Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 646.23 Кб (Скачать файл)

 

 Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО  «Городецкий Губернский колледж»

 

 

Специальность 050711

«Социальная педагогика»

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

Тема: Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА

 

 

 

 

 

                                                 Веснина Ирина Сергеевна

                                                            Студентка 6 «С» группы

                                                            Руководитель:Горшенина

                                                                     Елена Анатольевна

       Рецензент: Спицына 

       Надежда Ивановна

 

 

 

 

Городец

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….

1.1.  Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….

1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..

1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………

Выводы ………………………………………………………...................

Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..

2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………

2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………………… 

2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………

Выводы …………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Литература ………………………………………………………………….

Список приложений……………………………………………………….

Приложения………………………………………………………………… 

3

 

 

7

7

 

17

 

27

38

 

40

 

40

 

 

49

 

 

68

74

76

79

83

84


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время все  чаще рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Общепризнанно, что это особый тип нарушения психического развития, возникающего на основе биологической дефицитарности нервной системы ребенка (В.Е.Каган, В.М.Башина, К.С.Лебединская, О.С.Никольская, В.В.Лебединский, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг  и др.). По международной классификации МБА-10 детский аутизм относится к нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.

Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом имеет своей целью возможно более полную социализацию ребенка. При этом, среди задач развития одной из важнейших является формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовой адаптации, в том числе санитарно-гигиенических навыков,  позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.

Разнообразная и яркая  картина аффективных проблем  и вторичных защитных установок  таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, агрессивные  и самоагрессивные проявления часто маскирует существование выраженных трудностей в освоении ими адекватных форм социального поведения. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Ребенок проявляет неспособность самостоятельно пользоваться даже имеющимися у него знаниями и умениями.  Таким образом, формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности у детей с РДА крайне затруднено, хотя и необходимо. В связи с нарушениями коммуникативной сферы у детей  практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Сюжетно-ролевая игра, свойственная детям без аномалий в развитии,   фактически отсутствует у детей с аутизмом. Именно поэтому этих детей приходится отдельно и весьма долго обучать элементарным санитарно-гигиеническим навыкам.

Ранний детский аутизм объединяет детей с разным уровнем  психического развития: с тяжелым  нарушением умственного развития   и с так называемым «блестящим»  речевым и интеллектуальным развитием. При этом важно отметить, что трудности  социально-бытовой адаптации, развития санитарно-гигиенических навыков   характерны для всех таких детей и всем требуется специальная помощь в их преодолении. В первом случае она может позволить сохранить детей в условиях семьи, повысить качество жизни ребенка и его близких, развить формы их осмысленного взаимодействия. Во втором - формирование средств социально-бытовой адаптации необходимо для овладения навыками самостоятельной жизни.

Работа по развитию санитарно-гигиенических  навыков чрезвычайно важна также  для психологической помощи семье, воспитывающей аутичного ребенка. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на его близких, как правило, усугубляется многолетним физическим напряжением. Понятно, что близким часто легче осуществлять уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных санитарно-гигиенических навыков. Однако, в этом случае складывающиеся стереотипы гиперопеки в свою очередь начинают препятствовать социальному развитию ребенка. Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят помочь преодолеть эти типичные трудности семьи.

В связи с этим представляется актуальным рассмотреть  конкретные методы и приемы формирования санитарно-гигиенических навыков детей с РДА,   определить условия их успешного применения. 

Объект исследования: санитарно – гигиенические навыки детей с РДА.

Предмет исследования – социально-педагогическая работа по  формированию санитарно-гигиенических навыков детей с РДА.

База исследования:   Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» (ГБУ РЦДПОВ)

Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА. 

Гипотеза исследования: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА     будет осуществляться успешно при следующих условиях:

- изучения и учета психологических особенностей детей с РДА, особенностей их социально-бытовой адаптации и социализации;

- включения в данную работу эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка.

Основные задачи:

    1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
    2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
    3. Разработать и реализовать коррекционно – развивающие занятия с детьми с РДА по формированию у них санитарно – гигиенических навыков.
    4. Разработать рекомендации родителям по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация.

Эмпирические: анализ документации, наблюдение, беседа, проектирование.

Данное исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (JI.C. Выготский). Путь к самостоятельности лежит в русле взаимодействия ребенка и   взрослого и проходит через совместно-разделенное действие в процессе обучения санитарно-гигиеническим навыкам, в каждодневной жизни (И.А.Соколянский,  А.И. Мещеряков).

Основой для работы стали  традиционный для российской специальной  психологии комплексный подход к  обучению и воспитанию ребенка с  проблемами, опирающийся на понимание  единства процесса когнитивного и аффективного развития ребенка; рассмотрение социально-бытового воспитания в связи с культурным развитием и эмоционально-смысловым контекстом обучения (JI.C. Выготский,  A.B.Запорожец,  В.В.Зеньковский).

Практическая значимость исследования состоит в возможности  использования его результатов при организации коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими РДА в условиях реабилитационного центра и семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РДА

 

1.1.  Клинико-психологическая характеристика детей с РДА

 

Синдром детского аутизма  как самостоятельная клиническая  единица был впервые выделен  Л.Каннером в 1943 году.

Аутизм (от латинского слова  authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом [28,6]. По мнению Браенской[1,35] ранний детский аутизм или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Легкие стертые формы раннего детского аутизма   наиболее распространены, трудно провести линию между РДА и шизоидной психопатией, формированием личности.

 Дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма, пишет Т. Питерс, отличается от различных аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью как клинической картины, так и психологической структуры нарушений [31,13].

Согласно МКБ 10 (Международная классификация болезней) выделяют:

  1. Качественное нарушение реципрокного взаимодействия, проявляющееся в неспособности использовать для социального взаимодействия визуальный контакт, мимику и жестикуляцию, не способность установления контакта со сверстниками. Нарушение реакции на других людей, отсутствии коррекции поведения в зависимости от социальной ситуации, отсутствие общих интересов с людьми.
  2. Качественные аномалии общения, проявляется в задержке формирования или полного отсутствия спонтанной речи. Неспособность начинать и поддерживать беседу. Повторяющаяся и стереотипная речь. Отсутствие спонтанных ролевых и подражательных игр.
  3. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность. Проявляется в поглощенности стереотипными и ограниченными интересами, навязчивая привязанность специфическим ритуалам. Стереотипные моторные маневризмы (вычурные движения), повышенное внимание к частям предметов или не функциональным элементам игрушек (крутить колеса у машины, хлопать ботинками) [41,5].

Комплекс внешних проявлений РДА, как выявлено во множестве исследований,   может быть экзогенно обусловлен и иметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология ЦНС. Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации - сенсорной, когнитивной и эмоциональной.    Первичный дефект создает неполноценность, и ребенок вынужден к ней приспосабливаться, стабилизировать среду своего существования, то есть аутизм это защитный компенсаторный механизм позволяющий защититься от среды. Вторично страдают социально детерминированные стороны психики: навыки опрятности, самообслуживания, трудности формирования игры [34,8].

Страдают процессы восприятия, формирующиеся в процессе предметной деятельности - планомерное исследование объекта, выделение признаков (искажено или не сформировано). Несмотря на взросление в восприятии доминирует аффективный  компонент.

Патологические особенности  развития при РДА, как выявили Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., связаны с отдельными нарушениями психического тонуса, аффективной сферы, восприятия, моторики, речи, регуляторных систем, с затруднением социальной адаптации, асинхронией развития в целом - искажения нормального взаимодействия функций. Формируется диспропорция интеллектуального развития, когда значительные достижения в одних сферах сочетаются с недоразвитием других [22,64].

В.Е. Каган выделил как наиболее значимыми в клинической картине РДА следующие признаки:

1. аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

2. стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;

3. необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);

4. особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

5. раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом) [15,25-29].

Ребенок с аутизмом, пишет  Е.К. Лютова,   погружен в мир  собственных переживаний, отгорожен  от окружающего мира, не стремится  или не переносит межличностных  контактов. Отсутствует живая выразительная  мимика и жесты, не смотрит в глаза  окружающим. Если все же фиксирует  взгляд, то он получается как бы взгляд «сквозь». Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких [24,72].

Информация о работе Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА