Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:10, научная работа

Краткое описание

МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района работает в экспериментальном режиме уже 19 лет. За это время разработаны и реализованы программы «Русская сельская школа», «Школа и сельский социум». После систематизации и обобщения материалов по данным программам в рамках Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности перед нами встала задача – создание нового проекта.

Содержание

I. Введение.
2-5

II. Современное состояние изучения мотивации достижения в психологической науке.
6-10

1.Проблема мотивации достижения в психологии.
6-7

2.Понятие мотивации достижения и мотивов, лежащих в ее основе.
8-10

III. Особенности становления мотивационного компонента личности детей младшего школьного возраста.
11-21

1.Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников.
11-13

2.Психолого-педагогические условия для развития мотивации достижения.
14-18

3.Взаимосвязь мотивации достижения с другими личностными качествами учащихся.
19-21

IV.Практическое применение теории мотивации достижения успеха.
22-43

1.Диагностика мотивации достижения учащихся.
22-28

2.Создание ситуации успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений.
29-38

3.Оценивание достижений учащихся.
39-43

V. Заключение.
44-45

VI. Список используемой литературы.
46

VII. Приложения.
47

Вложенные файлы: 1 файл

почитать.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Из таблицы видно, что за год увеличилось число учеников, имеющих высокий (28,6%), средне-высокий (7,1%) и средний (42,9%) уровни мотивации достижения (всего 78,6%) и уменьшилось число учеников, имеющих средне-низкий (7,1%) и низкий (14,3%) уровни (всего 21,4%).

2.Ситуация успеха – важный аспект в развитии мотивации достижений.

     Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия и уверенности в своих  силах, формирует у учащихся мотив достижения.                  Созданию ситуации успеха на уроке способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы, исследовательская деятельность учащихся и т. д.

     Занимательность и игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес и стремление к победе, а отсюда - желание быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания. Примером может служить урок обучения грамоте по теме: «Звуки [ж] и [ш] и обозначение их буквами Ж ж и Ш ш.» (Конспект урока прилагается.)

      Учитывая возрастные и психологические особенности первоклассников, урок построен в форме игры-путешествия. Дети поставили перед собой цель: найти и спасти буквы, похищенные злым колдуном. В течение всего урока они, преодолевая препятствия, четко выполняя различные задания и приобретая новые знания, стремятся к достижению своей цели и спасают буквы-именинницы. В ситуации успеха находится каждый ученик. А один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.

     Создавая на уроке проблемные ситуации, мы подталкиваем учащихся к  самостоятельному поиску решения проблемы, поощряем их делать наблюдения, выдвигать гипотезы, проверять решения. У детей развивается самостоятельность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, что так необходимо для развития мотивации к достижению успеха. Приведу в пример фрагмент урока математики в 4 классе по теме: «Деление с остатком на 10, 100, 1000.», проведенного на практическом семинаре ТШО «Создание ситуации успеха на уроке» в феврале 2005 года:

«III.Изучение нового материала.

   1.Постановка темы и целей урока.

Таблица:

с

10

20

30

400

600

1000

8400:с

 

 

 

 

 

 

 

В последней колонке таблицы, которую 1 ученик заполнял во время устного счета, дети должны столкнуться с проблемой: 8400:1000 (такие примеры еще не решали, это новый материал)

1 вариант работы:

Если дети не решат пример, спросить: « Почему?» (не умеют)

- Чему же нам с вами сегодня надо научиться? (формулируем цель и тему урока)

2 вариант работы:

Если решат, то спросить, какой пример в этой таблице лишний? Почему?

- Как вы считаете, ребята, зачем я включила этот пример в таблицу?          (Наверное, будем их учиться решать на этом уроке)

Формулируем тему и цель урока.

- Молодцы! Я рада, что вы сами сформулировали тему и цель урока.

2. Объяснение нового материала.

На доске примеры:

600:10     25000:100     356:100

87:100     712000:1000

- Сгруппируйте примеры в столбики и запишите в тетрадь.

- Прочитайте и решите примеры 1 столбика.

- Прочитайте и решите примеры 2 столбика.

-  Почему вы затрудняетесь с ответом в примерах 2 столбика? Попробуйте догадаться, как можно их сосчитать?

( Дети пробуют сами найти решение этих примеров и объяснить, учитель поощряет догадки учащихся, задает наводящие вопросы.)

- Есть еще 1 способ деления: нужно закрыть в числе столько цифр, сколько нулей в делителе. Получим целое число, а то что закрыли – остаток.»

     На данном уроке я также использовала карточки-помощницы при решении задач для детей, испытывающих затруднения, которые учитывают индивидуальные способности учащихся и помогают каждому достичь успеха. Для сильных учащихся всегда были готовы  дополнительные задания. А еще учащиеся имели  возможность побыть в роли учителя при разборе задачи, что несомненно придавало им уверенности в своих силах:

«2.Задача №132 с. 25.

- Что известно в задаче?

- Что надо узнать?

- Кто уже знает, как решать задачу – приступайте.

С остальными – разбор задачи:

- Сможем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

( неизвестна скорость)

- Сможем узнать скорость?

- Каким действием?

- Что вы заметили? (6 км не делится на 5 без остатка)

- Что нужно сделать?

- Зная скорость и время, можем узнать расстояние?

- Каким действием?

- Запишите решение задачи.

(Если дети затрудняются, то берут карточки-помощницы 2 вариантов:

1 в.- план решения задачи; 2 в. – пошаговая инструкция)

КАРТОЧКИ:

1 вариант.-   1. Переведи 6 км в метры.

                 2. Узнай скорость машины.

                3. Найди расстояние, которое проехала машина за 40 минут.

2 вариант.-  1. Вспомни, сколько метров в 1 км

                  ( 1 км=1000 м)

               Переведи 6 км в метры.

             2. Вспомни, как найти скорость (V=S:t)

               Найди скорость машины.

              3. Вспомни, как найти расстояние (S=v*t)

                Найди расстояние, которое проехала машина за 40 минут 

3. Проверка решения (показываю листок с правильным решением)

Доп. задание для тех, кто быстро решил (на доске)

- Измени вопрос задачи, чтобы она решалась в 1 действие. Реши ее. 4.Физкультминутка.

5. Составьте задачу по чертежу (используя данные о средней скорости на с. 106-107)

- Выслушиваются задачи детей.

- Кто хочет занять место учителя при разборе этой задачи?

(Аналогично проводится разбор задачи учеником, потом дети решают, кому надо берут карточки-помощницы.)

Доп. задание для тех, кто быстро решил

- Составьте задачу, обратную данной.»

     Эффективной формой организации учебного процесса является создание

группового взаимодействия, то есть работа в группах, в парах. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «мои знания и умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего  успешного обучения. В-четвертом, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

     Наглядным примером вышесказанного служит обобщающий урок русского языка во 2 классе по теме: «Корень слова. Однокоренные слова.», проведенный на районном семинаре в апреле 2007 года, где дети самостоятельно ставят цели и определяют тему урока, работают в парах и группах, сами оценивают свою работу:

«Цели урока:

1.Систематизировать знания учащихся по теме, повторить правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова.

2. Формировать навыки грамотного письма.

3. Воспитывать умения общаться и работать в группах.

4. Развивать речь детей, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать, развивать мотив достижений.

Оборудование:

Компьютерная презентация урока, карточки со словарными словами для игры «Карусель», карточки  для работы в парах, задания для групповой работы, сигналы.

Ход урока:

I. Оргмомент.

                                        Вот книжки на столе,

                                        А вот тетрадки.

                                        Не хочется играть сегодня в прятки!

                                        И не досуг дуть на корабль бумажный-

                                        Сегодня в классе у ребят

                                        Урок уж очень важный.

II.  Постановка темы и  целей урока.

а) - Итак, урок русского языка.

Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) - Какую большую тему  заканчиваем?

(Корень слова. Однокоренные слова)

  -  Над какими орфограммами работали?  (безударный гласный и парный согласный в корне слова)

Запись темы и название орфограмм высвечивается на доске через мультимедийную приставку.

  -  Найдите графические схемы этих орфограмм на доске.

  - Сегодня последний урок по этой теме. Как вы считаете, что нам надо повторить? 

(какие слова называются родственными, что такое корень слова, как проверять безударный гласный и парный согласный в корне слова)

III. Словарная  работа.

- Предлагаю начать работу с игры «Карусель».

Карточки для игры:

В . рона, п . тух, за . ц, с . рока, м . дведь, в . р . бей, к . рова.

( 1в. – контролеры, 2в. – ученики)

  - Сядут сначала те ученики, кто не допустил ни одной ошибки.

  - Ребята, что объединяет эти слова?  (тема: «Животные»)

  - Какую орфограмму повторили в игре?

  - Как мы работаем с этой орфограммой?

  - Подберите родственные слова к слову ворона. Докажите, что они родственные, выделите корень. (Запись в тетрадь)

IV.Обобщение и систематизация знаний.

1.      Я приготовила для вас небольшой диктант, чтобы проверить, умеете ли вы видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать.

                                                    Весна.

   Наступила весна. Луг покрылся зеленой травкой. На березке появились пушистые сережки. Растаял на реке лед.

  2. Самопроверка.

  -  Проверьте написанный вами текст (готовый текст проецируется через мультимедийную приставку)

  -Кто не сделал ни одной ошибки?

  -В написании каких слов ошиблись?

3.Давайте найдем в тексте по 2 слова с парным согласным и безударным гласным в корне слова и выпишем их вместе с проверочными словами.

4. Физкультминутка.( Для глаз  и снятия статического напряжения)

5.Работа в парах.

                          Сейчас все отдохнули

                          И новая забота:

                          Нужно сделать на «отлично»

                          Парную работу.

  - Ребята, на столах у вас карточки. Вы должны  вставить в слова пропущенные буквы и правильно выбрать проверочное слово. Не забывайте, пожалуйста, правила работы в парах.

Карточка:

Вставь пропущенные буквы. Выбери проверочное слово.

Л . нивый (лень, линька), но . (ноженька, ножи), м . стерить( мост, мастер), улы . ка( улыбки, улыбается), скр . пучий( скрип, скрепка).

6. Проверяем с помощью сигналов и мультимедийной приставки.

7.Работа над правилами.

- Устали? Хотите поиграть в «Школу разведки?» Мне нужны три разведчика: родственное слово, парный согласный и безударный гласный.

  - Вы должны тихо, быстро пройти по классу и собрать все сведения  о себе.

(У детей на столах карточки с частями правил. Разведчики ходят по  классу, берут детей с теми карточками, которые им нужны, чтобы собрать свое правило. Выходят к доске, в группе его проговаривают и дают сигнал готовности.)

8. Проверка задания.

( Дети получившимися группами  хором рассказывают правила проверки слов с парным согласным и безударным гласным в корне слова, какие слова называют родственными и что такое корень слова.)

Доп. вопросы каждой группе:

  1. Какие безударные гласные в корне слова требуют проверки?

  2. Назовите буквы, которые обозначают парные согласные звуки.

  3. Найди лишнее слово: белка, беленький, белок.

8. Физкультминутка.

Информация о работе Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте