Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью и предметом нашей работы выдвинула гипотезу исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники посредством дидактической игры возможно, если:
- определить содержание представлений об истории создания предметов человеком;
- включить в структуру дидактической игры действия прогнозирования и установления причинно - следственных связей;
- рационально включать дидактические игры в педагогический проце

Содержание

Введение …………………………….3
ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы ознакомления дошкольников с миром техники 6
1.1 Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с миром техники 13
ГЛАВА II. Экспериментальное исследования формирования представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о мире техники у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Содержание, формы и методы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире техники 35
2.3 Контрольный срез 45
Заключение 50
Литература 52
Приложения 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая педагогика новая .docx

— 209.02 Кб (Скачать файл)

     В создании современной системы дидактических  игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, заявившей о новом подходе  к дидактическим играм. По мнению Е.И. Тихеевой, они являются лишь одним  из компонентов воспитательно - образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность[74]. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развития умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно - печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.

     В советской педагогике система дидактических  игр была создана в 60 - е гг. в  связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные  педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

     Огромную  роль в изучение дидактических игр  внесла А.И. Сорокина: она считает, что  в игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются  особенности этой деятельности. В  старшем дошкольном возрасте на базе игровых действий создаются интеллектуальные [64].

     Сенсорное развитие ребенка в дидактической  игре происходит в неразрывной связи  с развитием у него логического  мышления и умения выражать свои мысли  в слове. Чтобы решить игровую  задачу требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развиваются способности  к суждениям, умозаключениям, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые  составляют содержание игры.

     Увлекательные дидактические игры создают у  дошкольников интерес к решению  умственных задач, успешный результат  умственного усилия, преодоление  трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность  к произвольному вниманию, обостряет  наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию.

     В дидактических играх применяются  разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических  игр своеобразна. Важно во все  время игры поддерживать у ребенка  увлеченность игровой задачей.

     Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снималась  умственная активность играющих.

     В зависимости от материала А.К. Бондаренко, А.П. Усова разделяют дидактические  игры на три вида: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные [7].

     Дидактические игры, содержанием которых является ознакомление детей с окружающими  их предметами, свойствами предметов, назначением, отношением к ним, составляют занимательную «Азбуку предметов». Она отвечает потребностям детей  узнать «Что это». Применяя в играх  знания о внешних свойствах предметов, усвоенные в предыдущие годы, дети глубже усваивают знания о новых  жизненных связях. Это обогащает  круг представлений, словарь, связную  пояснительную речь. Романтика познавательного  процесса заключается в том, что  в игре чаще всего знания не даются в готовом виде, а добываются самими детьми. Активно-поисковый характер освоения знаний о предметах, о своих  «помощниках» делает жизнь детей  интересной и содействует их умственному  развитию.

     Особую  группу для старших дошкольников составляют словесные игры, которые  влияют на уровень умственного развития ребенка.

     Словесные игры построены на словах и действиях  играющего. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания о  них, так как в этих играх требуется  использовать приобретенные ранее  знания о новых связях, новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные  мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят  алогизмы в суждениях и др.

     Дети  старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько  развитым мышлением, что они легко  воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях  требуется наглядный показ. С  детьми этого возраста проводятся дидактические  игры со всей группой, с небольшими подгруппами. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения  на почве совместных игр. Поэтому  с группами старшего возраста уже  могут быть использованы в игре элементы соревнования.

     Как отмечает А.И. Сорокина, словесные игры используются с детьми старшей группы для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении  задач. Эти игры способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать  свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей [64].

     С помощью словесных игр у детей  воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс  мышления протекает активнее, трудности  умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат (А.Н. Леонтьев) [45].

     В педагогическом процессе словесные  игры условно объединяют в четыре основные группы. В первую из них  входят игры, с помощью которых  формируют умения выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка", "Радио", "Да-нет"; вторую группу составляют игры используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильное умозаключение; "Похож - не похож", "Кто больше заметит небылиц", "Что изменилось ". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает - не летает" и др.

     Дидактическая игра является игровым методом обучения. Она осуществляет обучающие задачи, но имеет свои особенности. Одна из них - обучение средствами активной и  интересной для детей игровой  деятельности. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

     Каждая  дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую  задачу, содержание, правила и игровые  действия.

     Решение дидактической задачи требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

       Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного  развития детей следующие : сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок, обобщение предметов, быстрое запоминание, точное определение. Независимо от характера задачи, мы можем отметить, что все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание - умение сосредотачиваться на поставленной цели. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

     Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (предметы, люди, их взаимоотношения). Большая роль в дидактической  игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к  достижению цели. Они воспитывают  у детей умение сдерживаться, управлять  своим поведением. Важно, для игры, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Дети старшего дошкольного возраста могут запомнить несколько правил и действовать соответственно им.

     Немаловажная  роль в дидактических играх принадлежит  игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей  в игровых целях. "Игровые действия составляют основу дидактической игры: без них невозможна сама игра. Они  являются как бы рисунком сюжета" [64].

     Если  проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них  занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует , прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнения правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу [64].

     Благодаря наличию игровых действий дидактические  игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к  более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

     Интерес к игре, стремление выполнить обучающую  задачу активизируется игровыми действиями. В хорошо составленной дидактической  игре дети не должны подозревать, что  они чему-нибудь учатся. При проведении игры дети должны чувствовать, что они  играют. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем успешнее решаются познавательные задачи.

     Игровые действия зависят от возраста: у  старших дошкольников действия сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности и очередности.

     Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь: обучающая задача определяет игровые  действия, а правила помогают осуществить  игровые действия и решить задачу [40].

     Дидактическая игра - это целенаправленный педагогический прием, для расширения, закрепления полученных детьми знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.

     Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия  и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы.

     В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся пред необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими [40].

     Долгое  время в теории и практике дидактическая  игра рассматривалась лишь как прием  обучения и входила в состав занятий  или как игровая деятельность вне отношения к обучению. Последние  исследования А.П. Усовой, Ф.Н. Блехер, Е.И. Радиной, В.Н. Аванесовой и других, позволяют использовать дидактическую игру как форму обучения детей.

     С помощью наглядно-образного мышления дошкольнику дается возможность  усваивать с помощью практических действий со схемами, моделями обобщенные знания и приводит к достижению планируемых  результатов развития.

     Другим  важным моментом является развитие произвольности умственных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) и волевой  реализации поведения, т.е. умение направлять свои усилия на решение определенных задач.

     Суть  тех интеллектуальных сдвигов, которые  происходят на пороге школьного детства, заключается в переходе от непосредственного  к опосредованному познанию действительности, связанному с овладением уже в  среднем дошкольном возрасте простейшими  мерами, эталонами, позволяющем выделить в анализируемых вещах их отдельные  стороны, их различные параметры, отделить, например: живое от неживого, реальное от мыслительного, что создает интеллектуальную готовность перехода к тем

Информация о работе Роль дидактической игры в ознакомлении старших дошкольников с миром техники