Роль семьи в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявление степени влияния семьи на становление и
развитие личности ребёнка.
Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
- определить значение понятия «личность»
4
- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка

Содержание

Введение …………………………………………………………….3
I. Человек, индивид, индивидуальность, личность …………….. 6
§1. Развитие личности и факторы, влияющие на него ………. 9
§2. Понятие семьи и семейных отношений …………………….13
§3. Семья и ее функции ………………………………………….14
§4.Типология семьи ……………………………………………. 17
II Роль семьи в развитии личности ……………………………... 21
§5. Родительская любовь ……………………………………….23
§6. Роли матери и отца в развитии ребенка …………………. 24
§7.Семейное воспитание и его цели ………………………….25
§8.Стили семейного воспитания …………………………….... 27
§9. Классификация типов семейного воспитания ……………29
§10.Типы семейных взаимоотношений и
методы воспитания детей в семье …………............................. 30
§11. Негативное влияние внутрисемейных отношений
на личность ребёнка ………………………………………......... 33
§12.Ошибки семейного воспитания …………………………... 34
Практическая часть ………………………………………………38
Заключение ……………………………………………………….43
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (2).doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение …………………………………………………………….3

I. Человек, индивид, индивидуальность, личность …………….. 6

  §1. Развитие  личности  и факторы, влияющие на него  ………. 9

  §2. Понятие семьи и семейных отношений …………………….13

  §3. Семья и ее функции ………………………………………….14

  §4.Типология семьи ……………………………………………. 17

II Роль семьи в развитии личности ……………………………... 21

  §5. Родительская любовь ……………………………………….23

  §6. Роли матери и отца в развитии ребенка …………………. 24

  §7.Семейное  воспитание и его  цели ………………………….25

  §8.Стили семейного воспитания …………………………….... 27

  §9. Классификация типов семейного воспитания ……………29

 §10.Типы семейных взаимоотношений и

методы воспитания детей  в семье  …………............................. 30                                                       

 §11. Негативное влияние внутрисемейных отношений

на личность ребёнка ………………………………………......... 33

§12.Ошибки  семейного  воспитания …………………………... 34

Практическая часть ………………………………………………38

Заключение ……………………………………………………….43

Список литературы …………………………………………….. 46

Приложение …………………………………………………….. 49

Введение

Каждый  человек  в современном социуме неразрывно связан с другими людьми, с обществом. Эти связи, выступая в качестве условий  и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный и нравственный мир, его поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо или не надо себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает этические нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера, традиции вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Концепция модернизации российского образования на период до  2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».

Семьи бывают совершенно разными. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к ее членам и вообще к окружающим его людям у человека формируется собственное мировоззрение: формирует свои взгляды, свое отношение к окружающим. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно  в  семье индивид получает первый жизненный  опыт, делает

3

первые наблюдения и учится вести себя в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей, у которых слова расходятся с делом. Марк Фабий Квинтилиан, известный римский оратор и педагог, отмечал важность семейного воспитания и осуждал родителей за недооценку периода детства для становления личности взрослого человека. Он считал, что ребенок очень восприимчив, и в нем легко укореняется как все хорошее, так и дурное.

В связи с  особой воспитательной ролью  семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительное влияние семьи и минимизировать отрицательное на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Проблема  влияния  семьи на становление  личности представляется актуальной в настоящей курсовой работе. В данной работе попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.

Цель  работы:  выявление степени влияния семьи на становление и

развитие личности ребёнка.

 Гипотеза: семья как социально-психологическая категория непосредственно влияет на процесс развития личности ребенка.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

- определить значение понятия «личность»

4

- конкретизировать и уточнить понятие семьи и ее значения в становлении личности ребенка

- определить цели семейного воспитания;

- проследить влияние различных типов семейных взаимоотношений на развитие личности ребёнка;

- выявить типичные ошибки семейного воспитания.

Теоретическую базу исследования составили основные положения:  возрастной периодизации (Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн, А.А.Реан, Е.А. Сорокоумова); субъектно-деятельностного подхода, характеризующего развитие ребёнка на основе становления осознанности, своего «Я», (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.В. Корепанова).

Методы исследования:

Для решения  поставленных задач и проверки исходных предположений используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ источников по проблеме исследования,  а также эмпирические методы (наблюдение)

Работа состоит  из введения, двух глав, 12 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 31 наименование и приложений. Общий объем работы составил … страниц.

 

 

 

 

 

5

Глава 1.Человек, индивид, индивидуальность, личность

При рассмотрении роли влияния  семьи на воспитание и развитие личности в настоящей курсовой работе, обратимся к уточнению понятия «личность». Начнем с того, что разведем, такие, казалось бы схожие, на первый взгляд, понятия как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Рассмотрим разницу…

По определению  Л.П. Крившенко , «Человек» – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного   (Л.П. Крившенко).[10,с. 341]

Понятие «индивид»  предполагает лишь принадлежность к  человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических  характеристик.

Человек как  индивид представляет собой  природный  организм, предстает в  своих природных, биологических  особенностях, это телесное бытие  человека, являющееся предпосылкой становления  психического. Индивид, по А.Н. Леонтьеву, - это, прежде всего генотипическое образование.[16,с. 304]. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие на ранних ступенях развития жизни. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Тогда как понятие  «индивидуальность» обозначает совокупность

6

унаследованных  и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя не всякий индивид является индивидуальностью: для этого индивиду нужно стать личностью.

Однако  индивидуальность нельзя определить лишь в качестве неповторимости единичного феномена – человеческого существования. В естествознании накопилось много фактов, доказывающих существование неповторимости каждого человека даже на молекулярном уровне. Неповторимость феноменов обнаружена в рисунке узоров кожного покрова, в тембре голоса, связанного с конституциональными особенностями человека, в треморе разных двигательных систем, включая двигательный аппарат глаза, неповторимость частот биоэлектрических ритмов головного мозга и возможность опознания человека по электроэнцефалограмме.

Личностью принято  считать человеческий индивид как  продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими  условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А.Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

По  мнению В.А. Петровского, [17] личность – это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как

7

результат активно  осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно – потребностной сфер личности других людей.

В социологии личность определяется как  системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и проявляющееся  в совместной деятельности и общении; как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (Ю.Г. Волков).[18,с. 512]

Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют  разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. С.Л. Рубинштейн утверждал, что индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность. Используя слово «личность», подчеркивают ее деятельную представленность в глазах других людей. Говоря об индивидуальности, имеют в виду качества самостоятельной самости. «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, - писал Б.Г. Ананьев, - то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности». Ю.М. Орлов считает, что «индивидуальность – это сверхличностное психическое образование, которое управляет поведением и мышлением человека в соответствии с высшими ценностями и снимает противоречие культуры и свободы человека». [6, с. 111]

Сопоставляя понятия  «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», можно сделать вывод, что индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают.

Превращение индивида в личность, обладающую чертами  социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате довольно длительного периода становления, который требует

8

определенных  условий (питания, ухода, заботы, поддержки, наставничества и т.д.), и определяются воздействующими на человека факторами.

 

§1.Развитие  личности и факторы, влияющие на него

Неотъемлемыми свойствами человека являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не столько термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором – синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление», и др.

Развитие  человека – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. (Л.П. Крившенко)

В общем развитии человека наблюдаются  две взаимосвязанные  линии: биологическая и социальная. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека и в дальнейшем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит свое выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости. [12, с40]

Обобщая все  выше сказанное, можно сделать  следующий  вывод: биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем), биохимическими (состав крови, костей, мышц), физиологическими

9

(пищеварение,  кровообращение, половое развитие  и созревание) изменениями индивида.

Однако  процесс  биологического развития человека теснейшим образом сочетается с  приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом следует отметить, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Названные социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Информация о работе Роль семьи в развитии личности