Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа
Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.
Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78
Методика: «Опросник Басса-Дарки»
Цель: диагностика уровня агрессии.
Экспериментальный материал: опросник с инструкцией и бланк ответного листа.
Инструкция: Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
Ход выполнения:
Опросник
Обработка результатов:
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия
– использование физической
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность
к проявлению негативных
4. Негативизм – оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность –
в диапазоне от недоверия и
осторожности по отношению к
людям до убеждения в том, что
другие люди планируют и
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия: "да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение: "да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: 2,35,69
4. Негативизм: "да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида: "да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность: "да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66,74,75
7. Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"=0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Выводы:
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.[32].
Цель: методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Экспериментальный материал: опросник с инструкцией и бланк ответного листа.
Инструкция: предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Ход выполнения:
Опросник
Обработка результатов:
П |
Т |
Ч |
З |
Х |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а | ||
7б |
8а |
8б | ||
9а |
9б |
|||
10а |
10б |
|||
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
16б |
17а | ||
17б |
18а |
18б | ||
19a |
19б |
|||
20а |
20б |
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Выводы: если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.[37].
2.2.Коррекционно – развивающая программа по повышению социализации подростков с умственной отсталостью
Целью данной коррекционной программы является оптимизация условий для социализации развевающийся личности, предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков, работа по снижению школьной тревожности, развитие навыков эффективного общения со сверстниками и другими людьми, а так же создание благоприятных условий для самореализации и саморазвитие личности, в формирование у школьников профессиональной направленности.
Задачи программы:
1.Развитие у подростков умения снижать уровень эмоционального напряжения.
2.Снизить тревожность учащихся.
3.Сформировать у подростков адекватную самооценку.
4.Смормировать навыки саморегуляции.
5.Формирование и закрепление
навыков эффективной
6.Профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями.
Данная программа (таблица 4) рассчитана на подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7-9 классе.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Методы: игра, беседы, рисование.
Условия проведения: занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность 40-45 мин. Количество участников 10 человек (6 девочек и 4 мальчика).[16,с.104].
Занятие включает в себя следующие этапы:
1.Создание эмоционального настроя.
2.Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
3.Создание у каждого
участника чувства
4.Закрепление положительных эмоций от работы.
Таблица 4
Коррекционная программа по повышению социализации подростков с умственной отсталостью
№ Занятия |
Тема |
Содержание |
Задачи |
Занятие № 1 |
«Знакомство». |
Упражнения: «Знакомство», «Снежный ком», «Правила в группе». |
Познакомить детей друг с другом, принятие правил в группе. |
Занятие № 2 |
Занятие по снижению агрессивности у
|
Упражнения: «Ящик с обидами», «Кричи громче», «Походка», «Я такой, какой я есть. Я такой, каким хотел бы быть». |
По средствам активных действий выплеснуть свои негативные переживания. |
Занятие № 3 |
Занятие по снижению агрессивности у |
Упражнения: «Моя просьба», «Моя критика», «Просьба», «Три объекта». |
Умение отвечать на критику так, чтобы отстаивать свои права и уважать интересы других. |
Занятие № 4 |
Занятие по снижению агрессивности у |
Упражнения: «Холодное-горячие», «Изобрази настроение», «Слепой скульптор». |
Проекция положител. динамики |
Занятие № 5 |
Занятие по снижению
школьной тревожности: «Школьные страхи». |
Упражнение «В магазине зеркал», обсуждение понятия «страх», рассказ о школьных страхов, рисование школьных страхов, упражнение «Рисуем картинки в уме». |
Осознание понятия "страх", повышение мотивации в работе с собственными чувствами, страхами, обучение навыкам расслабления и саморегуляции. |
Занятие № 6 |
Занятие по снижению школьной тревожности: "Снятие школьной тревожности". |
Гимнастика «Гномики». Упражнения: «Мальчик по имени наоборот», «Мысли и настроение». |
Снятие тревожности, напряжения, развитие уверенности в себе, формирование навыков расслабления, саморегуляции. |
Занятие №7 |
Занятие по снижению
школьной тревожности: «Закрепление позитивного
отношения к школе" |
Игры: «Ласковое имя», «Прогулка по сказочному лесу», «Школа для людей», Упражнение «Кошмарный учитель». |
Формирован. положительного отношения к школе, снятие тревожности. |
Занятие № 8 |
Занятие по формирования межличностных отношений: «Умение слушать, умение вести разговор». |
Упражнения: «Слушаем молча», «Умение вести разговор», игра-тренинг «Таможня». |
Развитие коммуникативн. способностей участников,формирован. и закрепление у участников навыков эффективной коммуникации. |
Занятие № 9 |
Занятие по формирования межличностных отношений: «Осознание проблем в отношениях с людьми». |
Упражнение «Мои проблемы», Игра «Крокодил». |
Осознание проблем в отношениях с людьми. |
Занятие № 10 |
Занятие по формирования межличностных отношений: «Смирение в отношениях с людьми. Обратная связь». |
Упражнения: «Телеграммы», «Я реальный, идеальный, глазами других». |
Формирование способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, так же ставить задачи самопознания в общении и решать их, используя полученный опыт. |
Занятие № 11 |
Занятие на формирование адекватной самооценки: «Выражение своего я». |
Упражнения: «Конверт откровений», «Мои сильные стороны», «Мои добрые дела». |
Выразить себя в рассказе. |
Занятие № 12 |
Занятие на формирование адекватной самооценки: «Выражение себя». |
Упражнения: «Контраргументы», «Представьте себя ребенком», «Иностранное имя». |
Тренировка навыков выражать свои ощущения. |
Занятие № 13 |
Занятие на формирование адекватной самооценки: «Самооценка». |
Упражнения: «Моё лучшие качество», «Прокуроры и адвокаты». Подведение итогов. |
Осознание возможности формирования адекватной самооценки. |
Занятие № 14 |
Занятие по формированию профессиональной зрелости: «Введение в профессию». |
Игры: «Поступь профессий», «Самая-самая», «Ассоциации». |
Профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями. |
Занятие № 15 |
Занятие по формированию профессиональной зрелости: «Профориентация». |
Игры: «Профессия-специальность», «Кем я хочу стать?», «Цепочка профессий». |
Формиров. у школьников профессиональной
направленности, когда ими осознаются
интересы, способности, ценности, связанные
с выбором профессии. |
Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью