Сенсорное воспитание детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель — выявление возможностей сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом.
Задачи:
1. Провести анализ состояния проблемы сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в практике дошкольного образования.
2. Определить роль игр с природоведческим материалом как средства сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Значение сенсорного воспитания в развитии дошкольника.......5
1.1 Анализ подходов к сенсорному воспитанию в зарубежных
и отечественных дидактических системах…………………....5
1.2 Особенности сенсорного воспитания на протяжении дошкольного детства…………..………….…………………....14
ГЛАВА 2. Игры с природоведческим материалом как средство
сенсорного воспитания детей с III уровнем речевого
развития ……...……….…………………….…………………....29
2.1 Возможности игры как средства в сенсорного
воспитания……………………………………………………....29
2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на
сенсорное воспитание детей…...………….……….……...…...31
ГЛАВА 3. Проект педагогической деятельности воспитателя по
сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого
развития в процессе игр с природоведческим материалом.....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...……..........…..48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

диплом сенсорное развитие в процессе игр с природным материалом.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1 Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.

2Газман О.С. О понятии детской игры// Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. тр.
— Новосибирск, 1989.

3 Запорожец А.I3. Психологическое развитие ребенка. — М., 1986. — с. 37.

 

2.2 Влияние игр с природоведческим материалом на сенсорное развитие детей с III уровнем речевого развития

     Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. в более старшем возрасте дети замораживают покрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

     Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т.д.

     Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т.д.

     Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

     Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

     Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) "ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".

     С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

     Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

     В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
     Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

     Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса задания усложняются: воспитанникам показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать, и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

     Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Однако, как подчеркивает А. Р. Лурия (см.: Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1986. - Т. 1. - С. 149), роль речи этим не исчерпывается. Возрастающее влияние словесной регуляции поведения ребенка проявляется и в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в себе самом, в выработке новых знаний и умений.

     Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагают вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

     Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из природных материалов. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

     Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

     В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

     Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

     Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно - образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА3. Проект педагогической деятельности воспитателя по сенсорному воспитанию детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом

Подготовка и условия реализации проекта

     Данный проект может быть реализован  на базе Государственного Дошкольного Образовательного учреждения №352, работающего по «Программе воспитания и обучения в детском саду»/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, в группе для детей с            III уровнем речевого развития.

      Основной целью данного проекта является изучение  уровня сенсорного развития детей с III уровнем речевого развития и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предпо­лагается:

1-  Получить более полную картину сенсорного развития детей дошкольного возраста с III уровнем речевого развития.

2- Определить потенциальные возможности сенсорно развития детей этой категории.

      Общеобразовательные цели:

Научить детей самостоятельно придумывать поделки из природного материала.

Развивать способность усовершенствовать и изменять поделки, самостоятельно заменять один природный материал другим.

      Основной  задачей проекта является формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий у детей с III уровнем речевого развития.

      Общеобразовательные  задачи:

Научить детей изготавливать поделки из природного материала.

Учить детей работать по образцу и умению «читать» схему.

Учить детей изменять, дополнять поделки.

Развивать способность заменять один природный материал другим.

Формировать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. 

        Среда является одним из основных условий развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.  Для правильной организации работы с природным материалом надо, чтобы были созданы хорошие условия: правильно подобранная мебель, освещение, инструмент, достаточное количество природного материала, наглядные пособия в виде уже готовых поделок из природного материала (сделанных воспитателем), наглядно – методической литературы с иллюстрациями поделок из природного материала с методикой их применения. Рабочие места должны быть достаточно просторны, чтобы дети не мешали друг другу, а их работы не смешивались. Столы должны стоять так, чтобы на них падало как можно больше  естественного и искусственного света. Помещение должно быть достаточно светлое, просторное, хорошо проветриваемое. Для более продуктивной деятельности количественный состав 8 – 10 детей.      

        Формы организации образовательного процесса включают в себя:

1.  Наблюдения на прогулках, организация экскурсий и походов в лес, парк, Ботанический сад.  Поход за материалами – это не просто прогулка, в которой дети идут при воспитателе гурьбой и бездумно созерцают окружающую их природу, главная цель похода должна быть детям ясной и конкретной.  В поисках материала дети могут отходить немного в сторону для осмотра интересных пней, зарослей кустарников, повалившихся деревьев и т.п.  В походе за природным материалом следует каждую удачную находку обсудить с ребятами тут же, на месте, чтобы разжечь в них огонёк творческого поиска. Любой поход надо использовать для развития у детей наблюдательности и любви к природе.

2. Занятия по изготовлению игрушек (поделок) из природного материала, организация игр из готовых поделок.

Принципы, используемые в работе с детьми с ОНР:

1.              Принципы комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности.

2.              Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества в обучении и воспитании.

3.              Последовательности и систематичности в обучении и воспитании.

4.              Наглядности.

5.              Доступности.

6.       Индивидуальный подход к каждому ребенку.

        В результате проведения работы с детьми ожидается повышение уровня сенсорного воспитания. Развитие сенсомоторики – согласованность в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий – все это важно для развития речи, подготовки руки к письму, и к учебной деятельности. Усваивание системы сенсорных эталонов и овладение перцептивными действиями. Расширение представления  детей об окружающем мире.  Развитие личности ребёнка, воспитание его характера, формирование самоконтроля и самооценки, умение планировать свою деятельность.

     Диагностический материал для определения уровня сенсорного развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

      Предварительная работа:

1.      Вопросы для выяснения развития ориентировки в свойствах предметов.

2.      Составить таблицу «Показатели знания сенсорных эталонов» (Приложение 2).

3.      Анализ полученных результатов.    

      Материал: Незнакомые ребенку игрушки, имеющие разные признаки.

      Ход исследования: Перед ребенком  поочередно ставят игрушки, которые он рассматривает 1-2 минуты. После этого говорят: «Опиши игрушку». Если ребенок затрудняется, уточняют: «Расскажи, какая она».

      Схема анализа данных:

Информация о работе Сенсорное воспитание детей с III уровнем речевого развития в процессе игр с природоведческим материалом