Сенсорное воспитание детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель — выявление возможностей сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
2. Определить роль игр с природоведческим материалом как средства сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника.......5
1.1 Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных
и отечественных дидактических системах…………………....5
1.2 Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства…………..………….…………………....14
ГЛАВА 2. Игры с природоведческим материалом как средство
сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого
развития ……...……….…………………….…………………....29
2.1 Возможности игры как средства в сенсорного
воспитания……………………………………………………....29
2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на
сенсорное воспитание детей…...………….……….……...…...31
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого
развития в процессе игр с природоведческим материалом.....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……..........…..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сенсорное развитие в процессе игр с природным материалом.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

     Особое значение имеет сенсомоторное развитие ребенка, заключающееся в развитии мелкой моторики. Это достигается разными путями: включением движений рук по предмету в процессе его восприятия и обследования (выделение его свойств и качеств); движениями рук в воздухе имитирующим создание формы предмета в рисунке, лепке, аппликации, постукиванием пальцами по столу, ладони, передающим ритм прослушанного отрывка музыкального произведения; поглаживанием пальцами и ладонями поверхности предмета и объекта и др.)
Полезно проводить пальчиковые игры («Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка»). Можно включать и массаж пальцев обеих рук (с 4-5 лет дети могут делать это сами).
В практике используются разнообразные игры и упражнения «Мозаика», нанизывание бус, шнуровка и многие другие.
     Постепенно в результате воспитательно-образовательной работы у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основой развития всех способностей. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всестороннего развития детей; его следует осуществлять с первых дней жизни ребенка. Если этого не происходит то возможна задержка в накоплении жизненного опыта, в развитии восприятия, что неблагоприятно отражается на умственном развитии ребенка целом, формировании разнообразных видов детской деятельности.
     Н. П. Сакулина, подчеркивала роль сенсорного воспитания в успешном осуществлении разнообразных видов деятельности, писала, что включении сенсорных процессов в разные виды деятельности должно быть подчинено общим задачам умственного воспитания детей. Поэтому результаты обучения рисованию, лепке, конструированию нужно оценивать не только по качеству рисунков, поделок, построек, но и по тому, какой умственный багаж приобрели дети¹.  В книге «Сенсорное воспитание в детском саду» Н. П. Сакулина предлагает такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности.
• Восприятие целостного облика предметов.
• Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение
их свойств (формы, величины, строения и др.).
• Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева).
• Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
• Повторное целостное восприятие предмета.
В результате такой организации восприятия у детей постепенно формируется обобщенный способ обследования предметов, объектов и явлений, что позволит им в дальнейшем самостоятельно расширять и накапливать сенсорный опыт. Предложенная последовательность процесса восприятия

1Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./Под. Ред. В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой.-2-е изд., испр. и доп.-М.: «Мозайка-Синтез»,2005. –с.99.

подходит для всех возрастных групп, но для младших используется в более свернутом виде.
     Один из ведущих факторов развития ребенка — активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др.), которое формирует систему восприятия.
     Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (обонятельным, зрительным, слуховым вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного исторического периода.        Первоначальным источником восприятия информации различной модальности являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию, объединенную на различных уровнях нервной системы, кора формирует образ. Порционное поступление информации способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды (социальной, предметной, двигательной и др.) организуются межнейронные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно-функциональное и психоэмоциональное развитие ребенка. Структурно-фукциональное  развитие головного мозга
непосредственно зависит от обучения.  Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучшё ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить (приложение 1)¹.

1Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАОС, 2001.-с.13.

 

1.2      Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства

     Т.В. Башаева акцентирует внимание на том, что для каждого психологического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития¹. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
     Основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание - восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно -действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В то же время и само чувственное познание - восприятие и наглядное мышление - развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).
    Восприятие предмета, свойства, отношения всегда включает в себя обследование и сравнение. Чтобы увидеть, что предмет круглый, нужно обвести взглядом его контур - обследовать (можно также ощупать его), а затем сравнить то, что ты увидел или почувствовал, с известной тебе меркой- эталоном, В данном случае мерками-эталонами служит система геометрических форм. Если ребенок не знает, что такое круг, круглый, то само себе обследование ничто ему не даст, не позволит отличить форму этого предмета от других.
     Действия рассмотрения, ощупывания, выслушивания называются перцептивными действиями (перцепция – восприятие). Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных

1Башаева ТВ. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль,1997г.

действий и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных  человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т.д.).
     Сенсорное развитие на первом году жизни служит основой для формирования всех линий развития ребенка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.
     Первый месяц это стартовый этап в развитии сенсорных способностей, воздействие на которые в первые дни и недели жизни обеспечивает дальнейший успех как в их развитии, так и в развитии общих способностей. Новорожденный различает свет и темноту. Установлено, что уже в двадцатидневном возрасте он различает цвета, как резко различные (красный — зеленый), так и близкие, находящиеся рядом в спектральной гамме цветовые тона и их оттенки (красный, оранжевый).
     В 1,5-2 месяца младенец различает форму предметов (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник), объемные и плоскостные предметы (круг и шар, треугольная призма и плоский треугольник, прямоугольник и цилиндр т. п.). Интенсивно развивается и слух младенца. Если, находясь еще в утробе матери, он при громких звуках затихал, а потом вздрагивал, то после рождения, в 2-З недели, он активно прислушивается к звукам человеческой речи, колокольчика, погремушки и т.д. В 1,5 месяца различает звуки, отличающиеся по высоте всего на полтона¹.
     Первые 2,5-З месяца — первоначальный этап в развитий сенсорных способностей. При этом большая часть информации воспринимается дистантно с помощью органов зрения и слуха. С 2,5-3 до 5-6 месяцев происходит интенсивное накопление и развитие сенсорных впечатлений на основе осязания. Развитие движений руки позволяет ребенку сочетать их со

1Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. -- М., 2000.

зрительным восприятием. Вначале он только ощупывает предметы (распашонку, собственные руки и т. п.), не видя их. Потом учится направлять руки в сторону интересующего его предмета, схватывать и удерживать его. При этом он не только раскрывает ладонь, чтобы схватить игрушку, по и
ощупывает мелкие детали. Хватая большие и маленькие игрушки, предметы разной формы, ребенок определенным образом раскрывает ладонь и размещает пальцы — в соответствии с величиной и конфигурацией тех или иных предметов.
     В 2-2,5 месяца у ребенка появляется любимый цвет (салатовый, розовый, голубой, коричневый и даже черный). Он пристально всматривается в игрушки, ленты, предметы этого цвета, даже улыбается им. Любимый цвет обычно совпадает с цветом одежды матери или другого взрослого, который кормит ребенка.  Дети в возрасте от 2,5-3 до 5-6 месяцев любят подолгу рассматривать разнообразие цветовых сочетаний на коврах, шторах, пытаются схватить цветы, изображенные на скатерти или яркой шали.    Сенсорное развитие ребенка в возрасте от 5-6 до 9-10 месяцев характеризуется повышенным вниманием к предметам, находящимся на разном расстоянии от него. Это связано с новыми возможностями в овладении пространством, ведь в этом возрасте мальш начинает ползать, самостоятельно садиться, а потом и вставать.
     Вначале овладение пространством ограничивается расстоянием, на котором младенец может достать игрушку, протянув руку; затем -
расстоянием, на котором он может прикоснуться к игрушке, а взять ее не может, и ему надо чуть-чуть переместиться или подтащить к себе игрушку за шнурок, ленту и т.д. Постепенно, к 9-10 месяцам расстояние увеличивается до 50-150см. Начиная вставать, младенец тянется вверх за различными предметами, он с еще большим удовольствием бросает или сталкивает игрушку вниз. Он прислушивается к тому, как игрушка стучит, ударяясь об

пол, наблюдает, как она откатывается и т.д¹.
     С 9-10 месяцев и до года ребенок проявляет все больше самостоятельности при исследовании игрушек и предметов: резиновые сжимает и разжимает, металлическими стучит и т.д. Особый интерес он проявляет к сравнению величины предметов, практически овладевая умением заталкивать небольшие игрушки в подходящие емкости.
     Для развития восприятия очень важен факт узнавания исчезнувших на его глазах и появившихся вновь предметов, что и проявляется в действиях по вкладыванию и выниманию предметов, проталкиванию их в отверстия коробки, в игре в прятки и т. п. Из отрывочных впечатлений к концу 9-10 месяцев у младенца складываются целостные впечатления о предметах, наиболеё часто встречающихся в быту и имеющих практическое значение.
Упорядочению сенсорного опыта в значительной мере способствует развитие понимания речи. Ребенок по просьбе взрослого находит среди игрушек большой и маленький мяч, разные машины, куклы и т. л., узнает и показывает близких взрослых, домашних животных. Что же касается восприятия достаточно абстрактных понятий (цвет, форма, величина), то к году оно тоже совершенствуется, о чем свидетельствует умение малыша проталкивать предметы разной формы (кубик и шарик) в соответствующие отверстия коробки.
     Новым в сенсорном развитии в 10-11-месячном возрасте является также умение соотносить между собой части предметов при снимании колец со стержня пирамиды и надевании их, открывать и закрывать дверцы шкафа, выдвигать и задвигать ящики стола. Новые впечатления необходимы не только для сенсорного но и для нормального общего физического и психического развития. Недостаток впечатлений может вызвать «сенсорный голод», ведущий как к существенным задержкам в формировании личности, так и к отдаленным отрицательным результатам. Так, недостаток в развитии

1Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. М, 2000.

 

мелкой моторики в первый год жизни может отрицательно сказаться при овладении письмом в школе и др¹.
     К началу дошкольного возраста (четвертый год жизни) восприятие нормального развивающегося ребенка достигает сравнительно высокого уровня: выделение свойств и отношений объектов может  происходить не только практически, но и зрительно, с помощью перцептивных действий.  Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые пространственные отношения между ними.  Восприятие активно включается в деятельность, дает ребенку возможности при выполнении посильных, знакомых по характеру задач, предъявляемых взрослым или встречающихся в быту, находить решение значительно быстрее, эффективнее, чем раньше.
Но сами перцептивные действия в начале дошкольного возраста еще недостаточно совершенны. Произошел только первый шаг - переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной. Перцептивная деятельность должна пройти длительный путь развития. Путь от развернутых перцептивных действий, имеющих внешнее выражение, к свернутым, происходящим в мыслительном плане. Так, при складывании матрешек ребенок раннего возраста пользуется обычно практической ориентировкой в величине - он просто берет одну за другой половинки матрешки и пытается их совместить, а затем вставить друг в друга.
     Овладев системами сенсорных эталонов, дети старшего дошкольного возраста могут производить обобщение на основе выделенного свойства, определить место предмет или свойства в ряду других. Например, они могут расставить ряд матрешек по росту и вставить в этот ряд недостающую матрешку, на глаз правильно определив ее место в ряду, т.е. осуществить

1Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. — М., 2000.

 

перцептивную систематизацию.
     Усвоение систем сенсорных эталонов связано в дошкольном возрасте с усвоением слов - названий, фиксирующих эталоны. Слова-названия делают представления о свойствах и отношениях предметов более четкими, более обобщенными и одновременно дифференцированными, облегчают их использование. Эталон, не закрепленный словом, зачастую оказывается расплывчатым, приводит к смешению свойств, не может быть вызван в памяти ребенка другим человеком. Например, если мы говорим ребенку «нарисуй солнышко желтым карандашом», а он не знает слова «желтый», то берет любой карандаш - слово не вызвало у него нужного представления.
Так, на разных ступенях развития ребенка отношения чувственного и словесного постоянно изменяются. Они зависят: 1) от непосредственного жизненного опыта ребенка, т. е. прежде всего от степени знания им каждого конкретного предмета, факта, который обозначен словом; 2) от степени владения словом, которое на первых порах для ребенка еще не имеет обобщенного значения, но является лишь «именем» одного конкретного предмета; 3) от выработанного умения соотносить чувственно воспринимаемое содержание со словесным его обозначением, т. е. выражать воспринимаемое в языке. На разных ступенях развития понимания, осмысливания того, что видит глаз, осязает рука или слышит ухо, по-разному раскрываются отношения чувственного и логического, воспринимаемого и обозначаемого¹.
     К концу дошкольного возраста нормально развивающиеся дети обычно знают названия всех основных сенсорных эталонов. Наряду с овладением восприятием свойств и отношений предметов у ребенка-дошкольника развивается ориентировка в пространстве, складывается представление о пространстве. Ориентировка в пространстве возникает на основе сложившегося ранее учета пространственных свойств и отношений

1Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей 1/ Вопросы детской и общей психологии /Под ред. Б. Г. Ананьева. - М., 1990.

предметов. Одновременно изменяется и восприятие отдельных предметов в целом - целостное восприятие предметов. Оно становится более четким и одновременно более расчлененным - ребенок не только хорошо представляет себе общие очертания предмета, но и умеет выделять его существенные части, правильно представляет себе их форму, соотношение по величине, пространственное расположение. Это дает детям возможность безошибочно складывать разрезные картинки (кубики), узнавать целое по части, дорисовывать предметы, складывать их из готовых форм и т.п.

     Можно охарактеризовать несколько уровней сенсорного развития, каждый из которых следует рассматривать как отправную точку в работе с детьми, определить основные этапы работы по сенсорному воспитанию¹.
1-й уровень. Ребенок фиксирует внимание на объекте, следит за его передвижением в пространстве, стремится захватить, выполняет простейшие манипуляции. Еще не может установить тождество предметов, не использует поисковые способы ориентировки, решает наглядно-практическую задачу силой, например, безуспешно пытается протолкнуть кубик в круглую прорезь Почтового ящика. Инструкцию <дай такую же куклу, такой же мячик не выполняет. Словесного обозначения свойств предметов еще не понимает и самостоятельно не употребляет. При нормальном развитии такого уровня достигает годовалый ребенок.
2-й уровень. Ребенок овладевает соотносящими действиями на уровне практических проб, используя их, находит идентичные предметы, не выделяя конкретных свойств. Выполняет инструкцию «дай такую же куклу, машинку, мячик», подбирает парные картинки. Начинает понимать, что предметы могут быть одинаковыми и разными. Этого уровня развития ребенок в норме достигает к 2 годам.

Информация о работе Сенсорное воспитание детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом