Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа
Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6
1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53
2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81
В ходе исследования при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, мы установили статистически значимую связь между выявленными особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа».
Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует связь между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, подтвердилась.
Проведённое нами исследование показало, что подростки с задержкой психического развития, проживающие в условиях детского дома, нуждаются в психолого-педагогической помощи. Перед психологами, работающими с такой категорией подростков, стоит задача осуществления поддержки, создания условия для их обучения и воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс,1999.-375 с.
2. Андреева, Г.М. Общение и межличностное отношение / Г.М. Андреева // Хрестоматия по психологии / Л.Я. Аверьянов [и др.]; под ред. Л.Я. Аверьянова. М.: Аспект Пресс, 2003. – гл. 3. – С. 75–109.
3. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Академический проект,1996.- 412с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
5. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2008. – 656 с.
6. Богатырева М.Б. Психологические особенности «образа Я» подростков, проживающих вне семьи: дис. канд. психол. наук. М., 2007,- 25 с.
7. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.- 378 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ,1995.– 256 с.
9. Бойко В.В. Перцептивно-образная самооценка / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.249-252.
10. Бойко В.В. Методика «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» //Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.248-249.
11. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6т. Т.4.1983. С. 244-269.
12. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии, 1988, №2.- С.41-54.
13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Харвест; 2007.- 976с.
14. Джеймс У. Личность // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1992. – С. 61 – 70.
15. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.
16. Дубровиной, А.Г. Рузской. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1990.
17. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии //Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2007,с.45-122.
18. Кон И.С. Открытие «Я»,М.1978.- 89с.
19. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 г.
20. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.:Просвещение, 2000. – 350с.
21. Тест Куна. Тест «Кто Я?»(М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) //Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. СПб., 2006. С.82-103.
22. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. М., Издательство: Академия,2001. - 288 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
24. Лубовский В.И Специальная психология, - М.: Издательство: Академия 2006. – 464 с.
25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985.
26. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа Я и самосознания //Вопросы психологии, 1992, № 1-2.
27. Мокшанцев Р.И, Мокшанцева А.В., Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов, Издательства:Сибирское соглашение,Инфа-М,2001. – 408 с.
28. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения.- М.,1977.
29. Мясищев В.Н, Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж,1995.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагентство, 1996. – с.218.
31. Обозов Н.Н., Межличностные отношения,-М.,1993. – 78 с.
32. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984.С.76-88.
33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб. 2005.
34. Профилактика социального сиротства: Методическое пособие / Сост. и ред. А.М. Щербаковой. Боровичи, 2004.
35. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В.
36. Психология подростка /Под ред. А.А.Реана – СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480с.
37. Психология самосознания. Хрестоматия.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2007. - с.672.
38. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 124 с.
39. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.1994.
40. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.167-171.
41. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии- М.,Изд-во: Речь , 2000,С.203-209.
42. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой Тбилиси: "Мецниереба", 1989. - 267 с.;
43. Специальная психология: Учеб. пособие /Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
44. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского Университета, 2004. – 288 с.
45. Столин В.В.Уровни и единицы самосознания// Психология самосознания.
46. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.
47. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996.С. 248 – 259.
48. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост,М.,2002. - 657 с.
49. Хрестоматия.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2007.С.123-155.
50. Хорни К. Я-идеальное // Психология самосознания.Хрестоматия.-
51. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб.,1997.- 239 с.
52. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 2007. – 144 с.
53. Челдышова Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова.- М.: Издательство "Экзамен", 2007. – 48 с.
54. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.
55. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2005.-628 с.
56. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. Психология подростка / Под ред. Ю.И.Фролова. М.: Роспедагентство, 1997. – С. 313 – 320.
57. Ядов В.А.Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности// Психология самосознания. Хрестоматия.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2007.- 589-601 с.
58. Ярулов А.А. «Моральный курорт» интернатников //народное образование.1996. №6.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Описание выборки исследования
№ | Код испытуемого | Возраст | Пол | № | Код испытуемого | Возраст | Пол |
1 | А. | 16 | женский | 14 | С. | 16 | мужской |
2 | А. | 15 | мужской | 15 | С. | 18 | мужской |
3 | В. | 16 | мужской | 16 | Т. | 17 | женский |
4 | Вл. | 16 | мужской | 17 | Т. | 17 | мужской |
5 | Е. | 15 | женский | 18 | О. | 16 | женский |
6 | И. | 17 | мужской | 19 | Ф. | 16 | мужской |
7 | К. | 15 | женский | 20 | Э. | 16 | мужской |
8 | К. | 14 | мужской | 21 | Н. | 17 | женский |
9 | Л. | 17 | женский | 22 | Ю. | 17 | мужской |
10 | Л. | 17 | женский | 23 | Ю. | 15 | женский |
11 | М. | 18 | женский | 24 | С. | 14 | мужской |
12 | Н. | 16 | мужской | 25 | Я. | 15 | мужской |
13 | Р. | 15 | мужской |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Методика «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В.В. Бойко)
Цель методики: выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.
Инструкция: «Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни».
Обработка и интерпретация данных.
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них.
О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант):1 – да (3); 6 – да (3); 11 – да (7), 16 – нет (3); 21 – нет (4).
Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
Открытая жестокость в отношении к людям. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по вопросам: 2 – да (9); 7 – да (8); 12 – да (10); 17 – да (10); 22 – да (8).
Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 – да (1); 8 – да (1); 13 – нет (1); 18 – да (1); 23 – да (1). Максимальное число баллов – 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость – завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят «розовые очки»: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.
Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью
О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы: 4 – да(2); 9 – да (2); 14 – да (2); 19 – да (2); 24 – да (2). Максимальное количество баллов – 10.
Определение деструктивных установок в межличностных отношениях
(В. В. Бойко)
Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.
Опросник
1.Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2.Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
3.Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
4.Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
5.С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою
доверчивость.
6.Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
7.Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.
8.Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам
все, что плохо лежит.
9.Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
10.В моей жизни часто встречались циничные люди.
11.Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят
неблагодарностью.
12.Добро должно быть с кулаками.
13.С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
14.Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
15.Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
16.Я очень доверчивый человек.
17.Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.
18.Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
19.Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
20.Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.
21.Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
22.Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.
23.Люди, как правило, безынициативны в работе.
24.Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.