Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: «Я-образ» как система представлений индивида о самом себе.
Предмет исследования: связь межличностных отношений с формированием «Я-образа».
Гипотеза исследования: существует связь между формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, и особенностями их межличностных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА…………………..………..……………………..6

1.1. Сущность понятия межличностных отношений ….…………….……………6
1.2.Определение понятия «Я-образ» ………….…………………………………..22
1.3. Особенности психического развития подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома…………………...……37

ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ «Я-ОБРАЗА» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА………………………………………..….…….53

2.1. Организация исследования, методы исследования …….…………………...53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………………..…59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………….……………………78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….81

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Роль межличностных отношений в формировании Я образа.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

В ходе исследования при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, мы установили статистически значимую связь между выявленными особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа».

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует связь между особенностями межличностных отношений и формированием «Я-образа» у подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома, подтвердилась.

Проведённое нами исследование показало, что подростки с задержкой психического развития, проживающие в условиях детского дома, нуждаются в психолого-педагогической помощи. Перед психологами, работающими с такой категорией подростков, стоит задача осуществления поддержки, создания условия для их обучения и воспитания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс,1999.-375 с.

2.      Андреева, Г.М. Общение и межличностное отношение / Г.М. Андреева // Хрестоматия по психологии / Л.Я. Аверьянов [и др.]; под ред. Л.Я. Аверьянова. М.: Аспект Пресс, 2003. – гл. 3. – С. 75–109.

3.      Бодалев А.А. Психология общения. М.: Академический проект,1996.- 412с.

4.      Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

5.      Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2008. – 656 с.

6.      Богатырева М.Б. Психологические особенности «образа Я» подростков, проживающих вне семьи: дис. канд. психол. наук. М., 2007,- 25 с.

7.      Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.- 378 с.

8.      Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ,1995.– 256 с.

9.      Бойко В.В. Перцептивно-образная самооценка / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.249-252.

10. Бойко В.В. Методика «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» //Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.248-249.

11. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в  6т. Т.4.1983. С. 244-269.

12. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение  как психологическая  проблема// Вопросы психологии, 1988, №2.- С.41-54.

13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Харвест; 2007.- 976с.

14. Джеймс У. Личность // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1992. – С. 61 – 70.

15. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.

16. Дубровиной, А.Г. Рузской. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1990.

17. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии //Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Издательский Дом  «Бахрах-М»,2007,с.45-122.

18. Кон И.С. Открытие «Я»,М.1978.- 89с.

19. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984 г.

20. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.:Просвещение, 2000. – 350с.

21. Тест Куна. Тест «Кто Я?»(М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) //Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. СПб., 2006. С.82-103.

22. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. М., Издательство: Академия,2001. - 288 с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

24. Лубовский В.И Специальная психология, - М.: Издательство: Академия 2006. – 464 с.

25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985.

26. Новоприходько А.К.  К проблеме соотношения образа Я и  самосознания //Вопросы психологии, 1992, № 1-2.

27. Мокшанцев Р.И, Мокшанцева А.В., Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов, Издательства:Сибирское соглашение,Инфа-М,2001. – 408 с.

28. Мудрик А.В. Современный  старшеклассник: проблемы самоопределения.- М.,1977.

29. Мясищев В.Н, Психология отношений: Избр. психол. труды. Воронеж,1995.

30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагентство, 1996. – с.218.

31. Обозов Н.Н., Межличностные отношения,-М.,1993. – 78 с.

32. Прихожан А.М.  К анализу генезиса самосознания в подростковом  и  раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984.С.76-88.

33. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб. 2005.

34. Профилактика социального сиротства: Методическое пособие / Сост. и ред. А.М. Щербаковой. Боровичи, 2004.

35. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В.

36. Психология подростка /Под ред. А.А.Реана – СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480с.

37. Психология самосознания. Хрестоматия.-Самара: Издательский Дом    «Бахрах-М»,2007. - с.672.

38. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 124 с.

39. Ремшмидт Х.  Подростковый  и  юношеский  возраст:  проблемы  становления личности. М.1994.

40. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.167-171.

41. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии- М.,Изд-во: Речь , 2000,С.203-209.

42. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой Тбилиси: "Мецниереба", 1989. - 267 с.;

43. Специальная психология: Учеб. пособие /Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

44. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во Московского Университета, 2004. – 288 с.

45. Столин В.В.Уровни и единицы самосознания// Психология самосознания.

46. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. С. 123-130.

47. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ, 1996.С. 248 – 259.

48. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост,М.,2002. - 657 с.

49. Хрестоматия.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2007.С.123-155.

50. Хорни К. Я-идеальное // Психология самосознания.Хрестоматия.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2007.С.423-443.

51. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб.,1997.- 239 с.

52. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 2007. – 144 с.

53. Челдышова Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова.- М.: Издательство "Экзамен", 2007. – 48 с.

54. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.

55. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,2005.-628 с.

56. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте. Психология подростка / Под ред. Ю.И.Фролова. М.: Роспедагентство, 1997. – С. 313 – 320.

57. Ядов В.А.Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности// Психология самосознания. Хрестоматия.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,2007.- 589-601 с.

58. Ярулов А.А. «Моральный курорт» интернатников //народное образование.1996. №6.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Описание выборки исследования

Код испытуемого

Возраст

Пол

Код испытуемого

Возраст

Пол

1

А.

16

женский

14

С.

16

мужской

2

А.

15

мужской

15

С.

18

мужской

3

В.

16

мужской

16

Т.

17

женский

4

Вл.

16

мужской

17

Т.

17

мужской

5

Е.

15

женский

18

О.

16

женский

6

И.

17

мужской

19

Ф.

16

мужской

7

К.

15

женский

20

Э.

16

мужской

8

К.

14

мужской

21

Н.

17

женский

9

Л.

17

женский

22

Ю.

17

мужской

10

Л.

17

женский

23

Ю.

15

женский

11

М.

18

женский

24

С.

14

мужской

12

Н.

16

мужской

25

Я.

15

мужской

13

Р.

15

мужской

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В.В. Бойко)

Цель методики: выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.

Инструкция: «Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни».

Обработка и интерпретация данных.

Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них.

О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант):1 – да (3); 6 – да (3); 11 – да (7), 16 – нет (3); 21 – нет (4).

Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

Открытая жестокость в отношении к людям. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по вопросам: 2 – да (9); 7 – да (8); 12 – да (10); 17 – да (10); 22 – да (8).

Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.

Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 – да (1); 8 – да (1); 13 – нет (1); 18 – да (1); 23 – да (1). Максимальное число баллов – 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость – завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят «розовые очки»: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.

Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью

О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы: 4 – да(2); 9 – да (2); 14 – да (2); 19 – да (2); 24 – да (2). Максимальное количество баллов – 10.

Негативные личный опыт общения с окружающими. Данный компонент установки показывает, в какой мере респонденту повезло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 – да (5); 10 – да (5); 15 – да (5); 20 – да (4); 25 – да (1). Максимально возможное число баллов – 20.

 

 

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях

(В. В. Бойко)

 

Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

Опросник

1.Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2.Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3.Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4.Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5.С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою

доверчивость.

6.Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7.Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.

8.Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам

все, что плохо лежит.

9.Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10.В моей жизни часто встречались циничные люди.

11.Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят

неблагодарностью.

12.Добро должно быть с кулаками.

13.С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14.Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15.Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

16.Я очень доверчивый человек.

17.Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.

18.Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19.Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

20.Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

21.Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

22.Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.

23.Люди, как правило, безынициативны в работе.

24.Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.

Информация о работе Роль межличностных отношений в формировании «Я-образа» у подростков с ЗПР, воспитывающихся в условиях детского дома