Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:39, дипломная работа
Цель исследования: выявить влияние игровой деятельности на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план, направленный на формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение………………………………………..……………………………............3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста……………7
1.1. Теоретическое представление о воображении, его видах и функциях……...7
1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста………15
1.3. Игра детей дошкольного возраста……………………………………………20
1.4. Условия развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
в игровой деятельности…………………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………...31
2.1. Определение уровня развития воображения у старших дошкольников…...31
2.2. План работы по развитию воображения детей старшего дошкольного возрас-та……………………………………………………………………………...40
2.3. Анализ проведённой работы по развитию воображения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста ………............................46
2.4. Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возрас-та…………………………………………50
Заключе-ние…………………...………………………………………………..……52
Литерату-ра……………………………………...…………………………………...54
Приложение 1…………………………………………………………………….....56
Приложение 2…………………………………………………………………….....66
Приложение 3…………………………………………………………………….....67
Приложение 4…………………………………………………………………….....68
У 8 детей - 3 уровень (40%); 11 детей –
2 уровень (55%);
Сравнительный анализ результатов психологического обследования до и после формирующего эксперимента показан на диаграмме (Приложение 2). Анализируя результаты методики можно отметить, что высокий уровень вырос на 4 человека; средний уровень увеличился на 3 ребёнка (11 детей); низкий уровень понизился до 1 ребёнка, полученные результаты изображены на диаграмме (Приложение 2).
Проанализировав данные по методике «Свободный рисунок» в первую очередь необходимо отметить, что дети, имеющие до этого низкий уровень развития воображения, стали придумывать и рисовать нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Правда, детали и образы рисунка у некоторых детей проработаны средне. У детей со средним уровнем стало получаться что - то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображения пока не являются совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
Таблица 9 - Результаты повторного
исследования
№ п/п |
Имя |
Возраст |
Баллы |
Уровень разв-я |
1 |
Алёна Я. |
5.3 |
5 |
средний |
2 |
Анфиса Т. |
5.2 |
9 |
высокий |
3 |
Валя Я. |
5.4 |
7 |
средний |
4 |
Варя С. |
5.6 |
6 |
средний |
5 |
Вера С. |
5.7 |
7 |
средний |
6 |
Вика Я. |
5.1 |
8 |
высокий |
7 |
Витя Я. |
5.4 |
7 |
средний |
8 |
Влад Б. |
5.3 |
6 |
средний |
9 |
Гена А. |
5.5 |
7 |
средний |
10 |
Диана Я. |
5.6 |
8 |
высокий |
11 |
Дима Т. |
6.5. |
8 |
высокий |
12 |
Женя Я. |
6.4. |
9 |
высокий |
13 |
Илья Я. |
6.6 |
7 |
средний |
14 |
Ира Я. |
6.3. |
10 |
оч. высокий |
15 |
Калерия Я. |
6.4. |
8 |
высокий |
16 |
Андрей Л. |
5.4 |
7 |
средний |
17 |
Саша П. |
6.2 |
7 |
средний |
18 |
Дима Б. |
6.0 |
7 |
средний |
19 |
Рома Р. |
5.7 |
9 |
высокий |
20 |
Алеша Г. |
5.5 |
7 |
средний |
Итого |
7,5 |
Средний к выс. |
Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента, характеризующего уровень развития воображения, с результатами контрольного эксперимента позволил установить позитивные изменения
Таблица 10 - Сравнительный анализ результатов развития воображения до и после формирующего эксперимента
Уровень развития | |||||
Очень высокий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
До формирующего эксперимента |
0 |
0 |
6 детей (30%) |
14 (70%) |
0 |
После формирующего эксперимента |
1(5%) |
7 (35%) |
12 детей (60%) |
0 |
0 |
Результаты сравнительного анализа представлены в виде диаграммы Приложение 3.
Для изучения уровня
фантазии у детей была
Таблица 11 - Результаты исследования по методике «Придумай игру» (контрольный эксперимент)
№ п/п |
Ф. И. ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Результат |
1. |
Толя А. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
8 |
2. |
Владислава А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
3. |
Вова В. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
7 |
4. |
Валерия Г. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
5. |
Рома Е. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
6. |
Таня И. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
7. |
Миша М. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
7 |
8. |
Коля П. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
8 |
9. |
Наташа Т. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
10. |
Федя Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
11. |
Маша Ф. |
1 |
2 |
0 |
2 |
1 |
6 |
12. |
Света Ш. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
13. |
Павлик Ш. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
14. |
Александра Ч. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
15. |
Калерия Я. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
16. |
Андрей Л. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
17. |
Александра П. |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
7 |
18. |
Даша Б. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
19. |
Рома Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
20. |
Алеша Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Высокий уровень – 13 детей (65%);
средний уровень – 6 детей (30%);
Проведение контрольного эксперимента по этой методике также доказывает развитие более высокого уровня фантазии у детей; сравнительный анализ показан на диаграмме (Приложение 4). Проявление детской инициативы в игре, стремление хорошо устроить тот или иной персонаж, является следствием развития воображения детей, пробудившего у них чувство отзывчивости, готовность выручить в беде.
Высокий уровень вырос
до 13 детей; средний уровень понизился
на
1 человека; а низкий уровень значительно
понизился до 1 ребенка.
Таким образом, повторное проведение методик показало, что уровень развития воображения и фантазии, прошедших через экспериментальное обучение детей, оказался значительно выше, чем был до этого. Творческая активность во всех её проявлениях – это результат воспитания. Развитие воображения в процессе чтения, бесед, игр способствовало воспитанию у детей целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, коллективизма.
Воспитанники исследуемой группы научились придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны. Значительно увеличился коэффициент оригинальности решения задач на изображение. Дети научились гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах. Работа воображения в игре, в конечном счёте, заключается в подготовке ребёнка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям. Следовательно, намеченная работа проходила по правильному пути и привела к положительным результатам.
2.4. Рекомендации для
воспитателей и родителей по
развитию
2. Рекомендации для родителей:
Заключение
Проанализировав научно-педагогическую и методическую литературу, можно сказать о том, что в современной педагогической и психологической науке идет интенсивный поиск решения данной проблемы.
Проблема развития воображения
в дошкольном возрасте исследовалась
такими учеными, как Д.Б. Эльконин, Р.С.
Немов, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий,
В ходе выполнения дипломной работы, были изучены теоретические основы развития воображения, его виды; проведена диагностика уровней развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. А также был разработан план работы по развитию воображения у детей старшего дошкольников в игровой деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали что, программа оказалась эффективной, поскольку результаты показателей по проведенным методикам улучшились. А значит, можно сказать, что использование предложенных методик важно в работе с детьми, родителями и воспитателями.
Осведомленность родителей и воспитателей в данном вопросе очень важна. Зная насколько важно развивать воображение, и какими методами, то можно помочь ребенку развивать его умственные способности.
Также, воспитателям необходимо помнить, что все дети, разные. Одному достаточно предложить что - нибудь придумать, сочинить, выдумать и тут же радостно вспыхнут глазенки и начнется сначала неумелый, а потом все более совершенный творческий поиск. А другой - постарается уйти, спрятаться уже за знакомые задания и сюжеты. Одни очень быстро и охотно включился в новую игру, а с другим - надо неоднократно возвращаться к одному и тому же.
Также не следует забывать, что ребенок рожден для игры, и вся его деятельность это игра. Игра - это самый лучший способ увлечь ребенка.
Исследование показало, что формирование воображения через игру происходит под влиянием уточнения и расширения жизненных впечатлений детей. Поверхностные представления не могли их увлечь надолго: воображение было слабым, и игры распадались. Постепенный переход от бесконтрольной работы фантазии к творческому воображению связан с уточнением, систематизацией и последующим расширением представлений детей. На этой основе развивались их память и способность к обобщению.
Игра - становилась формой организации жизни детей. Формирование воображения повлияло на развитие игры, а она, развиваясь, в свою очередь обогатила воображение. Совместные игры детей, самостоятельное связывание осознанных жизненных впечатлений придали воображению детей нравственную направленность и сформировали у них такие качества, как организованность, активность, коллективизм, отзывчивость, доброжелательность и т.д.
Анализируя результаты проделанной работы, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтверждает, что игра способствует развитию воображения.
Таким образом, после выполнения дипломной работы, поставленная цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Дипломная работа может использоваться как методические рекомендации для работы с детьми в ДОУ.
литературА
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
2. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М., 1983.
5. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
6. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
7. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч., - М., 1982. Т.2.
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста