Самооценка и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
Понятие самооценки, ее сущность и виды 9
Этапы становления самооценки 13
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. .Анализ современных психологических источников по проблеме детей старшего дошкольного возраста, а также развития общения у дошкольной группы детей.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
2.1.1. Развитие когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1.2. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Влияние самооценки на развитие детей старшего дошкольного
возраста 35
Вывод по 2 главе. 41
Глава 3. Исследование проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее влияние на развитие общения
3.1. Организация исследования 44
3.2. Описание полученных данных и обработка 47
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение 1 60
Приложение 2 61

Вложенные файлы: 1 файл

старый курсач!!.docx

— 148.72 Кб (Скачать файл)

Индекс изоляции

И.И.= = 3,3%

Уровень благополучия взаимоотношений

 I + II  >  III + IV

1 + 5 > 3+ 1

Итого: уровень взаимоотношений в группе высокий.

 

Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия друг с другом у детей старшего дошкольного возраста в ведущей деятельности.

Метод наблюдения, проведенный нами, совпадает с результатами социометрии. Ребенок под № 3, оказавшийся в кругу изолированных, ни с кем не общается, его не берут в игры. Ребята обуславливают это тем, что № 3 плохо говорит, непонятно. № 10, оказавшийся в лидерах, имеет много друзей, ребята говорят о нем: «Он смелый, добрый». Так же по нашим наблюдениям в лидерах может оказаться № 7. Ребята говорят о ней: «Она добрая, красивая». Остальные ребята не имеют определенного места в группе, они играют с тем, кто их возьмет или позовет.

Итак, после проведения всех методик можно составить таблицу, показывающую уровень самооценки и место в группе.

 

 

 

 

 

Таблица 5. Сводная таблица по полученным результатам.

 

Уровень самооценки

Занимаемое место в группе

1

Заниженная с.

Предпочитаемый

2

Завышенная с.

Предпочитаемый

3

Адекватная с.

Отверженный

4

Завышенная с.

Пренебрегаемый

5

Адекватная с.

Предпочитаемый

6

Адекватная с.

Пренебрегаемый

7

Завышенная с.

Лидер

8

Завышенная с.

Предпочитаемый

9

Завышенная с.

Пренебрегаемый

10

Завышенная с.

Лидер


 

Анализируя обработанные данные по проведенным методикам можно сделать о том, что самооценка влияет на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками. С лидерами и предпочитаемыми хотят играть, просят советы, хотят дружить. Некоторые из группы исследуемых в методиках на самооценку получили низкий уровень самооценки, но методика «Социометрия» и метод наблюдения, показали, что дети тянуться к ним и они не относятся к группе отверженных.

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе была проанализирована психолого-педагогическая  литература по таким проблемам, как  самооценка и ее связь на развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, являются оценочные воздействия воспитателя и родителей.

В практической работе проведено диагностическое исследование в группе детского сада № 30 с использованием следующих методик:

1. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).

2. Методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации. Л.П. Пономаренко).

3. Методика «Социометрия»

4. Метод наблюдения.

По результатам диагностического комплекса методик видно, что детей с завышенной самооценкой больше, чем с адекватной и заниженной самооценкой, что является нормой для детей данной возрастной группы.

Так же было выявлено, что самооценка влияет на развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ананьев Б. Г., Психология педагогической оценки, в кн.: Труды института мозга им. В. М. Бехтерева, т. 4, Л., 1935;
  2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания.- М., 1986
  3. Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968;
  4. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи - СПб: Питер, 2003 - 507 с
  5. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.
  6. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.
  7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург, 1997.
  8. Головин С. Ю. Словарь практического психолога.
  9. Джемс У.. Психология. М. 1991.
  10. Запорожец, А. В. Психология / А. В. Запорожец. — М., 1965.
  11. Захарова А. В. Психология формирования самооценки.- Минск., 1993
  12. Зорин В. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
  13. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е. - 141 с
  14. Коломинский Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
  15. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
  16. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1978
  17. Леонтьев А.А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с
  18. Липкина А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968;
  19. Липкина А. И., Самооценка и формирование личности школьника, "Вопросы философии", 1973, № 12;
  20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.
  21. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.— 144 с.
  22. Лисина М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.
  23. Молчанова О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования
  24. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999. 
  25. Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб., 1999
  27. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.
  28. Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
  29. Тернер Дж. Социальное влияние - СПб: Питер,2003 - 256 с
  30. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина —— Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
  31. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977. 
  32. Шибутани Т. Социальная психология - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539 с

 

 

 

Приложение 1

В приложении 1 включены детские работы по методике «Лесенка».

Автор: В. Г. Щур.

 

Приложение 2

В приложении 2 включены детские работы по методике «Дерево с лесными человечками».

Автор: Д. Лампен, в адаптации. Л.П. Пономаренко

 

 


Информация о работе Самооценка и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста