Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     В.И. Логинова определяет функцию предмета как способ использования предметов  человеком, а назначение - как способность  удовлетворить определенные потребности  человека, то ради чего они созданы. При этом отчетливо проявляется  признак предмета - результат труда, продукт деятельности человека. Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет  несет в себе доступную для  дошкольника информацию об окружающей действительности и помогает ему  познать её. [49].

     В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту  особенность позволяет формировать  у них осознанный интерес к  творчеству взрослого, результатом  его труда, представление о своих  возможностях что-то творить. Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому  последующему поколению опыта предыдущего.

     Я.А. Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» (1635) воплотил, говоря современным языком, свою концепцию  ознакомления ребенка с окружающим миром. Я.А. Коменский, решая задачу приобщения ребенка к миру, считал ее важной и в основу отбора знаний положил принцип энциклопедичности [42].

     Ценен вклад в науку таких ученых, как М. Монтессори, Ф. Фребель, которые подчеркивали, что для детей дошкольного возраста важно познавать предметный мир в его свойствах и качествах [63].

     Особое  место в области изучения предметного  мира занимают идеи современных отечественных  исследователей А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко, О.В. Дыбиной, рассматривающих предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого [26,30]. Иной подход к предмету осуществляют Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, Г.Н. Пантелеев и др., они указывают, что «предмет является средством эстетического воспитания дошкольников, который формирует чувство благодарности к взрослому за заботу, уважительное и бережное отношение к результатам труда» [62].

     Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, О.С. Ушакова справедливо считают, что предмет помимо всех прочих характеристик является объектом работы по развитию речи у детей всех возрастных групп. [20,74]

     Необходимо  так же отметить роль исследований А.М. Леушиной [47], Л.А. Венгера [12], Н.Н. Поддьякова [50,63] в изучении предмета, как средства для развития сенсорных способностей и элементарных математических представлений.

     Предметный  мир оказывает большое влияние  на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими  людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает способами  действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над  миром, в котором он живет. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности, спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

     Отечественные исследователи предметного мира С.А. Козлова, О.В. Дыбина - Артамонова утверждают, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания творческого начала в человеке [26,38,39].

     Формирование  отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Занченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь [26,32].

     В.Я. Кисленко отводит особое значение , в связи с познанием функции и назначения предмета, таким видам деятельности, как игровая, трудовая и художественная, в которых ребенок действует с предметами, активно овладевая миром вещей, что, дает ему значимые человеческие достижения. Психологически ребенок входит в мир постоянных вещей, обретая свободу обращения с предметами, влияющими на процесс усвоения им социальных норм поведения. Автор справедливо отмечает, что именно в деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, предметы, а связи с вещами - через человека. Совершенно очевидно, что в процессе деятельности ребенку открываются не только физические свойства предметов, но и те признаки, которые они приобретают в результате человеческой деятельности, т.е. то, ради чего они сделаны и преобразованы [35].

     Понимание многообразия окружающей действительности и ее осознание , происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Существуют разнообразные классификации предметного мира. В их основу могут быть положены разные особенности предметов: материал (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), форма (прямоугольные, овальные), строение и др. Со второй половины XIX в. стала складываться классификация предметов по функциональному значению, т.е. способам использования: мебель, посуда, одежда, орудия труда и т.п.

     В основу классификации может быть положено назначение предмета (способность  удовлетворять потребность взрослого  и ребенка). Потребность ребенка в игровой деятельности, может удовлетворяется через разные виды игрушек: условные, реалистические, предметы-заместители). В трудовой - через орудия труда, в художественной - через наглядно-информационные предметы, облегчающие художественное восприятие, и комплект предметов, составляющих оснащение продуктивной деятельности. Естественные потребности человека (ребенка и взрослого), могут удовлетвориться через предметы, необходимые для его жизни: посуду, мебель, одежду, обувь, предметы личной гигиены, постельные принадлежности и т.д. Музыкальные инструменты, картины, телевизор, книги, предметы народно-прикладного искусства и т.п. способствуют удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей ребенка и взрослого. Кроме того, выделены специальные группы предметов, облегчающих труд взрослых в быту (электроприборы, утюг, пылесос, полотер и др.) и в производстве (станки, экскаватор, трактор, роботы, компьютеры и т.п.).

     О.В. Дыбина - Артамонова считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов.

     Первая  группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в  силу объективных причин лишены возможности  непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие  труд взрослых на производстве). Однако задача этих предметов велика: они  служат образцом творческой деятельности взрослого, ребенок получает информацию о них как о результате труда  человека, о том, что эти предметы созданы для удовлетворения потребности  людей. У детей формируются представления  о предметах, проявляется интерес  к ним, а также к человеку - их создателю и преобразователю.

     Вторая  группа - предметы, которые входят в  ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Ребенок не преобразовывает этих предметов, но они имеют огромное значение для его развития: дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике.

     Третья  группа - предметы, с которыми ребенок  действует, т.к. они доступны его  преобразовательной деятельности в  разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, т.е. имеют аналогию с предметами, находящимися в обращении у взрослых, позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых. Соответствующие действия с ними способствуют выработке таких нравственных качеств, как аккуратность добросовестность при выполнении преобразований, понимание того, что от добросовестности и старательности, вещь становится более красивой удобной, дольше служит людям. Именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками. Преобразования, осуществляемые с данными предметами и при помощи них, могут способствовать успешному развитию творческого начала в человеке [2,30,39].

     Такая представленность предметной среды (включенность продуктов творческой деятельности взрослых, удовлетворяющих разные потребности  ребенка) содержит большое количество возможностей для познавательной и  практической активности детей, для  реализации задач социально-нравственного  развития [3].

     Большую роль в познании ребенком окружающего  мира играют функции предметного  мира, а именно: информативная, эмоциогенная, регуляторная, которые освещены в ряде работ отечественных исследователей.

     Информативная функция предмета обеспечивает знание его свойств, что обеспечивает ребенку, с одной стороны, ориентировку в  социальном окружении, с другой - формирует  представления о деятельности человека и его личностных качествах, проявляющиеся  в процессе этой деятельности.

     По  мнению ученых В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной информативная функция предметного мира помогает выработать необходимые представления о социальной действительности, центральным звеном которых, являются знания о трудовой деятельности взрослых. Информативная функция предметного окружения обеспечивает детям доступные знания об общественной ценности продуктов труда: каждая вещь является результатом труда и создана для того, чтобы служить не одному человеку, а многим [49].

     Преобразующая деятельность взрослых, их творческое начало наглядно представлены в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности  в нем людей. Зачастую потребность  в предмете диктует разнообразие его форм: часы (настенные, будильник, ручные, механические и электронные  и т.д.), нож (ножерезка, нож для сыра, нож для рыбы...). Одну функцию человек облекает в различные формы предметов. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов (будильник - это и часы, и фонарик, и будильник; электронная игра - это и игра, и часы ; часы-перстень - это и часы, и украшение), т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.

     Таким образом, в этом отношении предметы выполняют информативную функцию, а при условии эмоциональной  окрашенности данная функция несет  в себе нравственный заряд воздействия  на чувства ребенка, вызывая эмоционально-положительное  отношение к предметному миру и человеку - преобразователю этого  мира [26,27].

     Эмоционально  насыщенный материал вызывает эмоциональный  подъем у ребенка, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые  происходят в результате труда человека, появляется эмоционально-положительное  отношение к человеку и результату его труда. Эффективность такого пути обусловлена единством эмоциональных  и интеллектуальных процессов, на взаимосвязь  которых указывал Л.С. Выготский [16].

     Исследование  О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно - личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру [26,27,39].

     Итак, предметный мир выполняет информативную, эмоциогенную и регуляторную функции, которые создают условия для формирование у детей представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек - предмет» и «ребенок - предмет» и познания социальной действительности.

     Отправной точкой ознакомления с вещами детей  шестого года жизни являются ближайшие  вещи и более широкое окружение: дом, детский сад в целом, улица, город, а иногда и страна. Вещи, окружающие старших детей, - это уже не только конкретные предметы, используемые индивидуально  и коллективно, но и «умные вещи» - простые и более сложные, изобретенные людьми.

     Вещи  имеют свою историю возникновения, доступную детям. И они имеют  внешние различительные признаки: цвет, форму, величину, а иногда и звуки, запах и др.

     Восприятие  многих вещей, нас окружающих, требует  деятельности анализаторов. Дети, как  и взрослые, пользуются своими «помощниками» (анализаторами), но не осознают еще  их роли. Ознакомление с ними, встреча  в игре является «открытием», вызывает интерес.

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники