Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи работы:

1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб 2.docx

— 117.42 Кб (Скачать файл)

 

            Оборудование: карандаш,  чистый  лист  бумаги,  соответствующий   размеру образца (13х10 см).

 

            Описание. Ребенку предлагают рассмотреть  разные  геометрические  фигуры, запомнить  их  расположение  с  тем,  чтобы  через  10  секунд  по   памяти воспроизвести  их на чистом листе.

 

            Инструкция:  «Посмотри  внимательно   на  эти  геометрические  фигуры   и постарайся  запомнить  их  расположение.  Через  некоторое   время  я  уберу карточку, и ты на листе бумаги должен  будешь по памяти  нарисовать  эти  же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их  так, как было на  образце».

 

            На этом формирующий этап эксперимента  был закончен.

 

 

 

3.3. Контрольный этап эксперимента

 

            После проведения занятий (формирующего  этапа) была проведена повторная  диагностика детей с использованием  тех же методик, по которым   дети обследовались на констатирующем  этапе (описание методик выше).  Данные представлены в таблицах 10 и 11.

 

Таблица 10

 

Уровень развития мышления детей  контрольной группы

 

№ 

Имя ребенка  

            Методики 

Общий балл 

      Уровень  развития

 

    1 

      2 

      3

 

1. 

Даша Я. 

10 

низкий

 

2. 

Алена Д. 

14 

средний

 

3. 

Таня М. 

14 

20 

высокий

 

4. 

Саша Д. 

13 

средний

 

5. 

Оксана Л. 

11 

16 

средний

 

6. 

Андрей Г. 

12 

средний

 

7. 

Андрей И. 

12 

средний

 

8. 

Сергей Л. 

13 

средний

 

9. 

Настя Ф. 

низкий

 

10. 

Марина П. 

14 

20 

высокий

 

 

 

 

            Как мы можем увидеть из  таблицы 10, уровень развития словесно-логического  мышления детей контрольной группы  повысился:

 

            высокий уровень получили 2 ребенка;

 

            средний уровень – 6 детей;

 

            низкий уровень – 2 ребенка.

 

Таблица 11

 

Уровень развития мышления детей  экспериментальной группы

 

 № 

Имя ребенка  

            Методики 

Общий балл 

      Уровень  развития

 

3

 

1. 

Настя Д. 

14 

20 

высокий

 

2. 

Антон С. 

11 

средний

 

3. 

Миша А. 

13 

средний

 

4. 

Катя К. 

14 

средний

 

5. 

Саша Т. 

10 

14 

средний

 

6. 

Маша К. 

13 

средний

 

7. 

Миша П. 

13 

средний

 

8. 

Семен С. 

12 

18 

высокий

 

9. 

Настя К. 

12 

средний

 

10. 

Лена С. 

14 

19 

высокий

 

 

 

 

            Из таблицы 11 видно, что уровень  развития словесно-логического мышления  детей экспериментальной группы  значительно повысился:

 

            высокий уровень показало 3 детей;

 

            средний уровень -  7 детей.

 

            Для выявления значимости проведенного  формирующего эксперимента и  достоверности полученных результатов,  проведем статистическую обработку  результатов диагностики детей  контрольной и экспериментальной  группы, применяя критерий Стьюдента. 

 

            Обработка результатов контрольной  группы на констатирующем и  контрольном этапах эксперимента.  

 

            На констатирующем этапе диагностики  детей контрольной группы  были  получены результаты, которые мы  ранжируем (табл. 11)

 

Таблица 11

 

Ранжирование результатов  эксперимента

Балл 

Порядковый номер 

Ранг

 

1

 

2

 

10 

3

 

11 

4,5

 

11 

4,5

 

12 

6

 

13 

7

 

14 

8

 

18 

9

 

20 

10 

10

 

 

           

 

Произведем табулирование, то есть построение таблицы, в которой  каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi  (табл.12).

 

Таблица 12

Варианта хi 

Частота fi 

Частость ωi (%)

 

10

 

10

 

10 

10

 

11 

20

 

12 

10

 

13 

10

 

14 

10

 

18 

10

 

20 

10

 

 

                                                                                             

 

            Объем выборки N = 10

 

            Вычислим среднюю арифметическую  величину по формуле

 

                                               Хар. = ∑ fi xi / N, где

 

            xi – значение варианты;

 

            fi – частота соответствующей варианты;

 

            N – объем выборки.

 

            Х´ар. = (8 ·1+9·1+10·1+11·2+12·1+13·1+14·1+18·1+20·1) / 10 = 12,6

 

            Стандартное отклонение вычислим  по формуле: 

 

 

                                   σ =√ ∑fi(xi-Cар.)² / N – 1.

 

            Для этого необходимо предварительно  составить таблицу (табл. 13).

 

Таблица 13

xi 

fi 

xi ± Cар. 

fi(xi ±Cар.) 

(xi ± Cар.)² 

fi(xi±Cар.)²

 

4,6 

4,6 

21,16 

21,16

 

3,6 

3,6 

12,96 

12,96

 

10 

2,6 

2,6 

6,76 

6,76

 

11 

1,6 

3,2 

2,56 

10,24

 

12 

0,6 

0,6 

0,36 

0,36

 

13 

0,4 

0,4 

0,16 

0,16

 

14 

1,4 

1,4 

1,96 

1,96

 

18 

5,4 

5,4 

29,16 

29,16

 

20 

7,4 

7,4 

54,76 

54,76

 

  

  

  

∑ = 29,2 

  

∑ = 137,52

 

 

 

           

 

σ´ =√137,52 / 9 = √15,28 = 3,9

 

            Вычислим ошибку средней m  по формуле:  m = σ / √ N

 

                       mֽ = 3,9 / √ 10 = 3,9 / 3,2 =1,22

 

            Произведем ранжирование полученных  данных на контрольном этапе  диагностики детей контрольной  группы  (табл. 14)

 

Таблица 14

 

Ранжирование результатов  эксперимента

 

Балл 

Порядковый номер 

Ранг

 

1

 

10 

2

 

12 

3,5

 

12 

3,5

 

13 

5,5

 

13 

5,5

 

14 

7

 

16 

8

 

20 

9,5

 

20 

10 

9,5

 

 

 

 

            Произведем табулирование, то  есть построение таблицы, в  которой каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi  (табл. 15). 

 

Таблица 15

 

Варианта хi 

Частота fi 

Частость ωi (%)

 

10

 

10 

10

 

12 

20

 

13 

20

 

14 

10

 

16 

10

 

20 

20

 

 

                                                                                                          Объем выборки N = 10

 

            Вычислим среднюю арифметическую  величину по формуле

 

                                               Хар. = ∑ fi xi / N, где

 

            xi – значение варианты;

 

            fi – частота соответствующей варианты;

 

            N – объем выборки.

 

                       Х´´ар. = (8·1+10·1+12·2+13·2+14·1+16·1+20·2) / 10 = 13,8

 

            Стандартное отклонение вычислим  по формуле: 

 

 

                                   σ =√ ∑fi(xi-Cар.)² / N – 1.

 

            Для этого необходимо предварительно  составить таблицу (табл. 16).

 

Таблица 16

xi 

fi 

xi ± Cар. 

fi(xi ±Cар.) 

(xi ± Cар.)² 

fi(xi±Cар.)²

 

5,8 

5,8 

33,64 

33,64

 

10 

3,8 

3,8 

14,44 

14,44

 

12 

1,8 

3,6 

3,24 

12,96

 

13 

0,8 

1,6 

0,64 

2,56

 

14 

0,2 

0,2 

0,04 

0,04

 

16 

2,2 

2,2 

4,84 

4,84

 

20 

6,2 

12,4 

38,44 

153,76

 

  

  

  

∑ = 29,6 

  

∑ = 222,24

 

 

 

 

 

 

            σ´´ =√222,24 / 9 = √24,69 = 4,9

 

            Вычислим ошибку средней m  по формуле:  m = σ / √ N

 

                       mֽֽ = 4,9 / √ 10  = 4,9 / 3,2 =1,53

 

            После проведения первоначальной  обработки результатов контрольной  группы на контрольном и констатирующем  этапе эксперимента, мы можем  применить t-критерий Стьюдента  и узнать, существенны ли количественные  различия средних значений.

 

 

            Критерий Стьюдента вычисляется  по следующей формуле:

 

            t = C´ар. - C´´ар. / √mֽ²+mֽֽ² 

 

 

            Проверим, значимы ли различия  результатов обследования детей:

 

            t =  12,6 – 13,8 / √ 1,22² + 1,53² = 1,2 / 1,9 = 0,63

 

            Эмпирическое значение t = 0,71 сравним  с табличным значением t0,01.

 

Из таблицы следует, что  значение для однопроцентного уровня значимости есть t0,01 = 3,169.  Так как  эмпирическое значение t < t0,01, то можно  сделать вывод, что уровень детей  контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента статистически  не различается с уровнем детей  на контрольном этапе. Пятипроцентный t0,05  = 2,228, t < t0,05, поэтому различия на констатирующем и контрольном этапах не являются статистически достоверными.

 

            Обработка результатов экспериментальной  группы на констатирующем и  контрольном этапах эксперимента.          

 

            Произведем ранжирование полученных  данных на констатирующем этапе  диагностики детей экспериментальной  группы  (табл. 17)

 

Таблица 17

 

Ранжирование результатов  эксперимента

 

Балл 

Порядковый номер 

Ранг

 

1

 

2,5

 

2,5

 

4,5

 

4,5

 

6

 

7,5

 

7,5

 

13 

9

 

14 

10 

10

 

 

 

 

            Произведем табулирование, то  есть построение таблицы, в  которой каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi  (табл. 18).

 

Таблица 18

Варианта хi 

Частота fi 

Частость ωi (%)

 

10

 

20

 

20

 

10

 

20

 

13 

10

 

14 

10

 

 

                                                                                                         

 

Объем выборки N = 10

 

            Вычислим среднюю арифметическую  величину по формуле

 

                                               Хар. = ∑ fi xi / N, где

 

            xi – значение варианты;

 

            fi – частота соответствующей варианты;

 

            N – объем выборки.

 

                       Х´ар. = (5  · 1 + 6 · 2 + 7 · 2 + 8 · 1 +  9 · 2 + 13 · 1 + 14 · 1) / 10 =  8,4

 

            Стандартное отклонение вычислим  по формуле: 

 

 

                                   σ =√ ∑fi(xi-Cар.)² / N – 1.

 

            Для этого необходимо предварительно  составить таблицу (табл. 19).

 

Таблица 19

xi 

fi 

xi ± Cар. 

fi(xi ±Cар.) 

(xi ± Cар.)² 

fi(xi±Cар.)²

 

3,4 

3,4 

11,56 

11,56

 

2,4 

4,8 

5,76 

11,52

 

1,4 

2,8 

1,96 

1,92

 

0,4 

0,4 

0,16 

0,16

 

0,6 

1,2 

0,36 

0,72

 

13 

4,6 

4,6 

21,16 

21,16

 

14 

5,6 

5,6 

31,36 

31,36

 

  

  

  

∑ = 22,8 

  

∑ = 78,4

 

 

 

 

 

            σ´ =√78,4 / 9 = √8,71 = 2,9

 

            Вычислим ошибку средней m  по формуле:  m = σ / √ N

 

                       mֽ = 2,9 / √ 10  = 2,9 / 3,2 = 0,9

 

            Произведем ранжирование полученных  данных на контрольном этапе  диагностики детей экспериментальной  группы  (табл. 20)

 

Таблица 20

 

Ранжирование результатов  эксперимента

 

Балл 

Порядковый номер 

Ранг

 

11 

1

 

12 

2

 

13 

4

 

13 

4

 

13 

4

 

14 

6,5

 

14 

6,5

 

18 

8

 

19 

9

 

20 

10 

10

 

 

 

 

            Произведем табулирование, то  есть построение таблицы, в  которой каждой варианте хi поставлена в соответствие ее частота fi и ее частотность ωi  (табл. 21). 

 

Таблица 21

 

Варианта хi 

Частота fi 

Частость ωi (%)

 

11 

10

 

12 

10

 

13 

30

 

14 

20

 

18 

10

 

19 

10

 

20 

10

 

 

                                                                                                         

Информация о работе Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр