Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68
Итак, существует реальное действие, реальная операция и реальные образы реальных предметов, но при этом ребенок действует с палкой как с лошадью. В результате складывается ситуация, когда игровые операции оказываются как бы несоответствующими действию. Игровые операции неадекватны действию. Но в игре действие и не преследует этой задачи: ведь ее мотив, как подчеркивает А. Н. Леонтьев, лежит в самом ее действии, а не в результате.
Построив такой ряд суждений, А.Н. Леонтьев решает достаточно важную с его точки зрения задачу. Он пытается доказать реальность игрового действия, показав тем самым, что нет фантастических элементов в психологических предпосылках игры. Это доказательство чрезвычайно важно в решении вопроса о месте игры в ряду других видов деятельности. Именно реальный характер игровых действий придает ей непреходящее значение в ряду видов деятельности, определяющих детское развитие.
Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для ребенка мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире. В мир взрослого человека ребенок попадает в деятельности, названной восприятием сказки. Однако это вхождение не реально. Оно существует лишь в воображении ребенка [19].
Таким образом, игра является средством
развития воображения ребенка – дошкольника,
потому как в процессе игры он действует
в воображаемой
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников
Данная глава посвящена
описанию экспериментальной
На первом
этапе, проанализировав
На втором этапе в результате констатирующего эксперимента определили уровень воображения у детей старшего дошкольного возраста. Обобщив его результаты, мы пришли к выводу, что необходимо разработать план и провести практическую работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
На третьем этапе
разработали план работы по развитию
воображения детей старшего дошкольного
возраста и провели практическую работу.
На четвертом этапе провели контрольный срез и сравнили с результатами первого констатирующего эксперимента.
Для изучения уровня воображения в нашем исследовании мы использовали следующие методики:
- методика «Изучение
умения гибко использовать
- тест «Свободный рисунок» (Ю.
А. Афонькина, Л. Ю. Субботина,
- методика Р. С. Немова «
Наше
экспериментальное
Таблица 2 - Список детей старшей группы
№ п/п |
Имя ребенка |
Возраст |
1 |
Толя А. |
5.3 |
2 |
Владислава А. |
5.2 |
3 |
Вова В. |
5.4 |
4 |
Валерия Г. |
5.6 |
5 |
Рома Е. |
5.7 |
6 |
Таня И. |
5.1 |
7 |
Миша М. |
5.4 |
8 |
Коля П. |
5.3 |
9 |
Наташа Т. |
5.5 |
10 |
Федя Т. |
5.6 |
11 |
Маша Ф. |
6.5. |
12 |
Света Ш. |
6.4. |
13 |
Павлик Ш. |
6.6 |
14 |
Александра Ч. |
6.3. |
15 |
Калерия Я. |
5.3 |
16 |
Андрей Л. |
5.4 |
17 |
Александра П. |
6.2 |
18 |
Даша Б. |
6.0 |
19 |
Рома Р. |
5.7 |
20 |
Алеша Г. |
5.5 |
В исследуемой группе 10 девочек и 10 мальчиков.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В процессе
исследования нами
Методика №1. «Изучение умения
гибко использовать знания
Цель: изучить умение детей творчески использовать знания в конкретных условиях и обстоятельствах.
Стимульный материал. Сюжетная картинка: домик с крышей и трубой, рядом с ним собачья конура, перед домом - цветочная клумба и пруд, около пруда растут деревья; на переднем плане дорожка, на которой стоит детская коляска; по небу плывут облака, летят птицы. На каждом из перечисленных предметов нарисован пустой кружок. Прилагаются такие же по величине кружки с изображением кошки, собаки, девочки, груши, яблока, цветка, лебедя и летящей птицы.
Диапазон применения. Дети 5-7 лет.
Инструкция. «Внимательно посмотри на свои кружки и расположи их на картинке не там, где они должны находиться, а совсем в другом месте. Придумайте, как тот или иной изображенный на кружке предмет или персонаж там очутился».
Проведение методики. Эксперимент проводится индивидуально. После того, как ребенок выполнит инструкцию, воспитатель располагает картинки по
своему усмотрению и просит ребенка объяснить, почему и как они могли там оказаться.
Обработка данных. По характеру решения задания детей делят на группы по уровням.
1 группа (низкий уровень) - дети испытывают значительные трудности при выполнении задания. Они ставят кружочки на привычные места и дают объяснения такого типа: «Собака в конуре, потому что должна быть там». Когда взрослый располагает картинки в непривычных местах, ребенок смеется, но ничего объяснить не может. Если попытки объяснить расположение картинок и наблюдаются, то неоригинальные: «Птица сидит на заборе, потому что она отдыхает».
2 группа (средний уровень) - при выполнении задания дети испытывают особые затруднения не при размещении картинок, а при объяснении, некоторые дошкольники перемещают расставленные кружочки в правильные места. Рассказы, как правило, имеют реальную почву («Бабушка мне говорила...»). В ситуации, когда кружки расставляет взрослый, рассказы становятся содержательнее и детальнее.
3 группа (высокий уровень) - дети не испытывают трудности ни при распределении картинок, ни при составлении рассказа. Они обдумывают предложенное задание (задумчиво смотрят в потолок, зажмуриваются, разглядывают картинки). Иногда дошкольники берут на себя роль рассказчика или сказочника: «Жила была кошка, которая очень любила цветы. И вот однажды она притащила очень красивое комнатное растение к себе в корзинку и украсила свой дом». С заданием они справляются лучше, когда им приходится действовать самим, нежели объяснить расположение картинок, сделанное взрослым, то есть, опираются в расположении картинок и составлении рассказа на целостный замысел.
Методика № 2 «Свободный рисунок»
При определении уровня развития воображения использовался тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.), Г.А. Урунтасовой.
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Проведение методики. Испытуемому предлагалось: придумать что - либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8 - 9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5 - 7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3 - 4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0 - 2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8 - 9 баллов – высокий;
5 - 7 баллов – средний;
3 - 4 балла – низкий;
0 - 2 балла – очень низкий.
Методика №3. «Придумай игру».
Цель: методика Р.С. Немова, делает возможным судить об уровне развития фантазии.
Диапазон применения: дети 5-7 лет.
Инструкция: Придумать какую - либо игру за 5 минут и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора.
Проведение методики: Воспитатель ждёт 5 минут и задаёт вопросы ребёнку:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончится игра?
8. Как будут оцениваться
результаты игры и успехи отдел
Обработка данных: В ответах детей должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ. Ответы детей оцениваются по определенным уровням и баллам. Уровни оценки содержания придуманной игры в данной методике следующие:
По каждому из этих критериев придуманная игра может оцениваться от 0 до 2 баллов.
0 баллов: означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно).
1 балл: наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.
2 балла: присутствие и отчётливая выраженность в игре соответствующего признака.
Анализ результатов
Данная методика дает возможность сделать вывод о развитости у детей способности объединять различные предметы и явления в единый смысловой сюжет на основе оригинальных связей и отражать этот сюжет в речи.
По характеру решения задания испытуемые были разделены на три группы. В исследуемой группе 8 детей из 20 были отнесены к 1 группе, 8 человек ко 2 группе и 4 человека к 3 группе.
Анализ показал (таблица 3), что при выполнении задания дети испытывают трудности при объяснении своих действий.
Таблица 3 - «Изучение умения гибко использовать
знания и творчески их применять в
конкретных условиях и обстоятельствах»
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста