Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     Цель: знания детей о назначении предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

     Ход игры: Вывешивают схему предмета.

     Если  педагог показывает круг красного цвета - дет должны рассказать, для чего нужен этот предмет.

     Круг  зеленого цвета - чем был этот предмет  в прошлом.

     Круг  желтого цвета - какой он будет в будущем. 

     «Теремок».

     Цель: Активизировать мыслительную деятельность, закрепить  ориентирование в  разных видах предметов  и понимать необходимость  многообразия предметов, устанавливать причинно-следственные связи, развивать  интерес к рукотворному миру.

     Ход игры: Детям раздаются предметные картинки. Один ребенок исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».

     В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу  тебя в теремок, если скажешь, чем  ты отличаешься от меня».

     Примечание: В игре «Теремок» могут принимать  участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который  просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно  менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать  несколько тем. 

     «Паровозик».

     Цель: закрепить знания детей о последовательности появления предметов  рукотворного мира.

     Ход игры: Карточки с изображением одного объекта в разные временные периоды  раздаются играющим. Выстраивается  «поезд времени».

     «Чудесный экран».

     Цель: закрепить понимание  детей о назначении предмета, закрепить  умения определять составные  части, развивать  умение ориентироваться  в прошлом, настоящем  и будущем предметов, активизировать мыслительную деятельность.

     Ход игры: Дети по карточке со схематическим  изображением предмета, составляют «чудесного экрана».

     Примечание: Игру можно проводили и индивидуально  и не большими группами.

     Образец экрана 

 

     Условные  обозначения

       объект и его функция

       прошлое объекта или его функции

       будущее объекта или его функции

       место функционирования объекта  и его класс

       части объекта (составляющие элементы) 
 
 
 
 

     Приложение 5

     Игры  на преобразование предметов. 

     Игра  «Давай поменяемся» 

     Каждый  ребенок получает карточку с изображением предмета и говорит, что он умеет  делать. Затем дети меняются функциями, т.е. по очереди присваивали к  своему предмету чужую функцию и  объясняют как его предмет может выполнить это действие. 

     Игра  «Изобретатели».

     Дети  выбирают не глядя любые три карточки из лежащих на столе.

     К каждому изображенному предмету на карточке подбирают по три слова  обозначающие функцию, назначение и  свойства. Каждое слово обозначается символом, которое определяют сами дети. В конце игры определяют, какими фунциями, назначением и свойствами обладает новый предмет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 6 

     Сравнительные результаты констатирующего  и контрольного этапов эксперимента. 

       
 
 

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники