Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:54, курсовая работа
Цель данной работы: Проанализировать развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи работы:
1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объем выборки N = 10
Вычислим среднюю
xi – значение варианты;
fi – частота соответствующей варианты;
N – объем выборки.
Х´´ар. = (11·1+12·1+13·3+14·2+18·1+19·
Стандартное отклонение
Для этого необходимо
Таблица 22
xi
fi
xi ± Cар.
fi(xi ±Cар.)
(xi ± Cар.)²
fi(xi±Cар.)²
11
1
3,7
3,7
13,69
13,69
12
1
2,7
2,7
7,29
7,29
13
3
1,7
5,1
2,89
8,67
14
2
0,7
1,4
0,49
0,98
18
1
3,3
3,3
10,89
10,89
19
1
4,3
4,3
18,49
18,49
20
1
5,3
5,3
28,09
28,09
∑ = 25,8
∑ = 88,1
σ´´ =√88,1 / 9 = √9,78 = 3,1
Вычислим ошибку средней m по формуле: m = σ / √ N
mֽֽ = 3,1 / √ 10 = 3,1 / 3,2 = 0,96
После проведения
Критерий Стьюдента
t = C´ар. - C´´ар. / √mֽ²+mֽֽ²
Проверим, значимы ли различия
результатов обследования
t = 8,4 – 14,7 / √ 0,9² + 0,96² = 6,3 / 0,71 = 5,028
Эмпирическое значение t = 5,028 сравним с табличным значением t0,01.
Из
таблицы следует, что значение для
однопроцентного уровня значимости
есть t0,01 = 3,169. Так как эмпирическое
значение t > t0,01, то можно сделать
вывод, что уровень детей
Таким образом, после
заключение
Развитие мышления ребенка
Интеллектуальное развитие
Мышление — наиболее
По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Дидактическая игра – одна
из форм обучающего
Для воспитателя результат
Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.
Своеобразие дидактической
В процессе дидактической игры
разнообразные умственные
Применение дидактических игр
повышает эффективность
Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Библиографический список
1. Агаева Е Л. Моделирование сериационных отношений детьми дошкольного возраста // Новые исследования в психологии. – 1980. -№2 (23).
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. – 362 с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2001. – 422 с.
4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. - М.: Наука, 1981. – 416 с.
5. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.
6.
Валлон А. От действия к мысли.
7. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 1994. – 150 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979. – 318 с.
9. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. – М.: Наука, 1979. – 268 с.
10.
Выготский Л.С. Избранные
11.
Гальперин П.Я. Введение в
12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991. – 314 с.
13. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. – Иркутск, 1999. – 270 с.
14.
Диагностика умственного
15. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Наука, 1981. – 410 с.
16. Житникова Л.А. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.
17.
Запорожец А.В. Избранные
18. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). — М.: МГИУ, 1998. – 238 с.
19. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 370 с.
20.
Исследования мышления в
21.
Коноваленко С.В. Как
22.
Краткий психологический
23. Леонтьев А.Н. Мышление. Философская энциклопедия. Т. 3. – М.: Мысль, 1964. – 454 с.
24. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. – М.: Наука, 1974. – 238 с.
25. Лурия А.Р. Речь и мышление. – М.: Мысль, 1975. – 360 с.
26. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. – 472 с.
27.
Матюшкин А.М. Психологическая
структура, динамика и
28. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.:Мысль, 1965. – 248 с.
29.
Мухина В. С. Возрастная
30. Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. Брушлинского А.В. – М.: Наука, 1982. – 452 с.
31.
Мышление человека и
32. Найссер У. Познание и реальность. – М.: Просвещение, 1981. – 310 с.
33. Немов Р.С. Основы психологии. – М.: Владос, 1995. – 576 с.
34. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Владос, 1995. – 496 с.
35.
Обухова Л.Ф. Детская
36.
Обухова Л.Ф. Концепция Ж.
37. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Наука, 1954. – 512 с.
38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982. – 366 с.
39.
Пиаже Ж. Избранные
40. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997. – 282 с.
41.
Психология дошкольника:
42.
Психологические исследования
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: ВЕЧЕ, 1998. – 288 с.
44.
Савенков А.И.
45.
Самарин Ю.А. Очерки
46. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2001. – 312 с.
47.
Тихомиров О.К. Психология
48. Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. — Минск, 1998. – 278 с.
49.
Хрестоматия по общей
50. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьников. – М.: Мысль, 1959. – 226 с.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.
52. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. – М.: Мысль, 1972. – 288с.