Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа
Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.
Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78
Ход выполнения: испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
Выводы:
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.[9].
Методика «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».
Цель: изучить социометрический статус каждого ребенка в группе.
Экспериментальный материал: инструкция и бланк ответного листа.
Инструкция: данная методика предполагает выбор партнера для совместной акции путем ответа на вопросы типа: “С кем бы ты хотел?”. Такие вопросы называются критериями выбора.
Порядок проведения исследования: каждый член группы (класса) должен написать фамилии тех, кого он выбирает. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
Вопросы:
1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?
2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
3. Кто тебе больше всех нравится в классе?
4. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?
5.С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?
Обработка полученных данных:
На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в классе в системе межличностных отношений.
Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации (социограмма), она состоит из четырех концентрически расположенных окружностей, в которые помещают все номера учащихся класса.
В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов - “Звезда”. Однако, “звезд” в группе немного - 1-2, реже - 3-4 человека. Во второй круг - «предпочитаемых», имеющих среднее количество выборов, в третий - «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего, в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора).
Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный - сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). [14].
Методика «Тест школьной тревожности Филипса»
(приложение)
Цель: определить уровень и характер тревожности у детей школьного возраста.
Экспериментальный материал: опросник с инструкцией и бланк ответного листа.
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны».
Ход выполнения:
Опросник
Обработка результатов и интерпретация:
Ответы, не совпадающие с ключом (таблица 1), свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:
1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте (таблица 2). Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.
Ключ
1 - |
11 + |
21 - |
31 - |
41 + |
51 - |
2 - |
12 - |
22 + |
32 - |
42 - |
52 - |
3 - |
13 - |
23 - |
33 - |
43 + |
53 - |
4 - |
14 - |
24 + |
34 - |
44 + |
54 - |
5 - |
15 - |
25 + |
35 + |
45 - |
55 - |
6 - |
16 - |
26 - |
36 + |
46 - |
56 - |
7 - |
17 - |
27 - |
37 - |
47 - |
57 - |
8 - |
18 - |
28 - |
38 + |
48 - |
58 - |
9 - |
19 - |
29 - |
39 + |
49 - |
|
10 - |
20 + |
30 + |
40 - |
50 - |
Выводы:
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты.
3. Фрустрация потребности
в достижении успеха - неблагоприятный
психический фон, не позволяющий
ребенку развивать свои
4. Страх самовыражения - негативные
эмоциональные переживания
5. Страх ситуации проверки
знаний - негативное отношение и
переживание тревоги в
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу - особенности
психофизиологической
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.[32].
Таблица 2
Факторы |
№ вопроса |
1.Общая тревожность в школе |
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; |
2.Переживание социального стресса |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; |
3.Фрустрация потребности |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; |
4.Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45; |
5.Страх ситуации |
2, 7, 12, 16, 21, 26; |
6. Страх не соответствовать |
3, 8, 13, 17, 22; |
7. Низкая физиологическая |
9, 14, 18, 23, 28; |
8. Проблемы и страхи |
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; |
Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью