Социализация подростков с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы социализации подростков с умственной отсталостью, обусловлено поиском эффективной модели психолого-педагогической поддержки процесса саморазвития умственно отсталых учащихся в образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности в быту и профессиональной ориентации.
В разработке современных средств и содержания психолого-педагогической программы социализации подростков с умственной отсталостью большое значение имеет изучение особенностей их психического развития на данном возрастном этапе.
Цель исследования: выявить особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4Глава I. Теоретические основы изучения особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….7
1.1.Понятие социализации………………………………………………………7
1.2.Особенности подросткового возраста детей с умственной отсталостью.15
1.3.Особенности процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………………………22
Глава II. Методические основы исследования особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью…………………….27
2.1.Диагностическая программа по выявлению особенностей процесса социализации подростков с умственной отсталостью………………………...27
2.2.Характеристика программы повышения социализации подростков с умственной отсталостью………………………………………………………...47
Глава III. Экспериментальная работа по выявлению особенностей социализации подростков с умственной отсталостью. …………………53
3.1.Результаты, полученные по методике «Исследования самооценки
Дембо-Рубинштейн»…………………………………………………...………..53
3.2.Результаты, полученные по методике «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии».……………………...…………….57
3.3.Результаты, полученные по методике «Тест школьной тревожности Филипса»…………………………………………………………………………61
3.4.Результаты, полученные по методике «Опросник Басса-Дарки»………...66
3.5.Результаты, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова»…………………………………….69
Заключение………………………………………….……………………………73
Литература……………………………………………………………………….75
Приложение………………………………………………………………………78

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 

Методика: «Опросник Басса-Дарки»

Цель: диагностика уровня агрессии.

 Экспериментальный материал: опросник с инструкцией и бланк ответного листа.

Инструкция: Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". 

Ход выполнения:

Опросник

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  5. Не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  15. Часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. В раздражении хлопаю дверьми.
  19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Требую, чтобы люди уважали мои права.
  32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. От злости иногда бываю мрачным.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Дерусь не реже и не чаще других.
  56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  60. Ругаюсь только от злости.
  61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  67. Часто думаю, что живу неправильно.
  68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре часто повышаю голос.
  74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов:

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия  – использование физической силы  против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение – готовность  к проявлению негативных чувств  при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

5. Обида – зависть и  ненависть к окружающим за  действительные и вымышленные  действия.

6. Подозрительность –  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том, что  другие люди планируют и приносят  вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло, а  также ощущаемые им угрызения совести.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7

2. Косвенная агрессия: "да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49

3. Раздражение: "да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: 2,35,69

4. Негативизм: "да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36

5. Обида: "да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность: "да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66,74,75

7. Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"=0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Выводы:

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.[32].

Методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова».

Цель: методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

Экспериментальный материал: опросник с инструкцией и бланк       ответного листа.

   Инструкция: предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?

Ход выполнения:

          Опросник

  1. а.Ухаживать за животными.  
    б.Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их.
  2. а.Помогать больным людям, лечить их.  
    б.Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы.
  3. а.Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок.  
    б.Следить за состоянием и развитием растений.
  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). 
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
  5. а.Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
  6. а.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).  
    б.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
  7. а.Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.  
    б.Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.).
  8. а.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).  
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
  9. а.Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище).  
    б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
  10. а.Лечить животных.  
    б. Выполнять вычисления, расчеты.
  11. а.Выводить новые сорта растений. 
    б.Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.).
  12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать.  
    б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
  13. а.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.  
    б.Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  14. а.Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.  
    б.Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п
  15. а.Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.  
    б.Художественно описывать, изображать события .
  16. а.Делать лабораторные анализы в больнице.  
    б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
  17. а.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. 
    б.Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
  18. а.Организовывать культпоходы  в театры, музеи, экскурсии. 
    б.Играть на сцене, принимать участие в концерта.
  19. а.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду).   
    б.Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
  20. а.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.  
    б.Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, ЭВМ).

Обработка результатов:                                                                       Таблица 3

П

Т

Ч

З

Х

 

 

 

 

 

 

 

10а

   

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19a

 

19б

 

20а

   

20б

 

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.

          Выводы: если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.[37].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Коррекционно  – развивающая  программа по  повышению социализации подростков с умственной отсталостью

Целью данной коррекционной программы является оптимизация условий для социализации развевающийся личности, предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков, работа по снижению школьной тревожности, развитие навыков эффективного общения со сверстниками и другими людьми, а так же создание благоприятных условий  для самореализации и саморазвитие личности,  в  формирование у школьников профессиональной направленности.

 

Задачи программы:

1.Развитие у подростков умения снижать уровень эмоционального напряжения.

2.Снизить тревожность  учащихся.

3.Сформировать у подростков  адекватную самооценку.

4.Смормировать навыки  саморегуляции.

5.Формирование и закрепление  навыков эффективной коммуникации.

6.Профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями.

 

 Данная программа (таблица 4) рассчитана на подростков, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7-9 классе.

Форма проведения занятий: фронтальная.

Методы: игра, беседы, рисование.

Условия проведения: занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность 40-45 мин. Количество участников 10 человек (6 девочек и 4 мальчика).[16,с.104].

Занятие включает в себя следующие этапы:

1.Создание эмоционального  настроя.

2.Игры, направленные на  коррекцию  эмоционально-волевой  сферы.

3.Создание у каждого  участника чувства принадлежности  к группе.

4.Закрепление положительных  эмоций от работы.

Таблица 4

Коррекционная программа по повышению социализации подростков с умственной отсталостью

№ Занятия

Тема

Содержание

Задачи

Занятие № 1

«Знакомство».

Упражнения: «Знакомство», «Снежный ком», «Правила в группе».

Познакомить детей друг с другом, принятие правил в группе.

Занятие № 2

Занятие по снижению агрессивности у подростков: «Спустите пар».

 

Упражнения: «Ящик с обидами», «Кричи громче», «Походка», «Я такой, какой я есть. Я такой, каким хотел бы быть».

По средствам активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Занятие № 3

Занятие по снижению агрессивности у подростков: « Моя критика».

Упражнения: «Моя просьба», «Моя критика», «Просьба», «Три объекта».

Умение отвечать на критику так, чтобы отстаивать свои права и уважать интересы других.

Занятие № 4

Занятие по снижению агрессивности у подростков: « Все вокруг хорошо.

Упражнения: «Холодное-горячие», «Изобрази настроение», «Слепой скульптор».

Проекция положител. динамики

Занятие № 5

Занятие по снижению школьной тревожности: «Школьные страхи». 

Упражнение «В магазине зеркал», обсуждение понятия «страх», рассказ о школьных страхов, рисование школьных страхов, упражнение «Рисуем картинки в уме».

Осознание понятия "страх", повышение мотивации в работе с собственными чувствами, страхами, обучение навыкам расслабления и саморегуляции.

Занятие № 6

Занятие по снижению школьной тревожности: "Снятие школьной тревожности".

Гимнастика «Гномики». Упражнения: «Мальчик по имени наоборот», «Мысли и настроение».

Снятие тревожности, напряжения, развитие уверенности в себе, формирование навыков расслабления, саморегуляции.

Занятие №7

Занятие по снижению школьной тревожности: «Закрепление позитивного отношения к школе" 

Игры: «Ласковое имя», «Прогулка по сказочному лесу», «Школа для людей», Упражнение «Кошмарный учитель».

Формирован. положительного отношения к школе, снятие тревожности.

Занятие № 8

Занятие по формирования межличностных отношений: «Умение слушать, умение вести разговор».

Упражнения: «Слушаем молча», «Умение вести разговор», игра-тренинг «Таможня».

Развитие коммуникативн. способностей участников,

формирован. и закрепление у участников навыков эффективной коммуникации.

Занятие № 9

Занятие по формирования межличностных отношений: «Осознание проблем в отношениях с людьми».

Упражнение «Мои проблемы», Игра «Крокодил».

Осознание проблем в отношениях с людьми.

 

Занятие № 10

Занятие по формирования межличностных отношений: «Смирение в отношениях с людьми. Обратная связь».

Упражнения: «Телеграммы», «Я реальный, идеальный, глазами других».

Формирование способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, так же ставить задачи самопознания в общении и решать их, используя полученный опыт.

Занятие № 11

Занятие на формирование адекватной самооценки: «Выражение своего я».

Упражнения: «Конверт откровений», «Мои сильные стороны», «Мои добрые дела».

Выразить себя  в рассказе.

Занятие № 12

Занятие на формирование адекватной самооценки: «Выражение себя».

Упражнения: «Контраргументы», «Представьте себя ребенком», «Иностранное имя».

Тренировка навыков выражать свои ощущения.

Занятие № 13

Занятие на формирование адекватной самооценки: «Самооценка».

Упражнения: «Моё лучшие качество», «Прокуроры и адвокаты».  Подведение итогов.

Осознание возможности формирования адекватной самооценки.

Занятие № 14

Занятие по формированию профессиональной зрелости: «Введение в профессию».

Игры: «Поступь профессий», «Самая-самая», «Ассоциации».

Профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями.

Занятие № 15

Занятие по формированию профессиональной зрелости: «Профориентация».

Игры: «Профессия-специальность», «Кем я хочу стать?»,  «Цепочка профессий».

Формиров. у школьников профессиональной направленности, когда ими осознаются интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии. 

Информация о работе Социализация подростков с умственной отсталостью