов.

2. Бывает, что я откладываю на завтра, что должен сделать сегодня.

3. Я  охотно записался бы добровольцем  для участия в каких-либо боевых  действиях.

4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает  маменькиным сыночком и ничего  не может добиться в жизни.

6. Я  бы взялся за опасную работу, если бы за нее хорошо заплатили.

7. Иногда  я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть  на месте.

8. Иногда  бывает, что я немного хвастаюсь.

9. Если  бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10. Я  ценю в людях осторожность  и осмотрительность.

11. Только  слабые и трусливые люди выполняют  все правила и законы.

12. Я  предпочел бы работу, связанную  с переменами и путешествиями, даже если она опасна для  жизни.

13. Я  всегда говорю только правду.

14. Если  человек в меру и без вредных  привычек употребляет возбуждающие  и влияющие на психику вещества  – это вполне нормально.

15. Даже  если я злюсь, то стараюсь не  прибегать к ругательствам.

16. Я  думаю, что мне бы понравилось  охотиться на львов.

17. Если  меня обидели, то я обязательно  должен отомстить.

18. Человек  должен иметь право выпивать  столько, сколько он хочет.

19. Если  мой приятель опаздывает к  назначенному времени, то я обычно  сохраняю спокойствие.

20. Мне  обычно затрудняет работу требование  сделать ее к определенному  сроку.

21. Иногда  я перехожу улицу там, где мне  удобно, а не там где положено.

22. Некоторые  правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23. Я  иногда не слушаюсь родителей.

24. Если  при покупке автомобиля мне  придется выбирать между скоростью  и безопасностью, то я выберу  безопасность.

25. Я  думаю, что мне понравилось бы  заниматься боксом.

26. Если  бы я мог свободно выбирать  профессию, то стал бы дегустатором  вин.

27. Я  часто испытываю потребность  в острых ощущениях.

28. Иногда  мне так и хочется сделать  себе больно.

29. Мое  отношение к жизни хорошо описывает  пословица: «Семь раз отмерь, один  раз отрежь».

30. Я  всегда покупаю билет в транспорте.

31. Среди  моих знакомых есть люди, которые  пробовали одурманивающие токсические  вещества.

32. Я  всегда выполняю обещания, даже  если мне это невыгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы  люди, которые в жизни следуют  пословице: «Если нельзя, но очень  хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в  драку после употребления спиртных  напитков.

36. Мне  редко удается заставить себя  продолжать работу после ряда  обидных неудач.

37. Если  бы в наше время проводились  бои гладиаторов, то я бы обязательно  в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

39. Терпеть  боль назло всем бывает даже  приятно.

40. Я  лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41. Если  бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если  нет другого выхода, то спор  можно разрешить и дракой.

43. Бывали  случаи, когда мои родители, другие  взрослые высказывали беспокойство  по поводу того, что я немного  выпил.

44. Одежда  должна с первого взгляда выделять  человека среди других.

45. Если  в фильме нет ни одной приличной  драки – это плохое кино.

46. Иногда  я скучаю на уроках.

47. Если  меня кто-то случайно задел  в толпе, то я обязательно потребуют  от него извинений.

48. Если  человек раздражает меня, то я  готов высказать ему все, что  о нем думаю.

49. Во  время путешествий и поездок  я люблю отклоняться от обычных  маршрутов.

50. Мне  бы понравилась профессия дрессировщика  хищных зверей.

51. Если  уже ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень  быстро.

52. Когда  я читаю детектив, то мне часто  хочется, чтобы преступник ушел  от преследования.

53. Иногда  я просто не могут удержаться  от смеха, когда слышу неприличную  шутку.

54. Я  стараюсь избегать в разговоре  выражений, которые могут смутить  окружающих.

55. Я  часто огорчаюсь из-за мелочей.

56. Когда  мне возражают, я часто взрываюсь  и отвечаю резко.

57. Мне  больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

58. Чтобы  получить удовольствие, стоит нарушить  некоторые правила и запреты.

59. Мне  нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

60. Меня  раздражает, когда девушки курят.

61. Мне  нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в  хорошей компании.

62. Бывало, что у меня возникало желание  выпить, хотя я понимал, что сейчас  не время и не место.

63. Сигарета  в трудную минуту меня успокаивает.

64. Мне  легко заставить других людей  бояться меня, и иногда ради  забавы я это делаю.

65. Я  смог бы своей рукой казнить  преступника, справедливо приговоренного  к высшей мере наказания.

66. Удовольствие  – это главное, к чему стоит  стремиться в жизни.

67. Я  хотел бы поучаствовать в автомобильных  гонках.

68. Когда  у меня плохое настроение, ко  мне лучше не подходить

69. Иногда  у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать  драку.

70. Я  могу вспомнить случаи, когда  я был таким злым, что хватал  первую попавшуюся вещь и ломал  ее.

71. Я  всегда требую, чтобы окружающие  уважали мои права.

72. Мне  понравилось бы прыгать с парашютом.

73. Вредное  воздействие алкоголя и табака  на человека сильно преувеличивают.

74. Я  редко даю сдачи, даже если  кто-то ударит меня.

75. Я  не получаю удовольствия от  ощущения риска.

76. Когда  человек в пылу спора прибегает  к «сильным» выражениям – это  нормально.

77. Я  часто не могу сдержать свои  чувства.

78. Бывало, что я опаздывал на уроки.

79. Мне  нравятся компании, где все подшучивают  друг над другом.

80. Секс  должен занимать в жизни молодежи  одно из главных мест.

81. Часто  я не могу удержаться от  спора, если кто-то не согласен  со мной.

82. Иногда  случалось, что я не выполнял  школьное домашнее задание.

83. Я  часто совершаю поступки под  влиянием минутного настроения.

84. Мне  кажется, что я не способен  ударить человека.

85. Люди  справедливо возмущаются, когда  узнают, что преступник остался  безнаказанным.

86. Бывает, что мне приходится скрывать  от взрослых некоторые свои  поступки.

87. Наивные  простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

88. Иногда  я бываю так раздражен, что  стучу по столу кулаком.

89. Только  неожиданные обстоятельства и  чувство опасности позволяют  мне по-настоящему проявить себя.

90. Я  бы попробовал какое-нибудь одурманивающее  вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему  здоровью и не повлечет наказания.

91. Когда  я стою на мосту, то меня  иногда так и тянет прыгнуть  вниз.

92. Всякая  грязь меня пугает или вызывает  сильное отвращение.

93. Когда  я злюсь, то мне хочется кого-нибудь  ударить.

94. Я  считаю, что люди должны отказаться  от всякого употребления спиртных  напитков.

95. Я  мог бы на спор влезть на  высокую фабричную трубу.

96. Временами  я не могу справиться с желанием  причинить боль другим людям.

97. Я  мог бы после небольших предварительных  объяснений управлять вертолетом.

 

ОПРОСНИК «СОП»

Вариант Ж

Инструкция

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «ДА» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крести или галочку в квадратике под обозначением «НЕТ». Если вы затрудняетесь с ответом, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Не обдумывайте ответы очень долго, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезною Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.

1. Я  стремлюсь в одежде следовать  самой современной моде или  даже опережать ее.

2. Бывает, что я откладываю на завтра  то, что должна сделать сегодня.

3. Если  бы была такая возможность, то  я бы с удовольствием пошла  служить в армию.

4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5. Чтобы  добиться своего, девушка иногда  может и подраться.

6. Я  бы взялась за опасную для  здоровья работу, если бы за  нее хорошо заплатили.

7. Иногда  я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть  на месте.

8. Я  иногда люблю немного посплетничать.

9. Мне  нравятся профессии, связанные с  риском для жизни.

10. Мне  нравится, когда моя одежда и  внешний вид раздражают людей  старшего поколения.

11. Только  глупые и трусливые люди выполняют  все правила и законы.

12. Я  предпочла бы работу, связанную  с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для  жизни.

13. Я  всегда говорю только правду.

14. Если  человек в меру и без вредных  последствий употребляет возбуждающие  и влияющие на психику вещества  – это нормально.

15. Даже  если я злюсь, то стараюсь никого  не ругать.

16. Я  с удовольствием смотрю боевики.

17. Если  меня обидели, то я обязательно  должна отомстить.

18. Человек  должен иметь право выпивать  сколько он хочет и где он  хочет.

19. Если  моя подруга опаздывает к назначенному  времени, то я обычно сохраняю  спокойствие.

20. Мне  часто бывает трудно сделать  работу к точно определенному  сроку.

21. Иногда  я перехожу улицу там, где мне  удобно, а не там где положено.

22. Некоторые  правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.

23. Бывало, что я не слушалась родителей.

24. В  автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.

25. Я  думаю, что мне бы понравилось  заниматься каратэ или похожим  видом спорта.

26. Мне  бы понравилась работа официантки  в ресторане.

27. Я  часто испытываю потребность  в острых ощущениях.

28. Иногда  мне так и хочется сделать  себе больно.

29. Мое  отношение к жизни хорошо описывает  пословица: «Семь раз отмерь, один  раз отрежь».

30. Я  всегда плачу за проезд в  общественном транспорте.

31. Среди  моих знакомых есть люди, которые  пробовали одурманивающие токсические  вещества.

32. Я  всегда выполняю обещания, даже  если мне это невыгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы  люди, которые в жизни следуют  пословице: «Если нельзя, но очень  хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадала в  неприятную историю после употребления  спиртных напитков.

36. Я  часто не могу заставить себя  продолжать какое-либо занятие  после обидной неудачи.

37. Многие  запреты в области секса старомодны  и их можно отбросить.

38. Бывает, что иногда я говорю неправду.

Информация о работе Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков