Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:10, научная работа
МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района работает в экспериментальном режиме уже 19 лет. За это время разработаны и реализованы программы «Русская сельская школа», «Школа и сельский социум». После систематизации и обобщения материалов по данным программам в рамках Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности перед нами встала задача – создание нового проекта.
I. Введение.
2-5
II. Современное состояние изучения мотивации достижения в психологической науке.
6-10
1.Проблема мотивации достижения в психологии.
6-7
2.Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в ее основе.
8-10
III. Особенности становления мотивационного компонента личности детей младшего школьного возраста.
11-21
1.Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников.
11-13
2.Психолого-педагогические условия для развития мотивации достижения.
14-18
3.Взаимосвязь мотивации достижения с другими личностными качествами учащихся.
19-21
IV.Практическое применение теории мотивации достижения успеха.
22-43
1.Диагностика мотивации достижения учащихся.
22-28
2.Создание ситуации успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений.
29-38
3.Оценивание достижений учащихся.
39-43
V. Заключение.
44-45
VI. Список используемой литературы.
46
VII. Приложения.
47
Из таблицы видно, что за год увеличилось число учеников, имеющих высокий (28,6%), средне-высокий (7,1%) и средний (42,9%) уровни мотивации достижения (всего 78,6%) и уменьшилось число учеников, имеющих средне-низкий (7,1%) и низкий (14,3%) уровни (всего 21,4%).
2.Ситуация успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих силах, формирует у учащихся мотив достижения. Созданию ситуации успеха на уроке способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы, исследовательская деятельность учащихся и т. д.
Занимательность и игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес и стремление к победе, а отсюда - желание быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания. Примером может служить урок обучения грамоте по теме: «Звуки [ж] и [ш] и обозначение их буквами Ж ж и Ш ш.» (Конспект урока прилагается.)
Учитывая возрастные и психологические особенности первоклассников, урок построен в форме игры-путешествия. Дети поставили перед собой цель: найти и спасти буквы, похищенные злым колдуном. В течение всего урока они, преодолевая препятствия, четко выполняя различные задания и приобретая новые знания, стремятся к достижению своей цели и спасают буквы-именинницы. В ситуации успеха находится каждый ученик. А один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Создавая на уроке проблемные ситуации, мы подталкиваем учащихся к самостоятельному поиску решения проблемы, поощряем их делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проверять решения. У детей развивается самостоятельность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, что так необходимо для развития мотивации к достижению успеха. Приведу в пример фрагмент урока математики в 4 классе по теме: «Деление с остатком на 10, 100, 1000.», проведенного на практическом семинаре ТШО «Создание ситуации успеха на уроке» в феврале 2005 года:
«III.Изучение нового материала.
1.Постановка темы и целей урока.
Таблица:
с | 10 | 20 | 30 | 400 | 600 | 1000 |
8400:с |
|
|
|
|
|
|
В последней колонке таблицы, которую 1 ученик заполнял во время устного счета, дети должны столкнуться с проблемой: 8400:1000 (такие примеры еще не решали, это новый материал)
1 вариант работы:
Если дети не решат пример, спросить: « Почему?» (не умеют)
- Чему же нам с вами сегодня надо научиться? (формулируем цель и тему урока)
2 вариант работы:
Если решат, то спросить, какой пример в этой таблице лишний? Почему?
- Как вы считаете, ребята, зачем я включила этот пример в таблицу? (Наверное, будем их учиться решать на этом уроке)
Формулируем тему и цель урока.
- Молодцы! Я рада, что вы сами сформулировали тему и цель урока.
2. Объяснение нового материала.
На доске примеры:
600:10 25000:100 356:100
87:100 712000:1000
- Сгруппируйте примеры в столбики и запишите в тетрадь.
- Прочитайте и решите примеры 1 столбика.
- Прочитайте и решите примеры 2 столбика.
- Почему вы затрудняетесь с ответом в примерах 2 столбика? Попробуйте догадаться, как можно их сосчитать?
( Дети пробуют сами найти решение этих примеров и объяснить, учитель поощряет догадки учащихся, задает наводящие вопросы.)
- Есть еще 1 способ деления: нужно закрыть в числе столько цифр, сколько нулей в делителе. Получим целое число, а то что закрыли – остаток.»
На данном уроке я также использовала карточки-помощницы при решении задач для детей, испытывающих затруднения, которые учитывают индивидуальные способности учащихся и помогают каждому достичь успеха. Для сильных учащихся всегда были готовы дополнительные задания. А еще учащиеся имели возможность побыть в роли учителя при разборе задачи, что несомненно придавало им уверенности в своих силах:
«2.Задача №132 с. 25.
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Кто уже знает, как решать задачу – приступайте.
С остальными – разбор задачи:
- Сможем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
( неизвестна скорость)
- Сможем узнать скорость?
- Каким действием?
- Что вы заметили? (6 км не делится на 5 без остатка)
- Что нужно сделать?
- Зная скорость и время, можем узнать расстояние?
- Каким действием?
- Запишите решение задачи.
(Если дети затрудняются, то берут карточки-помощницы 2 вариантов:
1 в.- план решения задачи; 2 в. – пошаговая инструкция)
КАРТОЧКИ:
1 вариант.- 1. Переведи 6 км в метры.
2. Узнай скорость машины.
3. Найди расстояние, которое проехала машина за 40 минут.
2 вариант.- 1. Вспомни, сколько метров в 1 км
( 1 км=1000 м)
Переведи 6 км в метры.
2. Вспомни, как найти скорость (V=S:t)
Найди скорость машины.
3. Вспомни, как найти расстояние (S=v*t)
Найди расстояние, которое проехала машина за 40 минут
3. Проверка решения (показываю листок с правильным решением)
Доп. задание для тех, кто быстро решил (на доске)
- Измени вопрос задачи, чтобы она решалась в 1 действие. Реши ее. 4.Физкультминутка.
5. Составьте задачу по чертежу (используя данные о средней скорости на с. 106-107)
- Выслушиваются задачи детей.
- Кто хочет занять место учителя при разборе этой задачи?
(Аналогично проводится разбор задачи учеником, потом дети решают, кому надо берут карточки-помощницы.)
Доп. задание для тех, кто быстро решил
- Составьте задачу, обратную данной.»
Эффективной формой организации учебного процесса является создание
группового взаимодействия, то есть работа в группах, в парах. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «мои знания и умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвертом, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.
Наглядным примером вышесказанного служит обобщающий урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.», проведенный на районном семинаре в апреле 2007 года, где дети самостоятельно ставят цели и определяют тему урока, работают в парах и группах, сами оценивают свою работу:
«Цели урока:
1.Систематизировать знания учащихся по теме, повторить правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.
2. Формировать навыки грамотного письма.
3. Воспитывать умения общаться и работать в группах.
4. Развивать речь детей, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать, развивать мотив достижений.
Оборудование:
Компьютерная презентация урока, карточки со словарными словами для игры «Карусель», карточки для работы в парах, задания для групповой работы, сигналы.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Постановка темы и целей урока.
а) - Итак, урок русского языка.
Чему мы учимся на этом уроке?
( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
б) - Какую большую тему заканчиваем?
(Корень слова. Однокоренные слова)
- Над какими орфограммами работали? (безударный гласный и парный согласный в корне слова)
Запись темы и название орфограмм высвечивается на доске через мультимедийную приставку.
- Найдите графические схемы этих орфограмм на доске.
- Сегодня последний урок по этой теме. Как вы считаете, что нам надо повторить?
(какие слова называются родственными, что такое корень слова, как проверять безударный гласный и парный согласный в корне слова)
III. Словарная работа.
- Предлагаю начать работу с игры «Карусель».
Карточки для игры:
В . рона, п . тух, за . ц, с . рока, м . дведь, в . р . бей, к . рова.
( 1в. – контролеры, 2в. – ученики)
- Сядут сначала те ученики, кто не допустил ни одной ошибки.
- Ребята, что объединяет эти слова? (тема: «Животные»)
- Какую орфограмму повторили в игре?
- Как мы работаем с этой орфограммой?
- Подберите родственные слова к слову ворона. Докажите, что они родственные, выделите корень. (Запись в тетрадь)
IV.Обобщение и систематизация знаний.
1. Я приготовила для вас небольшой диктант, чтобы проверить, умеете ли вы видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать.
Наступила весна. Луг покрылся зеленой травкой. На березке появились пушистые сережки. Растаял на реке лед.
2. Самопроверка.
- Проверьте написанный вами текст (готовый текст проецируется через мультимедийную приставку)
-Кто не сделал ни одной ошибки?
-В написании каких слов ошиблись?
3.Давайте найдем в тексте по 2 слова с парным согласным и безударным гласным в корне слова и выпишем их вместе с проверочными словами.
4. Физкультминутка.( Для глаз и снятия статического напряжения)
5.Работа в парах.
Сейчас все отдохнули
И новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Парную работу.
- Ребята, на столах у вас карточки. Вы должны вставить в слова пропущенные буквы и правильно выбрать проверочное слово. Не забывайте, пожалуйста, правила работы в парах.
Карточка:
Вставь пропущенные буквы. Выбери проверочное слово.
Л . нивый (лень, линька), но . (ноженька, ножи), м . стерить( мост, мастер), улы . ка( улыбки, улыбается), скр . пучий( скрип, скрепка).
6. Проверяем с помощью сигналов и мультимедийной приставки.
7.Работа над правилами.
- Устали? Хотите поиграть в «Школу разведки?» Мне нужны три разведчика: родственное слово, парный согласный и безударный гласный.
- Вы должны тихо, быстро пройти по классу и собрать все сведения о себе.
(У детей на столах карточки с частями правил. Разведчики ходят по классу, берут детей с теми карточками, которые им нужны, чтобы собрать свое правило. Выходят к доске, в группе его проговаривают и дают сигнал готовности.)
8. Проверка задания.
( Дети получившимися группами хором рассказывают правила проверки слов с парным согласным и безударным гласным в корне слова, какие слова называют родственными и что такое корень слова.)
Доп. вопросы каждой группе:
1. Какие безударные гласные в корне слова требуют проверки?
2. Назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки.
3. Найди лишнее слово: белка, беленький, белок.
8. Физкультминутка.
Информация о работе Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте