Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель данной работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи работы:
1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
- низкий уровень – 5 детей.
После диагностики детей по
всем трем методикам, можно
сделать выводы о развитии
словесно-логического мышления
Анализ результатов.
- высокий уровень - 18 – 21 балл;
- средний уровень - 11 – 17 баллов;
- низкий уровень – 7 – 10 баллов.
Результаты представлены в
Таблица 8
Уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной группы
№
Имя ребенка
Методики
Общий балл
Уровень развития
1
2
3
1.
Даша Я.
1
1
7
9
низкий
2.
Алена Д.
2
2
8
12
средний
3.
Таня М.
3
3
14
20
высокий
4.
Саша Д.
2
1
8
11
средний
5.
Оксана Л.
2
2
10
14
средний
6.
Андрей Г.
1
2
8
11
средний
7.
Андрей И.
1
2
7
10
низкий
8.
Сергей Л.
2
2
9
13
средний
9.
Настя Ф.
1
1
6
8
низкий
10.
Марина П.
3
2
13
18
высокий
Из таблицы 8 видно, что
2 ребенка показали высокий
5 детей – средний уровень;
3 детей – низкий уровень.
Таблица 9
Уровень развития словесно-логического мышления детей экспериментальной группы
№
Имя ребенка
Методики
Общий балл
Уровень развития
1
2
3
1.
Настя Д.
3
3
14
20
высокий
2.
Антон С.
2
1
5
8
низкий
3.
Миша А.
2
1
7
10
низкий
4.
Катя К.
2
2
8
12
средний
5.
Саша Т.
1
2
9
12
средний
6.
Маша К.
1
1
6
8
низкий
7.
Миша П.
1
1
7
9
низкий
8.
Семен С.
1
2
9
12
средний
9.
Настя К.
2
1
6
9
низкий
10.
Лена С.
2
2
13
17
средний
Данные результаты, занесенные в таблицу 9, показывают, что
1 ребенок имеет высокий уровень
развития словесно-логического
4 детей – средний уровень;
5 детей – низкий уровень.
Как показывают результаты обследования детей, уровень развития словесно-логического мышления детей контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаковый, но у экспериментальной группы немного ниже.
На этом констатирующий этап
эксперимента был закончен. По
итогам данного этапа была
разработана программа
3.2. Формирующий этап эксперимента
После проведения обследования
детей на констатирующем этапе
была проведена работа с
Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев. Работа проходила в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитывались следующие моменты:
- возрастные особенности детей при отборе материала;
-
активное участие детей в
-
максимальное использование
На данном этапе эксперимента были использованы игры, в которых было:
- знания о предметах, их назначении и качествах;
- знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;
- знания о природных предметах и явлениях, временах года;
- пространственные ориентировки.
В процессе дидактической игры
разнообразные умственные
Дидактическая игра является
незаменимым средством в
Организуя индивидуальную
Правила игры для детей
По содержанию наиболее
- действовать по очереди,
- отвечать, когда спрашивают,
- слушать товарища,
- не мешать другим в игре,
- выполнять правила,
- честно признаваться в ошибке и др.
В ходе игры воспитатель,
Оценка хода и результата игры,
т. е. анализ того, правильно
ли дети играли, отчего зависел
их результат, возможна с
Далее приведены игры, которые
использовались на данном
В магазине зеркал
Цель: развитие наблюдательности, внимания,
памяти. Создание положительного
эмоционального фона. Формирование
чувства уверенности, а также
умения подчиниться
Описание. Взрослый (а затем ребенок)
показывает движения, которые за
ним в точности должны
Инструкция: «Сейчас я расскажу
вам историю про обезьянку.
Представьте себе, что вы попали
в магазин, где стоит много
зеркал. Туда вошел человек,
на плече у него была
Примечание. На этапе освоения
игры роль обезьянки выполняет
взрослый. Затем дети получают
роль обезьянки. При этом
Слушай команду
Цель: развитие произвольного
Материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш».
Описание. Каждый ребенок должен
выполнять движения в
Инструкция: «Мы поиграем в игру
«Слушай команду». Для этого надо
встать по кругу друг за
другом и двигаться шагом под
музыку. Когда звуки музыки
прекратятся, необходимо
Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.
Найди два одинаковых предмета
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.
Описание. Ребенку предлагается:
- рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;
-
картинка (карточка) с изображением
предметов и образца; необходимо
найти предмет, подобный
-
рисунок (карточка) с изображением
более пяти предметов; из
Инструкция:
-
«Посмотри внимательно на эту
карточку и найди среди всех
нарисованных предметов два
- «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».
Найди отличия
Цель: развитие произвольного
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются:
-
серия картинок по две
- карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно
на эту карточку. На ней изображены
две картинки, которые отличаются
друг от друга различными
Выкладывание узора из мозаики
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, логического и наглядного мышления, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом
рисунке изображена цифра (
Смешанный лес
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание развитие мышления.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.
Описание. Ребенку дается
рисунок с изображением
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».
Воспроизведение геометрических фигур
Цель: развитие произвольного