Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель данной работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи работы:
1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13х10 см).
Описание. Ребенку предлагают
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
На этом формирующий этап
3.3. Контрольный этап эксперимента
После проведения занятий (
Таблица 10
Уровень развития мышления детей контрольной группы
№
Имя ребенка
Методики
Общий балл
Уровень развития
1
2
3
1.
Даша Я.
2
1
7
10
низкий
2.
Алена Д.
3
2
9
14
средний
3.
Таня М.
3
3
14
20
высокий
4.
Саша Д.
2
2
9
13
средний
5.
Оксана Л.
3
2
11
16
средний
6.
Андрей Г.
2
2
8
12
средний
7.
Андрей И.
2
2
8
12
средний
8.
Сергей Л.
2
2
9
13
средний
9.
Настя Ф.
1
1
6
8
низкий
10.
Марина П.
3
3
14
20
высокий
Как мы можем увидеть из
таблицы 10, уровень развития словесно-
высокий уровень получили 2 ребенка;
средний уровень – 6 детей;
низкий уровень – 2 ребенка.
Таблица 11
Уровень развития мышления детей экспериментальной группы
№
Имя ребенка
Методики
Общий балл
Уровень развития
1
2
3
1.
Настя Д.
3
3
14
20
высокий
2.
Антон С.
2
2
7
11
средний
3.
Миша А.
2
2
9
13
средний
4.
Катя К.
3
2
9
14
средний
5.
Саша Т.
2
2
10
14
средний
6.
Маша К.
3
2
8
13
средний
7.
Миша П.
2
2
9
13
средний
8.
Семен С.
3
2
12
18
высокий
9.
Настя К.
2
2
8
12
средний
10.
Лена С.
3
2
14
19
высокий
Из таблицы 11 видно, что уровень
развития словесно-логического
высокий уровень показало 3 детей;
средний уровень - 7 детей.
Для выявления значимости
Обработка результатов
На констатирующем этапе
Таблица 11
Ранжирование результатов эксперимента
Балл
Порядковый номер
Ранг
8
1
1
9
2
2
10
3
3
11
4
4,5
11
5
4,5
12
6
6
13
7
7
14
8
8
18
9
9
20
10
10
Произведем табулирование, то есть построение таблицы, в которой каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi (табл.12).
Таблица 12
Варианта хi
Частота fi
Частость ωi (%)
8
1
10
9
1
10
10
1
10
11
2
20
12
1
10
13
1
10
14
1
10
18
1
10
20
1
10
Объем выборки N = 10
Вычислим среднюю
xi – значение варианты;
fi – частота соответствующей варианты;
N – объем выборки.
Х´ар. = (8 ·1+9·1+10·1+11·2+12·1+13·1+14·
Стандартное отклонение
Для этого необходимо
Таблица 13
xi
fi
xi ± Cар.
fi(xi ±Cар.)
(xi ± Cар.)²
fi(xi±Cар.)²
8
1
4,6
4,6
21,16
21,16
9
1
3,6
3,6
12,96
12,96
10
1
2,6
2,6
6,76
6,76
11
2
1,6
3,2
2,56
10,24
12
1
0,6
0,6
0,36
0,36
13
1
0,4
0,4
0,16
0,16
14
1
1,4
1,4
1,96
1,96
18
1
5,4
5,4
29,16
29,16
20
1
7,4
7,4
54,76
54,76
∑ = 29,2
∑ = 137,52
σ´ =√137,52 / 9 = √15,28 = 3,9
Вычислим ошибку средней m по формуле: m = σ / √ N
mֽ = 3,9 / √ 10 = 3,9 / 3,2 =1,22
Произведем ранжирование
Таблица 14
Ранжирование результатов эксперимента
Балл
Порядковый номер
Ранг
8
1
1
10
2
2
12
3
3,5
12
4
3,5
13
5
5,5
13
6
5,5
14
7
7
16
8
8
20
9
9,5
20
10
9,5
Произведем табулирование, то есть построение таблицы, в которой каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi (табл. 15).
Таблица 15
Варианта хi
Частота fi
Частость ωi (%)
8
1
10
10
1
10
12
2
20
13
2
20
14
1
10
16
1
10
20
2
20
Вычислим среднюю
xi – значение варианты;
fi – частота соответствующей варианты;
N – объем выборки.
Х´´ар. = (8·1+10·1+12·2+13·2+14·1+16·1+
Стандартное отклонение
Для этого необходимо
Таблица 16
xi
fi
xi ± Cар.
fi(xi ±Cар.)
(xi ± Cар.)²
fi(xi±Cар.)²
8
1
5,8
5,8
33,64
33,64
10
1
3,8
3,8
14,44
14,44
12
2
1,8
3,6
3,24
12,96
13
2
0,8
1,6
0,64
2,56
14
1
0,2
0,2
0,04
0,04
16
1
2,2
2,2
4,84
4,84
20
2
6,2
12,4
38,44
153,76
∑ = 29,6
∑ = 222,24
σ´´ =√222,24 / 9 = √24,69 = 4,9
Вычислим ошибку средней m по формуле: m = σ / √ N
mֽֽ = 4,9 / √ 10 = 4,9 / 3,2 =1,53
После проведения
Критерий Стьюдента
t = C´ар. - C´´ар. / √mֽ²+mֽֽ²
Проверим, значимы ли различия
результатов обследования
t = 12,6 – 13,8 / √ 1,22² + 1,53² = 1,2 / 1,9 = 0,63
Эмпирическое значение t = 0,71 сравним с табличным значением t0,01.
Из таблицы следует, что значение для однопроцентного уровня значимости есть t0,01 = 3,169. Так как эмпирическое значение t < t0,01, то можно сделать вывод, что уровень детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента статистически не различается с уровнем детей на контрольном этапе. Пятипроцентный t0,05 = 2,228, t < t0,05, поэтому различия на констатирующем и контрольном этапах не являются статистически достоверными.
Обработка результатов
Произведем ранжирование
Таблица 17
Ранжирование результатов эксперимента
Балл
Порядковый номер
Ранг
5
1
1
6
2
2,5
6
3
2,5
7
4
4,5
7
5
4,5
8
6
6
9
7
7,5
9
8
7,5
13
9
9
14
10
10
Произведем табулирование, то есть построение таблицы, в которой каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi (табл. 18).
Таблица 18
Варианта хi
Частота fi
Частость ωi (%)
5
1
10
6
2
20
7
2
20
8
1
10
9
2
20
13
1
10
14
1
10
Объем выборки N = 10
Вычислим среднюю
xi – значение варианты;
fi – частота соответствующей варианты;
N – объем выборки.
Х´ар. = (5 · 1 + 6 · 2 + 7 · 2 + 8 · 1 + 9 · 2 + 13 · 1 + 14 · 1) / 10 = 8,4
Стандартное отклонение
Для этого необходимо
Таблица 19
xi
fi
xi ± Cар.
fi(xi ±Cар.)
(xi ± Cар.)²
fi(xi±Cар.)²
5
1
3,4
3,4
11,56
11,56
6
2
2,4
4,8
5,76
11,52
7
2
1,4
2,8
1,96
1,92
8
1
0,4
0,4
0,16
0,16
9
2
0,6
1,2
0,36
0,72
13
1
4,6
4,6
21,16
21,16
14
1
5,6
5,6
31,36
31,36
∑ = 22,8
∑ = 78,4
σ´ =√78,4 / 9 = √8,71 = 2,9
Вычислим ошибку средней m по формуле: m = σ / √ N
mֽ = 2,9 / √ 10 = 2,9 / 3,2 = 0,9
Произведем ранжирование
Таблица 20
Ранжирование результатов эксперимента
Балл
Порядковый номер
Ранг
11
1
1
12
2
2
13
3
4
13
4
4
13
5
4
14
6
6,5
14
7
6,5
18
8
8
19
9
9
20
10
10
Произведем табулирование, то есть построение таблицы, в которой каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi (табл. 21).
Таблица 21
Варианта хi
Частота fi
Частость ωi (%)
11
1
10
12
1
10
13
3
30
14
2
20
18
1
10
19
1
10
20
1
10