Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа
Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.
Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности
1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Компенсаторная функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.
Функции центра определяют основные направления в содержании его деятельности.
- Развитие диагностической
- достижение взаимодействия
- накопление методик и
- наращивание материально-
- Создание среды обитания детей,
- Организация и
- обеспечение условий для
- обеспечение процесса
- Осуществление мероприятий,
- обеспечение условий,
- создание условий для привития
детям жизненно необходимых
- привлечение к работе с детьми
профессиональных училищ, центров
занятости населения,
- Создание условий для
- введение в реабилитационный
процесс различных форм
- обеспечение возможности для
самостоятельного выбора
- развитие содружества,
- Ориентация на работу с семьей
и детьми в условиях их
- овладение сотрудниками
- индивидуальное
- осуществление
- Развитие различных форм
- активизация работы по
- участие в поиске для ребенка
возможных опекунов, усыновителей,
приемных родителей. Социально-
Помимо устройства под опеку
и помещение нуждающихся детей
в социально-реабилитационные
Принципиально новым
Помимо специализированных
Однако незавершенность формирования и оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой работы по решению проблемы детской безнадзорности и беспризорности программно-целевым методом, ибо на сегодняшний день проблема остается одной из самых актуальных для России.
Теоретические аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков, по мнению многих ученых (М.А.Галагузова, В.Н.Гуров, Р.А.Литвак, Е.А.Обухова), неразрывно связаны с понятиями «норма», «социализация», «адаптация». В раскрытии этих понятий имеется значительное количество наработок как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Так, по мнению В.Г.Афанасьева, социальная норма является неотъемлемым элементом общественного управления, одно из средств «... ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением» (Афанасьев, 1975). М.И.Бобнева считает, что социальные нормы являются мощными средствами социальной регуляции поведения «... мостом, связывающим все проявления личности человека, его поведения с важнейшими институтами современного общества, его структурой, его требованиями» (Бобнева, 1975).
В.Н.Кудрявцев полагает, что социальная норма «... закрепляет большей частью такое поведение, которое выражает социальные связи и отношения, характерные для большинства представителей данного класса или социальной группы, одобряет или встречается наиболее часто» (Кудрявцев, 1981).
Наиболее
точное, с нашей точки зрения,
определение социальной нормы дает
Е.М.Пеньков. Он считает, что социальная
норма - это «... правило, требования
общества к личности, в которых
определены более или менее точно
объем, характер, а также границы
возможного и допустимого в ее
поведении» (Пеньков, 1975).
Проанализировав некоторые источники, дающие определение социальной нормы, мы можем отметить, что дать строгое научное толкование понятию человеческой нормы на сегодняшний день не представляется возможным. За «нормальное» признается просто среднее и в то же время, наиболее часто встречающееся значение. Но это среднее также не есть постоянное явление, оно меняется в зависимости от социально - экономических, культурно-исторических, морально-нравственных и других условий.
Неоднозначно трактуется учеными и дефиниция «социализация». Понятие «социализация», несмотря на широкое распространение, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. Однако по сути они являются лишь модификацией определений, данных представителями структурно-функционального направления в социологии и гуманистического в психологии (Хьелл, Зиглер, 1997).
Представители
структурно-функционального
Иной точки зрения придерживаются представители гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Оллпорт и др.), которые рассматривают социализацию как стремление личности к самоактуализации. К.Роджерс определяет самоактуализацию как реализацию человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью (Хьелл, Зиглер, 1997). А.Маслоу рассматривает самоактуализацию как «полное использование личностью талантов, способностей и возможностей» (Маслоу, 1997).
В отечественной психологии положения о формировании личности как непрерывном выходе за пределы самого себя (С.Л.Рубинштейн), о местонахождении «Я» человека не под поверхностью кожи индивида, а в его бытии, во взаимосвязях людей в обществе (А.Н.Леонтьев), резко отличаются от «узкого» понимания самоактуализации личности.
В целом,
представители гуманистического направления
в психологии определяют социализацию
как процесс преодоления
Одно из наиболее емких определений социализации принадлежит Б.Д.Парыгину, который рассматривает ее как «многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду, и предполагающий социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм и обязанностей, активное переустройство окружающего мира, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие» (Парыгин, 1971).
Г.М.Андреева
видит в процессе социализации «двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной
стороны, усвоение индивидом социального
опыта путем вхождения в
И.Б.Котова и Е.Н.Шиянов, как бы объединяя эти два подхода, считают, что «сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой» (Котова, Шиянов, 1997).
Лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. В этом аспекте процесс адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный.
Несмотря
на разницу подходов и взглядов на проблемы
социализации как отечественных, так и
зарубежных исследователей, их объединяет
единый философско-методологический подход
к воспитанию подрастающего поколения.
Суть этого подхода состоит в следующем:
воспитание должно служить цели гармоничной
адаптации личности к существующей общественной
системе, помочь человеку «найти себя»
в современном мире и обществе, выжить
в нем, что в свою очередь, является важным
условием «выживания» самой социальной
системы, ее нормального функционирования.
Анализ
сущности и содержания социальных,
педагогических и психологических
аспектов адаптации личности предполагает
обращение не только к психологической,
но и философской, естественнонаучной,
социальной и педагогической литературе.
Это связано с тем, что адаптация
включает в себя круг явлений от
элементарного акта приспособления
живого организма к среде до сложнейшей
социальной и психологической адаптации
человека, которая представляет собой
процесс его взаимодействия с
окружающей внешней средой. Многообразие
трактовок и подходов к понятию
адаптации личности привело нас
к необходимости более