Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

 Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Функции центра определяют основные направления  в содержании его деятельности.

   - Развитие диагностической работы:

   - достижение взаимодействия специалистов  всех профилей в процессе диагностики  и определения индивидуальной  программы профилактической, коррекционной,  реабилитационной работы с ребенком  и его семьей, обеспечение систематического  характера диагностики, позволяющего  фиксировать динамику социально-психологического  возрождения ребенка;

   - накопление методик и технологий  диагностики, адекватных возрасту  детей, степени их социально-психологической  дезадаптации;

   - наращивание материально-технической  базы для осуществления комплексной  диагностической работы, ориентированной  как на ребенка, так и на  семью (родную, замещающую).

   - Создание среды обитания детей,  способствующей решению задач  социальной реабилитации, удовлетворяющей  потребности детей в домашнем  тепле и уюте, персонифицированном  внимании, общении и уединении, в разносторонней деятельности.

   - Организация и совершенствование  индивидуальной работы:

   - обеспечение условий для оказания  ребенку комплексной медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи;

   - обеспечение процесса индивидуальной  коррекционно-реабилитационной работы  посредством комплекса современных  методик и технологий, создание  необходимых условий для их  проведения.

   - Осуществление мероприятий, направленных  на восстановление важнейших  видов деятельности детей:

   - обеспечение условий, способствующих  изменению отношения детей к  учебной деятельности, восстановлению  нарушенных связей со школой, овладению общеучебными навыками, развитию познавательной активности;

   - создание условий для привития  детям жизненно необходимых трудовых  навыков; организация разнообразных  производственных и ремесленных  мастерских, предоставляющих возможность  удовлетворять потребность ребенка  в свободном выборе трудовой  деятельности;

   - привлечение к работе с детьми  профессиональных училищ, центров  занятости населения, предприятий,  с целью организации профессиональной  деятельности.

   - Создание условий для организации  досуга детей как составляющей  элемента коррекционно-реабилитационной  работы:

   - введение в реабилитационный  процесс различных форм арттерапии (домашний театр, хор детей и взрослых, изобразительное творчество);

   - обеспечение возможности для  самостоятельного выбора детьми  вида досуговой деятельности;

   - развитие содружества, сотворчества  детей и взрослых во всех  видах досуговой деятельности.

   - Ориентация на работу с семьей  и детьми в условиях их повседневной  жизни:

   - овладение сотрудниками методикой  сбора информации и определения  типа неблагополучной семьи (педагогически  несостоятельная, конфликтная, асоциальная);

   - индивидуальное консультирование  родителей, лиц, их замещающих, по проблемам жизнедеятельности  семьи и семейного воспитания; помощь в оздоровлении их образа  жизни; патронирование семей различных типов;

   - осуществление реабилитационной  работы с детьми в условиях  дневного пребывания в центре.

   - Развитие различных форм компенсации  семейных связей детей, что  позволяет снизить количество  детей, передаваемых в интернатные учреждения:

   - активизация работы по созданию  в составе центра семейных  групп;

   - участие в поиске для ребенка  возможных опекунов, усыновителей, приемных родителей. Социально-реабилитационные  центры при поддержке комиссий  по делам несовершеннолетних  с участием работников органов  опеки, внутренних дел при необходимости  решают вопросы о помещении  детей под опеку или в надлежащее  государственное учреждение.

   Помимо устройства под опеку  и помещение нуждающихся детей  в социально-реабилитационные учреждения, органы социальной защиты выступают  инициатором защиты прав детей,  принятия мер к родителям, пренебрегающим  своими обязанностями по воспитанию  детей. Специалисты по социальной  работе, социальные педагоги принимают  участие в судебных процессах  по лишению родительских прав, отстаивают интересы детей при  приватизации жилья, разделе имущества.

   Принципиально новым социальным  учреждением в системе Министерства  труда и социального развития  являются центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей.  Здесь производится подбор и  отбор родителей-усыновителей и оформление детей, оставшихся без родителей, на воспитание в эти семьи. Эти учреждения выполняют чрезвычайно важные функции, поскольку наиболее предпочтительный вариант для воспитания осиротевшего ребенка, это, конечно, семья, а не казенное учреждение.

   Помимо специализированных социально-реабилитационных  учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно  на дезадаптированных детей и подростков, существенную поддержку в устройстве безнадзорных детей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению и другие учреждения социального обслуживания семьи и детей.

   Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблемы детской безнадзорности и беспризорности программно-целевым методом, ибо на сегодняшний день проблема остается одной из самых актуальных для России.

Теоретические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, по мнению многих ученых (М.А.Галагузова, В.Н.Гуров, Р.А.Литвак, Е.А.Обухова), неразрывно связаны с понятиями «норма», «социализация», «адаптация». В раскрытии этих понятий имеется значительное количество наработок как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Так, по мнению В.Г.Афанасьева, социальная норма  является неотъемлемым элементом общественного  управления, одно из средств «... ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и  средство контроля со стороны общества за их поведением» (Афанасьев, 1975). М.И.Бобнева считает, что социальные нормы являются мощными средствами социальной регуляции поведения «... мостом, связывающим все проявления личности человека, его поведения с важнейшими институтами современного общества, его структурой, его требованиями» (Бобнева, 1975).

В.Н.Кудрявцев  полагает, что социальная норма «... закрепляет большей частью такое  поведение, которое выражает социальные связи и отношения, характерные  для большинства представителей данного класса или социальной группы, одобряет или встречается наиболее часто» (Кудрявцев, 1981).

Наиболее  точное, с нашей точки зрения, определение социальной нормы дает Е.М.Пеньков. Он считает, что социальная норма - это «... правило, требования общества к личности, в которых  определены более или менее точно  объем, характер, а также границы  возможного и допустимого в ее поведении» (Пеньков, 1975). 

Проанализировав некоторые источники, дающие определение  социальной нормы, мы можем отметить, что дать строгое научное толкование понятию человеческой нормы на сегодняшний  день не представляется возможным. За «нормальное» признается просто среднее  и в то же время, наиболее часто  встречающееся значение. Но это среднее  также не есть постоянное явление, оно  меняется в зависимости от социально - экономических, культурно-исторических, морально-нравственных и других условий.

Неоднозначно  трактуется учеными и дефиниция  «социализация». Понятие «социализация», несмотря на широкое распространение, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки. Однако по сути они являются лишь модификацией определений, данных представителями структурно-функционального направления в социологии и гуманистического в психологии (Хьелл, Зиглер, 1997).

Представители структурно-функционального направления  социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон) придерживаются определения социализации как процесса полной интеграции личности в социальную систему. При этом социализация рассматривается через понятие «адаптация».

Иной  точки зрения придерживаются представители  гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Оллпорт и др.), которые рассматривают социализацию как стремление личности к самоактуализации. К.Роджерс определяет самоактуализацию как реализацию человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью (Хьелл, Зиглер, 1997). А.Маслоу рассматривает самоактуализацию как «полное использование личностью талантов, способностей и возможностей» (Маслоу, 1997).

В отечественной  психологии положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя (С.Л.Рубинштейн), о местонахождении «Я» человека не под поверхностью кожи индивида, а в его бытии, во взаимосвязях людей в обществе (А.Н.Леонтьев), резко  отличаются от «узкого» понимания самоактуализации личности.

В целом, представители гуманистического направления  в психологии определяют социализацию как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих саморазвитию личности. Субъект рассматривается  как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, а самоактуализация представлена как «возможность индивида развивать и реализовывать свои собственные ресурсы, понимать и признавать себя самого и уметь создавать баланс между различными потребностями» (Котова, Шиянов, 1997). 

Одно  из наиболее емких определений социализации принадлежит Б.Д.Парыгину, который рассматривает ее как «многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду, и предполагающий социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм и обязанностей, активное переустройство окружающего мира, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие» (Парыгин, 1971).

Г.М.Андреева видит в процессе социализации «двусторонний  процесс, включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного  воспроизводства индивидом системы  социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения  в социальную среду» (Андреева, 2000).

И.Б.Котова и Е.Н.Шиянов, как бы объединяя эти два подхода, считают, что «сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой» (Котова, Шиянов, 1997).

Лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. В этом аспекте процесс адаптации  личности следует рассматривать  как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный.

Несмотря  на разницу подходов и взглядов на проблемы социализации как отечественных, так и зарубежных исследователей, их объединяет единый философско-методологический подход к воспитанию подрастающего поколения. Суть этого подхода состоит в следующем: воспитание должно служить цели гармоничной адаптации личности к существующей общественной системе, помочь человеку «найти себя» в современном мире и обществе, выжить в нем, что в свою очередь, является важным условием «выживания» самой социальной системы, ее нормального функционирования. 

Анализ  сущности и содержания социальных, педагогических и психологических  аспектов адаптации личности предполагает обращение не только к психологической, но и философской, естественнонаучной, социальной и педагогической литературе. Это связано с тем, что адаптация  включает в себя круг явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и психологической адаптации  человека, которая представляет собой  процесс его взаимодействия с  окружающей внешней средой. Многообразие трактовок и подходов к понятию  адаптации личности привело нас  к необходимости более детального рассмотрения данной проблемы.

Информация о работе Ресоциализация беспризорников