Развитие Я-концепции у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.
Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).
Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной Я-концепции.

Содержание

Глава 1. Развитие Я-концепции как проблемы подросткового возраста
1.1. Понятие Я-концепции
1.2. Я-концепция и индивидуальное развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона
1.3. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции
1.4. Психологические особенности развития Я-концепции у старших подростков

Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
2.1. Пояснительная записка
2.2. Содержание программы
2.3. Организация и методы исследования компонентов Я-концепции у старших подростков
2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга
Выводы
Заключения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_Я-концепция.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Развитие Я-концепции как  проблемы подросткового возраста                                                        1.1. Понятие Я-концепции

1.2. Я-концепция и индивидуальное  развитие в соответствии с теорией Э. Эриксона

1.3. Факторы, влияющие на формирование  Я-концепции

1.4. Психологические особенности  развития Я-концепции у старших  подростков

   

Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции  у старших подростков

2.1. Пояснительная записка 

2.2. Содержание программы

2.3. Организация и методы исследования  компонентов Я-концепции у старших  подростков

2.4. Оценка эффективности реализации  программы тренинга

Выводы

Заключения

Литература

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

                        ВВЕДЕНИЕ

 

    Подростковый  возраст – это самый трудный  и самый сложный из всех  детских возрастов, представляющий  собой период становления личности.

    Наиболее важным  отличительным признаком этого  периода являются фундаментальные  изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности (Б.Г. Ананьев, 1980, стр.89).

     В подростковом  возрасте у молодых людей активно  формируется самосознание, вырабатывается  собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности    и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция.                                                                                                                      

Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению  поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его  поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования,  наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Х.Ремшмидт, 1994, с.212).

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию позитивной Я-концепции является актуальной именно на этой возрастной ступени.

          Цель исследования – создать условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции.

     Объект нашего исследования – Я-концепция старших подростков.

     Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции (когнитивный, аффективный, поведенческий).

     Гипотеза нашего исследования: если в тренинге личностного роста создать определённые психологические условия, то это будет способствовать развитию у подростков позитивной Я-концепции. 

     Задачи исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  • изучение особенностей структурных компонентов Я-концепции;
  • создание в тренинге личностного роста условий, способствующих развитию позитивной Я-концепции у старших подростков;      

-    создание программы  тренинга личностного роста;

  • апробация программы  и оценка эффективности проведённой тренинговой работы.

     Экспериментальная  работа проводилась на базе  Кодинской средней школы №4 с подростками в возрасте 14 – 15 лет. Экспериментальная группа состояла из шести человек.

Работа проводилась  в три этапа:

1 этап (март-апрель 2002 г.) – подбор методик, организация  первичного психодиагностического  обследования, изучение литературы  по теме исследования;

2 этап (апрель 2002 г.) –  реализация развивающей тренинговой  программы;

3 этап (май 2002 г.) –  повторная диагностика, обработка  и анализ полученных результатов.

В работе были использованы следующие методики:

  1. Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга».
  2. Шкала Шварцландера «Уровень притязаний».
  3. «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М.Куном и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А. М. Прихожан.
  4. Метод самоотчёта.

     Методологической  основой нашего исследования  являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на её формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, А. А. Реана о психологических особенностях развития Я-концепции у старших подростков.

     В работе  мы использовали следующие методы:

  • метод анализа литературы по теме исследования;
  • методы психодиагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, метод самоотчёта);
  • формирующий эксперимент;
  • методы математической обработки данных.

     Дипломная работа  состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического  списка (           наименований), приложения. В работе  содержится  5 таблиц,  2 рисунка.  Общий объём работы составляет        печатных листов.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Развитие  Я-концепции как проблемы подросткового  возраста

   

    Понятие Я-концепции  было введено американским психологом  и философом У. Джейсмсом в  конце 19 века. Теоретическое и  прикладное развитие понятие  Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона.

     В российской психологии  проблемой Я-концепции и близкой  научной направленностью занимались  Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, А. А. Реан.

     Наиболее полное отражение  Я-концепция получила в книге  Р. Бернса «Развитие Я-концепции  и воспитание» (1986).Именно на  эту работу мы и будем опираться,  раскрывая понятие Я-концепции,  выделяя её структурные компоненты.

1.1. Понятие Я-концепции                                              

 

      В современной  психологии  Я-концепция рассматривается  как  один из компонентов  личности, как отношение индивида  к самому себе. Понятие « Я-концепция»  выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три    психологические составляющие:

  1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество  других личностных проявлений.

Остановимся подробнее  на трех основных составляющих Я-концепции (Бернс Р., 1986, с.32).

 

КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны  с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся  любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт ( Бернс Р.,1986, с.33).                 

 

ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

     Эмоциональная составляющая  установки существует в силу  того, что ее когнитивная составляющая  не воспринимается человеком  безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания ( Бернс Р., 1986, с. 34).

     Самооценка не является  постоянной, она изменяется в  зависимости от обстоятельств.  Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

      Самооценка отражает  степень развития у индивида  чувства самоуважения, ощущения  собственной ценности и позитивного  отношения ко всему тому, что  входит в сферу  его Я.

      Самооценка проявляется  в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою   значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

       Во-первых, важную  роль в ее формировании играет  сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ  Я,  должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой ( Бернс Р., 1986, с. 36).

       Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных  реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. 

       Наконец, еще  один взгляд на природу и  формирование самооценки заключается  в том, что индивид оценивает  успешность своих действий и  проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. 

       Следует особо  подчеркнуть, что самооценка, независимо  от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

       Позитивную Я-концепцию  можно приравнять к позитивному  отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности ( Бернс Р., 1986, с.37).

 

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

     Тот факт, что люди не всегда ведут  себя в соответствии со своими  убеждениями, хорошо известен. Нередко  прямое, непосредственное выражение  установки в поведении модифицируется  или вовсе сдерживается в силу  его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

     Всякая  установка – это эмоционально  окрашенное убеждение, связанное  с определенным объектом. Особенность  Я-концепции как комплекса установок  заключается лишь в том, что  объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе ( Бернс Р., 1986, с.39).

     Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции личности в течение всего жизненного цикла  наиболее полно представлены Э. Эриксоном.  

Информация о работе Развитие Я-концепции у подростков