Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР!!!.docx

— 96.18 Кб (Скачать файл)

2. Интеллектуальная готовность. Этот  компонент готовности предполагает  наличие у ребенка кругозора,  запаса конкретных знаний. Ребенок  должен владеть планомерным и  расчлененным восприятием, элементами  теоретического отношения к изучаемому  материалу, обобщенными формами  мышления и основными логическими  операциями, смысловым запоминанием. Однако в основном мышление  ребенка остается образным, опирающимся  на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная  готовность также предполагает  формирование у ребенка начальных  умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить  учебную задачу и превратить  ее в самостоятельную цель  деятельности [41, с.156].

Д.Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

умение детей сознательно подчинять  свои действия правилу, обобщенно определяющему  способ действия;

умение ориентироваться на заданную систему требований;

умение внимательно слушать  говорящего и точно выполнять  задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнять  требуемое задание по зрительно  воспринимаемому образцу.

Все выше перечисленное и есть параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе [55, с.240].

В концепции Е.Е. Кравцовой существенным показателем психологической готовности к школе является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития [37, с. 25].

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоение программного материала.

Структура УВК, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной  деятельности в стартовой готовности происходят значительные изменения, которые  приводят к появлению вторичной  готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка [48, с.126].

В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к  школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Многие зарубежные авторы, занимающиеся проблемой  зрелости детей (А. Гетцен, А. Керн, С. Штребел), указывают на отсутствие импульсивных реакций как на важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

Наибольшее количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными психическими, физическими  показателями, их влияние и взаимосвязь  со школьной успеваемостью (С. Штребел, Я. Йирасек).

По мнению этих авторов, поступающий  в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном  и социальном отношениях.

К умственной области авторы относят  способность ребенка к дифференцированному  восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению, под эмоциональной  зрелостью они понимают эмоциональную  устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам  и принятым условностям детской  группы, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника  в общественной ситуации школьного  обучения [15, с. 8 – 15].

Практически все авторы, исследовавшие  психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа  обучения качествами, которые затем  в учебном процессе развиваются  и совершенствуются.

К психологическим предпосылкам к  обучению в школе необходимо отнести  и качество речевого развития ребенка. Речь – это умение связно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.

Большое значение имеет хорошая  ориентировка ребенка в пространстве и времени. А так же физическая готовность ребенка к школьному  обучению, которая определяет изменение  в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка  необходимую для начала школьного  обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (то есть, все  параметры его развития не имеют  отрицательных отклонений от нормы  и даже иногда несколько опережают  ее). Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной  клетки, мелкой мускулатуры пальцев  рук. Это служит гарантией овладения  письмом. Так, благодаря правильному  воспитанию к концу дошкольного  возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно  справиться с новыми учебными нагрузками.

В понятие эмоционально-волевой  готовности к школе входит: желание  ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к  взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность,

усидчивость, настойчивость.

Психологическая готовность ребенка  к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов [30, 34, 35].

И так, психологическая готовность к школе – это необходимый  и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в  группе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень  актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития»  ребенка. Если «зона ближайшего развития»  ниже той, которая требуется для  освоения учебной программы в  школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников [35, с. 137].

Проблема психологической подготовки детей к школе не исчерпывается  формированием у них определенных знаний, умений, навыков, так как  все усваиваемое дошкольниками  содержание, как правило, согласовано  с их возрастными возможностями.

Основными задачами психологической  подготовки детей 6-7 лет к школе  является:

Динамическое развитие психических  процессов (восприятие память, мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности (труд, игра, учение);

Обучение детей приемам «обработки»  материала познания: отнесение предметов, явлений по признакам сходства, различия;

Развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных  суждений и др.;

Обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;

Формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия, умения легко схватывать отличительные  способности предметов, умения разбираться  в сложных ситуациях, выделять в  них главное, планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности, смекалки;

Формирование предпосылок учебной  деятельности и ее характерных черт: умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность  отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;

Формирование отношений детей  с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, его потребности  в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.

Таким образом, только тех детей, которые  соответствуют составленным критериям, можно считать готовыми к школьному  обучению. Однако, по мнению учителей начальных классов, дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т.е. не готовы к школе, чаще всего это связано с тем, что в дошкольном возрасте не реализуются все задатки ребенка, и он остается недостаточно развит в результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей.

Социально – психологическая  готовность детей к школе как

значимый компонент общепсихологической  готовности

ребенка к школьному  обучению

 

Развитие социально – психологической  готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит  как построение оптимальной программы  воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной  учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым  формам общения, новому отношению к  окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного  обучения [39, с.66]. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей  качеств, благодаря которым они  могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское  общество, действовать совместно  с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент  предполагает развитие у детей потребности  в общении с другими, умении подчиняться  интересам и обычаям детской  группы, развивающиеся способности  справляться с ролью школьника  в ситуации школьного обучения.

Д.Б. Эльконин пишет, что «у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития» [66, с.136].

Для того чтобы понять механизмы  формирования социальной готовности к  обучению в школе, необходимо рассмотреть  старший дошкольный возраст через  призму кризиса семи лет. Критический  период семи лет связан с началом  школьного обучения. Старший дошкольный возраст – это переходная ступень  в развитии, когда ребенок уже  не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада.

По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознание ребенка его внутренней и внешней жизни. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника [48, с. 72].

Одним из важнейших достижений этого  возрастного периода является осознание  своего социального «Я», формирование «внутренней социальной позиции». Он впервые осознает расхождение между  тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более  «взрослое» положение в жизни  и выполнять новую, важную не только для себя самого, но и для других людей деятельность. Появление такого стремления подготавливается всем ходом  психического развития ребенка и  возникает на том уровне, когда  ему становится доступными осознание  себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе  человеческих отношений. Если переход  к новому социальному положению  и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает  чувство неудовлетворенности, которое  и находит свое выражение в  негативной симптоматике кризиса семи лет [54, с. 73].

Можно сделать вывод, рассматривая старший дошкольный возраст как  кризисный или переходный период развития:

Кризисы развития неизбежны и в  определенное время возникают у  всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, а  у других очень болезненно.

Независимо от характера протекания кризиса, появления его симптомов  говорит о том, что ребенок  стал старше и готов к более  серьезной деятельности и более  «взрослым» к отношениям с окружающим.

Главное в кризисе развития не его  негативный характер, а изменение  в детском самосознание – формирование внутренней социальной позиции.

Проявление кризиса шести –  семилетнего возраста говорит о  социальной готовности ребенка к  обучению в школе [48, с.76].

Говоря о связи кризиса семи лет с готовностью ребенка  к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявления невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера. Давно  замечено, что кризисы развития в  наиболее яркой форме проявляются  в семье. Это происходит потому, что  образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых  учитывается возрастные изменения  детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. И потому нередки  расхождения мнений воспитателей и  родителей в оценке поведения  детей шести – семилетнего  летнего возраста.

Информация о работе Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад