Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа
Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.
Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности
1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Позитивные для формирования смысла жизни приобретения подросткового возраста:
- формирование
чувства социальной
-наличие
потребности в проявлении
-формирование
сознательного отношения к
- наличие
потребности в освоении
- появление абстрактного мышления;
-предпосылки
к формированию
- выработка жизненной философии, системы ценностей, осознание
сложных философских проблем, в том числе и проблемы смысла жизни;
- стремление
к независимости и
- постановка задач будущего.
В то же время существуют особенности возрастного периода, затрудняющие взаимодействие подростка с социумом. К ним относятся:
-некоторые
физиологические особенности:
- завышенные притязания, переходящие в дерзость;
-размытость границ реального и возможного, частая переоценка своих возможностей;
- недостаточная
самостоятельность и
-зависимость от мнения группы сверстников;
- неадекватность
представлений о достоинствах
и недостатках.
Одной
из основных причин, выгоняющих детей
на улицу является, прежде всего, неблагополучная
семья, неблагополучие которой проявляется
в двух наиболее распространенных формах:
конфликтности и асоциальном
образе жизни. Конфликтные семьи
характеризуются
Повседневные испытания, которые претерпевает ребенок, превышают предел его адаптационных возможностей, ведут к хроническому и психическому перенапряжению, отчуждению детей и тоже нередко выгоняют их на улицу, а в худшем случае приводят к суициду, потому что такая жизнь теряет какой-либо смысл, ради чего стоит жить и бороться. Бегство из дома ведет ребенка к бродяжничеству, к жизни в асоциальной уличной среде. Он утрачивает родительское попечение, становится беспризорным, не имеет постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Очевидно, что дети, оказавшиеся в подобном положении, бесправны. Их бесправие усугубляется, если они, сбежав от насилия в семье, попадают в руки жестоких взрослых, которые используют их в воровских делах, вовлекают в половые связи, приобщают к проституции. Позитивный статус сына (дочери) заменяется другим статусом, асоциальным: беспризорник, вор, попрошайка, проститутка и т. п.
Выдавливание
ребенка, живущего в неблагополучной
семье, из школьного воспитательного
пространства приводит ребенка на улицу
с совершенно иным статусным набором,
который направлен на совершенно
другие цели и «ценности». Любой
социальный статус ребенка вносит свой
вклад в его развитие, но особое
место в наборе статусных позиций
развивающейся личности занимает статус
члена семьи и ученика школы,
так как семья и школа - самые
значимые институты социализации детей.
Если ребенок (подросток) утратил попечение
со стороны безответственных родителей
и потерял связь со школой, то
это чревато не только отставанием
в психическом развитии и деградацией,
происходит также деформация, а затем
и утрата его позитивного социального
статуса. Нарушение социального
статуса приводит к прямой дискриминации
беспризорных детей и подростков.
Их не допускают к участию в
большинстве социальных мероприятий
и препятствуют поступлению в
заведения, предназначенные для
других детей. Они оказываются на
положении отверженных
В целом большинство членов общества считает детей улиц источником неприятностей, хулиганами, аморальными типами, наркоманами и алкоголиками, не спорными на какие-либо хорошие поступки и отношения.
Все они
представляются гражданам потенциальными
преступниками. Отсюда и столь негативное
отношение, которое не позволяет
обществу понять необходимость оказания
помощи этим детям.
Судьба беспризорника трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличают неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития, неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному самоуважению, их действия часто бывают неадекватны. Беглецы страдают из-за недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание самого себя как целостной личности. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается, жизнь реализуется в ситуации потери смысла.
Для того, чтобы понять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные дети, необходимо рассмотреть психологические особенности личности данной категории несовершеннолетних и выделить основные причины этого явления.
Отрочество, подростковый возраст в период жизни человека от детства до юности. В этот самый короткий период происходит формирование личности через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он приобретает чувства взрослости.
В современном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.
Большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышления и старается предать им глубину и блеск. Моральные ценности, качество личности – самостоятельность, смелость, воля также становятся для них объектом самовоспитания. Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй.
Стремление
обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех
тех, кто привычно, из года в год
оказывал на него влияние, - и в первую
очередь это относится к семье.
Отчуждение по отношению к семье
внешне выражается в негативизме
– противостоять любым
Отрочество – это период, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск, взаимовыручка.
В подростковом возрасте могут происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируют в напряжённость, с которой трудно справиться.
Подростковый
возраст – период отчаянных попыток
«пройти через всё». При этом подросток
в большей части начинает свой
подход с табуированных или
Неудовлетворённость
может быть столь сильной, что
появляются навязчивые состояния: непреодолимые
мысли о себе, сомнения, страхи. При
этом сохраняется критическое
Многие
подростки переживают кризис во внешних
проявлениях негативизма –
В этом
возрасте частота противоречивых состояний,
мотивов, ценностных ориентаций и поступков.
Максимализм и лабильность
Специалисты в области детской психологии констатируют, что беспризорных и безнадзорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в групповых действиях.
Для безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную силу. С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградации личности, которой сопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайно безнадзорных подростков относят к группе социального риска.
Есть ещё одно объяснение, почему безнадзорный подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит ли она от «вожака», под чьим началом он существует, или от представителя государственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи.
Однако
прежде чем рассматривать политику
государства в отношении
В решении
Межведомственной комиссии по делам
несовершеннолетних при Правительстве
РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской
безнадзорности определён следующим
образом: «Детская безнадзорность –
следствие современной
Подобной точкой зрения придерживаются и большинство правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины подростковой безнадзорности предопределяются в современной России такими факторами, как:
- экономический кризис;
- безработица;
- обнищание широких слоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности;
- повсеместное ослабление семейных устоев;
- утрата старшим и младшим поколениями моральных ценностей;
- пьянство и алкоголизм, наркомания;
- распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.
Все эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее серьёзных негативных социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой проблемы.
Так, по мнению начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Г.И. Климантовой и заместителя начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления аппарата Совета Федерации Т.А. Федотовской основные проблемы роста безнадзорности кроются в социально-политических преобразованиях, приведших к ломке общественной морали, обесцениванию института семьи на общегосударственном уровне. В статье, посвящённой профилактике детской безнадзорности, они пишут: «Основной причиной возникновения роста безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребёнок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются её нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности.