Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Галя Развитие воображения у дошкольников переделанный.doc

— 704.50 Кб (Скачать файл)

     По мнению С. Л. Новоселовой, в игре старшие дошкольники и более младшие дети могут придать любому предмету игровой замысел, и тогда этот предмет                   выполняет отведенные ему функции при развертывании сюжета игры и ролевом                     взаимодействии детей в воображаемой игровой ситуации. По мнению                                          С.Л. Новоселовой бывает, что игру воображения прерывает слишком пристальное внимание воспитателя. Чтобы творческое воображение детей во время игры                                    не иссякло, а наоборот, проявлялось все ярче, воспитатель должен незаметно, тактично способствовать совершенствованию сюжета. В любой игре проявляются ростки детской фантазии. Их надо замечать, заботливо ухаживать за ними, беречь и уважать. [23]

Таким   образом, игра - это основной вид деятельности детей

дошкольного возраста, в  процессе которой развиваются духовные и физические                   силы ребенка: его внимание, память, мышление, воображение. Игра является                        неотъемлемой частью свободной деятельности детей, их свободного общения в процессе, которого происходит познавательное развитие ребенка. Игра также включена в педагогический процесс и целенаправленно используется в целях               развития детей, следовательно, может использоваться и как средство развития                    воображения.

 

1.4. Условия развития воображения у детей

               старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

 

     Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только                             в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные             в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

     Л. С. Выготский связывал работу воображения в детском возрасте именно с                     игровой деятельностью: «игра есть фантазия в действии, а фантазия -                                  заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как                      спонтанной  активности - это организация повседневного поведения ребенка в                 таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа                   воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям [7].

     Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые                     побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям                помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Е. В. Зворыгина считает, что условием для формирования воображения является освоение продуктивной                   деятельности, например, умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания [22].

     Н. П. Аникеева считала, что игровая деятельность дошкольника является                   мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает                ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания,                        дополнять и преобразовывать в собственные впечатления [1].

     Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевой                   игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные                                воображаемые функции.

     На протяжении часа один предмет может приобретать до разных значений.                   Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеем, фатой для                 невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражении, магазин, дремучий лес и пр. При этом стоящая в ней мебель каждый раз приобретает новое значение. В таких воображаемых преобразованиях предметной среды проявляются элементы                     технического творчества: «Если к маленькой машинке приделать сверху две палочки, то будет троллейбусенок», «Надо сделать такую кроватку, чтоб летала:                             нажмешь на кнопку, и ж - ж - ж - полетел».

     Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое - либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Н. Н. Палагина описывает следующую                         ситуацию [27]. Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она                         с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю».

     Из этого примера ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии.                    Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора                    образа [10].

     Известно, что первоначально дети строят замысел игры, придумывают                       сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Большое значение в овладении умением строить                       замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, то, что придумал один ребенок, служит толчком для                 воображения другого. Но замысел - еще не развернутая картина воображения.    В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.

     Доля активного воображения в задумывании и развертывании игры                      увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними                      опорами. Очень ярко воображение дошкольников развивается в режиссерской игре. Даже 3- летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и                 проигрывают с ними различные сюжеты.

     С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от                действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все - таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит              реплики как своего, так и чужого персонажа. Приведем пример такого                          монолога. «А давайте в Василису Прекрасную! Я буду Василиса, бабушка - Иванушка, а ты, дедушка, сначала отец, а потом три сына. Вот я еще лягушка (садится на корточки)... «Что Иванушка не весел, что головушку повесил?, - А ты скажи: «Как же мне ехать, все с невестами, ау меня лягушка..., и вот уже               тук - тук-тук, цок - цок - цок, а все говорят, кто это едет, а ты говори, это моя лягушонка в коробчонке едет. И тут я выхожу...». Эта деятельность ребенка, хотя и остается по форме ролевой игрой, очень близка к пересказу или                 сочинению сказки [30].

     Важным моментом, как утверждают психологи Е. М. Гаспарова,                               Е. В. Зворыгина, и др., в развитии воображения ребенка служит такая                      организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми                    предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические,                                                     полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки 
ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, 
наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, 
ребенок интенсивно осваивает замещение [35].

     Развитие воображения тесно связано с освоением знаков родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие. Предварительная формулировка с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов                              целенаправленных характер, а творческая деятельность получает идейный                        стержень.

     Следует помнить и о том, что на развитие старших дошкольников оказывает большое влияние обучение, все возрастающий запас знаний и их логическое осмысление, уточнение, конкретизация. Все больше знаний получают дети из художественной литературы, в результате слушания специальных                       радиопередач, из рассказов родителей и воспитателей, из бесед с ними, т.е.                словесным путем [14].

     Возникающие в воображении ребенка образы, ситуации, действия он                     реализует в своих играх, рисунках, рассказах. Богатство воображения зависит от накопленных его памятью представлений и усвоенных знаний, от понимания и осмысления картин, от активной работы мысли. Наличие воссоздающего                          воображения у детей дошкольного возраста способствует тому, что их игры становятся богаче по содержанию, интереснее и увлекательнее по выдумке,                замыслу. Построение образов в этом случае приобретает творческий,                            сознательный, активный характер. Ребенок не просто воспроизводит жизнь, слепо копируя ее, а в изображение тех или иных ситуаций, персонажей вносит много своих элементов, свободно комбинируя впечатления жизни с                           содержанием сказок, рассказов, придумывая что-то свое. Воображение детей становится активным и имеет целенаправленный характер. Ребенок создает                   образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (в игровой деятельности) или перед ним ставят взрослые. Активное воображение проявляется во всех видах детской деятельности. В танцах ребята придумывают новые движения, в музыкальной игре по-разному передают                     имитационные, ролевые движения.

     Формирование критичности мышления («Чего на свете не бывает?») тоже вносит вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и                   к образам своей фантазии [37].

     Творческое воображение старших дошкольников, которое представляет                    собой сложную переработку полученных представлений, дополнение одних       образов элементами других, - это необходимая ступень в развитии подлинного творческого воображения. И воспитатель всячески должен поддерживать и                   поощрять его развитие. Важнейшей предпосылкой возникновения и развития длительной игры является воспитание у детей нравственных чувств, особенно чувства коллективизма.

     Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных                ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е. Е. Кравцова показала, как меняется позиция                    взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом                    является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры [17].

     Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Такие продуктивные виды деятельности ребенка, как рисование, конструирование - на разных этапах тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и                           возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т.д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок - шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности                        (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

     Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному                    вопросу, напрашивается вопрос: какое же значение имеет развитие                        воображения детей в игре?

     В игре, отмечает Д. Б. Эльконин, впервые возникает новая форма                        удовольствия, которое испытывает ребенок, - радость от того, что он действует так, как требуют правила [27].

     В переносе значения с одного предмета на другой состоит суть                            воображаемой ситуации. Суть воображаемой ситуации подробно исследовал                                     А.Н. Леонтьев. Эти исследования чрезвычайно интересны и оригинальны. По этому поводу А.Н. Леонтьев пишет, что рождение воображаемой игровой                        ситуации происходит в результате того, что в игре предметы, а значит, и                    операции с этими предметами включены в действия, которые обычно                   осуществляются в других условиях и по отношению к другим предметам.                   Игровой предмет сохраняет свое значение, ребенку известны его свойства,                     известен способ возможного действия с ним. Это и есть то, что образует                       значение данного предмета. Однако в игровом процессе значение не просто конкретизируется. Например, ребенку известно значение палочки. Однако                            в игре операции с палочкой включаются в совсем другое действие, чем-то,                      которому они адекватны. Поэтому палочка, сохраняя для ребенка свое                            значение, вместе с тем приобретает для него в этом действии совершенно иной смысл. Например, палочка приобретает для ребенка смысл лошади.

Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста