Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 13:15, дипломная работа

Краткое описание

Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования – влияет ли посещение дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность ребенка к школе. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены его основные задачи:
1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
2. Рассмотреть сущность понятия социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты.
3. Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на социально – психологическую готовность детей к школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей …………8
1.1. Характеристика психологической готовности детей к школе………………………………………………………….9
1.2. Социально – психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению………………17
1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально – психологическую готовность к школе детей..........................................................................................29
Глава 2. Практическое исследование особенностей социально – психологической готовности к школе детей …………36
2.1.Исследование социально-психологической готовности к школе детей ………………………………………………..36
2.2. Сравнительный анализ социально-психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад……………………………………43
2.3. Методические рекомендации …………………………..
Заключение ……………………………………………………………….59
Список литературы…………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИМЕР!!!.docx

— 96.18 Кб (Скачать файл)

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

Положительная оценка ребенка как  личности, демонстрация доброжелательного  к нему отношения («Я знаю, ты очень  старался», «Ты умный мальчик» и  т.д.).

Указания на ошибки, допущенные при  выполнении задания, или нарушения  норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул  Машу»). Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри  на этот рисунок, у зайчика головка  меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).

Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

Выражение уверенности в том, что  у него все получится («Зайчик  выйдет красивым; «Он не будет больше толкать девочек»).

Для формирования навыков, необходимых  в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых  качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).

Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей  дошкольного возраста:

Оптимизация родительско – детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

Оптимизация отношений ребенка  со сверстниками: необходимо создать  условия для полноценного общения  ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину  и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

Расширение и обогащение индивидуального  опыта ребенка: чем разнообразнее  деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для  проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

Развитие способности анализировать  свои переживания и результаты своих  действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При  этом важно формировать у ребенка  уверенность, что он справится с  трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Методические рекомендации учителям начальных классов:

В.В. Зинченко, была разработана методика активизации межсубъектных взаимодействий учащихся на основе их включения в коммуникативные ситуации, которая отражает логику поэтапного формирования социальной активности. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия учащихся в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения [29, с.9 – 14].

В основе данной методики лежит включение  младших школьников:

• Формирование социального доверия  младших школьников друг к другу;

• Развитие социальных эмоций младших  школьников;

• Формирование умения отстаивать собственную  позицию в процессе общения;

• Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.

1. Коммуникативно-исполнительские  ситуации предполагают формирование  у младших школьников потребности  налаживании межличностных контактов  в ходе совместной деятельности, при этом процесс межличностного  взаимодействия основывается на  четком исполнении этических  норм и правил поведения в  обществе, которые подробно разъясняются  учащимся перед началом совместной  работы, а затем многократно повторяются  по ходу ее выполнения.

Для усвоения и закрепления младшими школьниками норм и правил поведения  в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение – диалогов учащимися  и др. (Приложение 14).

2. Коммуникативно-адаптивные ситуации  направлены на формирование у  младших школьников стремления  реализовывать конструктивное общение  с партнерами в совместной  деятельности; они организуются  на внеурочных мероприятиях. При  этом имеет место стимулирование  стремлений учащихся согласовывать  свои действия с требованиями  других участников, включенных в  различные ситуации (Приложение 14).

3. Следующая группа заданий называется  коммуникативно-творческие ситуации. Они направлены на развитие  у младших школьников умений  и навыков анализа собственной  позиции в процессе взаимодействия  с партнерами и оценки результата  совместных действий.

Ситуации данного типа предполагают определенный уровень сформированности рефлексивного компонента у учащихся, поэтому используются на заключительном этапе формирования социальной активности (Приложение 14).

Для преодоления отчуждения между  детьми, еще мы советуем педагогам  использовать игры, помогающие поднять  ребенка выше в глазах сверстников  и наладить эмоциональный контакт  между ними.

1 группа игр: сюжетно-ролевые  игры, в которых партнеры принимают  на себя равноправные роли;

2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое  сближение ребенка с другими  героями;

3 группа игр: с помощью этой  группы игр, можно переключить  внимание на сверстников. Эти  игры формируют умение замечать  конкретного ребенка, выделять  его среди других по признакам,  устанавливающим контакты. Например: «Кто позвал?», «Ходит Ваня»,  «Лови мяч», «Каравай» (Приложение 18).

Проводя эти игры, нужно поручать «пренебрегаемым» и «изолированным» детям роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, на сколько хорошо он справился с ролью ведущего.

Существует еще один способ оптимизации  общения ребенка в группе сверстников  – научить его понимать эмоциональные  состояния других и свои собственные  и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные  упражнения, игры, этюды.

Развитие эмоционально – коммуникативных  умений у дошкольников:

Знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями;

Обучение распознаванию эмоций;

Обучение произвольному выражению  различных эмоциональных состояний;

Игры для развития коммуникативных  умений («Клубочек», «Найти друга», «Дотронься до …», «Сиамские близнецы», «Поводыри»).

Для успешной адаптации первоклассников, старших дошкольников и учеников начальной школы, мы предлагаем серию  сказок, которая состоит из пяти «Лесных сказок».

Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели  в детском саду. Дети выбирают удобную  позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории. Для школьников такие приятные вечера часто остаются в памяти как воспоминание о беззаботном детстве. Родители все реже читают детям вслух. Школьники  читают сами, и, скорее всего, не сказки, а программные произведения. Но бывают моменты, когда хочется вернуться  в мир детства, вновь почувствовать  теплоту и единство семьи.

Предлагаемые сказки о героях из «Лесной школы» дети с нетерпением  ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать  и любить (Приложение 15).

После сказок для школьной адаптации  предложите детям поупражняться  в сочинении правил – стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит  положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию  дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут  педагогу выявить удовлетворенность  детей школьным обучением, наличие  у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Готовность к школе детей  является результатом всей воспитательно-образовательной  работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положение  школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному  обучению является ребенок, которого школа  привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной  сферы ребенка. К началу школьного  обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная  устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Психологическая готовность к школьному  обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых  к школьному обучению, с целью  проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Социально – психологическая готовность включает сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, можно сделать  вывод, что наша гипотеза подтвердилась: у детей посещающих дошкольное учреждение в сравнение с детьми воспитывающими дома более развиты такие компоненты социально – психологической  готовности к школе, как: адекватная самооценка, доверительные и конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками. О чем свидетельствуют результаты практического исследования.

Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое  непосредственное влияние на уровень  его готовности к школе. Оптимального уровня готовности к школе может  достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие  в школу дети, не имея опыта посещения  дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при  высоких показателях интеллектуального  развития. Это объясняется тем, что  некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным  и индивидуализированным вниманием  родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в  познавательной сфере, но часто не имеют  достаточного опыта взаимоотношений  и вообще стоят на эгоцентрической  личностной позиции.

Чтобы ребенок, не посещающий детский  сад, имел высокий уровень психологической  готовности к школе, родителям главное  не научить считать, писать и читать. Основной акцент необходимо сделать  на мотивационное развитие ребенка, а именно – развитие социально  – психологических качеств. Задача взрослого сначала пробудить  у ребенка желание научиться  чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических  функций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2 Агапова И.Ю., Чеховская В.Б.  Подготовка детей к школе // Начальная школа. – 2004. – №  3. – С. 19 – 20.

3 Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе // Мир психологии. – 1996. – № 1. – С. 147 – 170.

4 Артемова Л. Формирование социальной  активности // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 4. – С. 39 – 41.

5 Афонькина Г.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

6 Бабаева Т.И. У школьного  порога // Дошкольное воспитание. –  2006. – № 6. – С. 13 – 15.

7 Бороздина Л.В., Рощина Е.С. Влияние  уровня самооценки на продуктивность  учебной деятельности // Новые исследования  в психологии. – 2002. – № 1. С. 23 – 26.

8 Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 159 с.

9 Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.

10 Взаимосвязь познавательной и  социальной активности младшего  школьника: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. С.П. Баранов. – М.: МГПИ, 1983. – 186 с.

11 Возрастная и педагогическая  психология: Хрестоматия / Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. – М.: Academia, 2003. – 368 с.

12 Возрастная психология: Личность  от молодости до старости: Учебное  пособие для вузов / Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. – М.: Педагогика, 2001. – 272 с.

13 Воспитание и обучение детей  шестого года жизни: Кн. для  воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1999. – 158 с.

14 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.

15 Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 1008 с.

16 Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 45 – 50.

17 Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников / Под ред. Е.Л. Ерохиной. – М.: Олимп, 1999. – 160 с.

18 Готовимся к школе: Практические задания. Тесты. Советы психолога / Сост.: М.Н. Кабанова. – С.-Пб.: Нева, 2003. – 224 с.

19 Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. - Томск, 1992. – 160 с.

Информация о работе Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад