Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР!!!.docx

— 96.18 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа: Социально–психологическая  готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

 



 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     

Введение

………………………………………………………………

4

Глава 1. Теоретические  и методологические основы социально  – психологической готовности к  школе детей …………

 

8

 

1.1. Характеристика психологической  готовности детей к школе………………………………………………………….

 

9

 

1.2. Социально – психологическая  готовность детей к школе как  значимый компонент общепсихологической  готовности ребенка к школьному  обучению………………

 

17

 

1.3. Влияние детского образовательного  учреждения на социально –  психологическую готовность к  школе детей..........................................................................................

 

29

Глава 2. Практическое исследование особенностей социально  – психологической готовности к  школе детей …………

 

36

 

2.1.Исследование социально-психологической  готовности к школе детей ………………………………………………..

336

 

2.2. Сравнительный анализ  социально-психологической готовности  к школе детей, посещающих и  не посещающих детский сад……………………………………

4

441

 

2.3. Методические рекомендации  …………………………..

53

Заключение ……………………………………………………………….

59

Список литературы…………………………………………………….

61

Приложения ………………………………………………………………

66


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов  обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе  приобретает особую значимость. С  ее решением связано определение  целей и принципов организации  обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Проблема готовности к школьному  обучению рассматривалась многими  зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел, Д.Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.

Актуальность изучения социально  – психологической готовности детей  к школе посещающих и не посещающих детский сад связана с произошедшими  за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все  более высокие требования, предъявляются  к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий формирования психологической и социальной готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:  
- состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;

- уровень развития познавательной  деятельности и речи;

- стремление занять более значимую  социальную позицию;

- сформированность произвольности поведения;

- внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.

Психологическая и социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его  дальнейшего обучения обусловлена  всем ходом его предшествующего  развития. Для того чтобы он мог  включиться в учебный процесс, в  дошкольном возрасте должен быть выработан  определенный уровень умственного  и физического развития, выработан  ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений  об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас  знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение –  это деятельность, предъявляющая  особые требования к личности. Чтобы  учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись  к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение. В связи с этим, особого внимания заслуживает специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем месте в сложной системе общественных отношений [40, с.10 – 12].

Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью  детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий  возраст и имеющиеся у них  навыки и умения, испытывают большие  трудности в адаптации к школьному  обучению, основной причиной которых  является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в  зависимости от того, посещали ли они  детский сад или воспитывались  дома.

Возникает проблема исследования: определить существуют ли различия в уровне социальной и психологической готовности детей, которые воспитывались дома, по сравнению  с детьми, находящихся в широком  социальном окружении – в детском  саду, и выяснить каковы особенности  социально – психологической  готовности двух групп детей.

В связи с актуальностью данной проблемы определена тема дипломной  работы: «Социально – психологическая  готовность к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные  учреждения».

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую  готовность ребенка к школе.

Объект исследования – социально  – психологическая готовность ребенка  к школе.

Предмет исследования – особенности  социально – психологической  готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные  учреждения.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты  такие компоненты социально –  психологической готовности к школе, как: адекватная самооценка, доверительные  и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:

1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую  литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими  подходами к определению психологической  готовности ребенка к школе.

2. Рассмотреть сущность понятия  социально – психологической  готовности, проанализировать его  основные компоненты.

Исследовать влияние дошкольного  образовательного учреждения на социально  – психологическую готовность детей  к школе.

Сравнить уровень социально  – психологической готовности детей  к школе посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

В работе были использованы следующие  методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; беседы с детьми подготовительной группы детского сада и детьми, не посещающими детский  сад. Анкетирование родителей, диагностический  эксперимент.

Методологической базой исследования выступили воспитанники МДОУ № 59 «Центр развития ребенка – детский сад  «Золушка» подготовительной группы «Белочка». Группа детей 6-7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения, проживающих  в г. Норильске, посещающие группы кратковременного пребывания на базе МОУ №18 предшкольного образования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО  – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К  ШКОЛЕ ДЕТЕЙ

 

Основы формирования всесторонне  развитой личности закладываются в  дошкольном детстве. Воспитание ребенка  в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.

Детский сад – первая и очень  ответственная ступень общей  системы народного образования. Перед педагогическими работниками, организаторами дошкольного дела и  учеными в настоящее время  стоит общая задача совершенствования  всей воспитательно-образовательной  работы в детском саду и улучшения  подготовки детей к систематическому школьному обучению [37, с.13].

Понимание педагогами значимости и  сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу  является переломным моментом в его  жизни: он вступает в новый тип  отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые  формы деятельности.

Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение  уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств  личности, формирование элементов учебной  деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и так  далее [33, с.25].

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего  предшествующего развития ребенка  в дошкольном детстве. Она формируется  постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень  умственного развития, а также  сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя, требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно – волевых качеств личности.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется  в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом [38, с.8].

 
Характеристика психологической  готовности детей к школе 

«Школьная зрелость» (school maturity), «готовность к школе» (school -readiness) и «психологическая готовность к школе». Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка [55, с.237].

Рассмотрим несколько подходов изучения психологической готовности детей к школе.

Традиционно выделяются три аспекта  школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят  по следующим признакам:

дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;

концентрация внимания;

аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

логическое запоминание;

сенсомоторная координация;

умение воспроизводить образец;

развитие тонких движений руки.

Интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость предполагает:

уменьшение импульсивных реакций;

возможность длительное время выполнять  не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют:

потребность ребенка в общении  со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

способность исполнять роль ученика  в ситуации школьного обучения [55, с.238].

«Готовность к школе» представлено в работах психологов, которые  вслед за Л.С. Выготским считают, что «обучение ведет за собой развитие». То есть, обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе[63, с.238].

По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школе, должна рассматриваться в двух аспектах:

1. Личностное – развитие мотивационной  и произвольной сфер ребенка.  Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [55, с.238]. Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений». Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Вероятно, учебную мотивацию можно рассматривать как новообразование, возникающее к концу дошкольного возраста. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Это новообразование может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности. Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно [48, с.73].

Информация о работе Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад