Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.
Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61
Дипломная работа: Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад | |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
……………………………………………………………… |
4 |
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей ………… |
8 | |
1.1. Характеристика |
9 | |
1.2. Социально – психологическая
готовность детей к школе как
значимый компонент |
17 | |
1.3. Влияние детского |
29 | |
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей ………… |
36 | |
2.1.Исследование социально- |
336 | |
2.2. Сравнительный анализ
социально-психологической |
4 441 | |
2.3. Методические рекомендации ………………………….. |
53 | |
Заключение ………………………………………………… |
59 | |
Список литературы………………………………… |
61 | |
Приложения ………………………………………………… |
66 |
ВВЕДЕНИЕ
Высокие требования жизни к организации
воспитания и обучения заставляют искать
новые, более эффективные психолого-
Проблема готовности к школьному
обучению рассматривалась многими
зарубежными и российскими
Актуальность изучения социально
– психологической готовности детей
к школе посещающих и не посещающих
детский сад связана с
В психолого-педагогической литературе
встречается большое
- состояние физического и психического
здоровья, уровень морфологической зрелости
организма;
- уровень развития
- стремление занять более
- сформированность произвольности поведения;
- внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.
Психологическая и социальная готовность
ребенка к обучению в школе, а,
следовательно, и успешность его
дальнейшего обучения обусловлена
всем ходом его предшествующего
развития. Для того чтобы он мог
включиться в учебный процесс, в
дошкольном возрасте должен быть выработан
определенный уровень умственного
и физического развития, выработан
ряд учебных навыков, приобретен
достаточно широкий круг представлений
об окружающем мире. Однако недостаточно
только накопить необходимый запас
знаний, усвоить специальные умения
и навыки, так как учение –
это деятельность, предъявляющая
особые требования к личности. Чтобы
учиться, важно обладать терпением,
силой воли, уметь критически отнестись
к собственным успехам и
Сложилось определенное противоречие
между требованиями школы и готовностью
детей их принять. Сегодня значительное
количество детей, несмотря на соответствующий
возраст и имеющиеся у них
навыки и умения, испытывают большие
трудности в адаптации к
Возникает проблема исследования: определить существуют ли различия в уровне социальной и психологической готовности детей, которые воспитывались дома, по сравнению с детьми, находящихся в широком социальном окружении – в детском саду, и выяснить каковы особенности социально – психологической готовности двух групп детей.
В связи с актуальностью данной проблемы определена тема дипломной работы: «Социально – психологическая готовность к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения».
Решение данной проблемы и составляет
цель нашего исследования – влияет
ли посещение дошкольного
Объект исследования – социально – психологическая готовность ребенка к школе.
Предмет исследования – особенности социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты такие компоненты социально – психологической готовности к школе, как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками.
В соответствии с целью, объектом,
предметом и гипотезой
1. Проанализировать имеющуюся
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.
Сравнить уровень социально – психологической готовности детей к школе посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
В работе были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседы с детьми подготовительной группы детского сада и детьми, не посещающими детский сад. Анкетирование родителей, диагностический эксперимент.
Методологической базой
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.
Детский сад – первая и очень
ответственная ступень общей
системы народного образования.
Перед педагогическими
Понимание педагогами значимости и
сущности целенаправленной подготовки
детей к школе играет особую роль.
Поступление ребенка в школу
является переломным моментом в его
жизни: он вступает в новый тип
отношений с окружающими
Подготовка к школьному
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя, требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно – волевых качеств личности.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом [38, с.8].
Характеристика
«Школьная зрелость» (school maturity), «готовность к школе» (school -readiness) и «психологическая готовность к школе». Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка [55, с.237].
Рассмотрим несколько подходов изучения психологической готовности детей к школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
концентрация внимания;
аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
логическое запоминание;
сенсомоторная координация;
умение воспроизводить образец;
развитие тонких движений руки.
Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость предполагает:
уменьшение импульсивных реакций;
возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствуют:
потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения [55, с.238].
«Готовность к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л.С. Выготским считают, что «обучение ведет за собой развитие». То есть, обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе[63, с.238].
По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах:
1. Личностное – развитие