Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление и апробация методов и условий социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА.
Основные задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.
2. Определить особенности психического развития и уровень сформированности санитарно – гигиенических навыков у детей с РДА.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………………………….….
1.1. Клинико-психологическая характеристика детей с РДА………….
1.2. Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей……………………………………………………………….………..
1.3. Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА …………….………
Выводы ………………………………………………………...................
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………..
2.1.Диагностика сформированности санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА………………………………………………………………
2.2. Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА…………………………………………………………………………
2.3. Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА……………………………………………………
Выводы …………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………….
Список приложений……………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 646.23 Кб (Скачать файл)

 

Своевременное появление  у детей санитарно-гигиенических  навыков, указывает Р.С. Буре,  является отражением их адекватного развития и начальной социализации [6,57].

Воспитание  гигиенических  навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании таких  навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно  важный процесс социализации, вхождения  малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства  наиболее благоприятный (сензитивный) для формирования культурно-гигиенических навыков ( Т.М. Яковенко) [43,31].

Навык определяется Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной  как автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык   позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка  побуждает выполнять действие охотно и без принуждения [38,12].

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова к  культурно-гигиеническим навыкам относят навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [11,128].

В дошкольной педагогике С.А. Козлова и Т.А.Куликова выделяют группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:

а) навыки еды (аккуратно  брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.);

б) навыки ухода за своим  телом (умывание, причесывание и т. п.);

в) навыки соблюдения порядка  в помещении, пользования одеждой  и ухода за ней (быстро одеваться  и раздеваться, содержать вещи в  порядке и чистоте и т. д.) [19,157].

Таким образом, в формировании  культурно-гигиенических навыков разные авторы включают их важную составляющую - формирование навыков санитарно-гигиенического характера - умение ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.

Санитарно-гигиеническое воспитание после года направлено, по словам Е.М. Белостоцкой,  на приобщение ребенка к следующим навыкам:

- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

- умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

- мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

- пользоваться туалетом (горшком);

- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

- полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

- пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

- пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

- ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

- не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

- мыть ноги перед сном [4,65-66].

В вариативных программах ДОУ в разделах, относящихся к  физическому воспитанию, ставятся задачи формирования санитарно-гигиенических  навыков в соответствии с возрастом  детей. Так, Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией  М.А.Васильевой предусматривает следующее (таблица 2) [32,59,82,114,151,192].

                                                                                               Таблица 2

Объём и содержание санитарно-гигиенических навыков по возрастным группам

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).  

Продолжать учить детей  под контролем взрослого, а затем  самостоятельно мыть руки после загрязнения  и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить  с помощью взрослого приводить  себя в порядок. Формировать навык  пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). Чтобы облегчить  ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить  за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время   умывания. Учить полоскать рот после еды.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать  у детей опрятность, привычку следить  за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навык    полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить  за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании  закрыть рот и нос носовым  платком, отворачиваться в сторону.

Подготовительная к школе  группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром  и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым  платком, следить за своим внешним  видом, пользоваться расчёской, следить  за чистотой одежды и обуви.


 

Наиболее успешно гигиенические  навыки формируются у детей раннего  и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность  в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы  дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности [35,54].

К числу основных условий  успешного формирования санитарно  – гигиенических навыков С.А. Козлова и Т.А.Куликова относят:

- рационально организованная  обстановка,

- четкий режим дня,

- руководство взрослых[19,158].

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Это повышает интерес детей к умыванию. Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию санитарно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование санитарно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи [19,159].

Для успешного формирования санитарно-гигиенических навыков, считает Э. Степаненкова, необходимы следующие условия:

  1. организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
  2. разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
  3. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
  4. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
  5. организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
  6. безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических требований [35,47].

Для успешного привития санитарно-гигиенических   навыков А.Г.Хрипкова и др. рекомендуют использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей:

- прямое обучение,

- показ,

- упражнения в выполнении  действий в процессе дидактических  игр,

- систематическое напоминание  детям о необходимости соблюдать  правила гигиены, постепенное  повышение требований к ним [27,127].

При прямом обучении Н.П. Павлова  советует учитывать следующее:

- Обучая детей нужно  учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться  вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

- Очень важна последовательность  в обучении. Так, ребёнку легче  сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

- Постепенное усложнение  требований, переводит ребёнка на  новую ступень самостоятельности,  поддерживает его интерес к  самообслуживанию, позволяет совершенствовать  навыки [29,24].

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. и др. предлагают такие методы и приёмы привития культурно-гигиенических   навыков:

- личный пример взрослых,

- непосредственно образовательная  деятельность, формирующая знание, понимание санитарно- гигиенических норм,

- показ,

- объяснение,

- пояснение,

- поощрение, 

- беседы,

- упражнения в действиях,

- дидактические игры,

- потешки, стихотворения, пословицы, поговорки,

- игровые приемы,

- викторины, развлечения,

- прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки) [38,14-17].

Основными способами, с помощью  которых ребенок учится самостоятельности, согласно С.В. Петериной, являются следующие:

- совместные действия  со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);

- подражание (когда взрослый  показывает действие и побуждает  ребенка к его повторению, при  необходимости помогая ему своей  рукой);

- по показу (когда взрослый  демонстрирует действия и ребенок затем действует самостоятельно).

Отметим, что все эти  способы обучения ребенка используют в сочетании с речевой инструкцией, которая должна быть четкой, лаконичной, состоящей из трех-четырех слов. Вначале используются совместные действия руками ребенка, потом помощь в использовании этих действий через показ, указательный жест, словесную инструкцию [30,61].

Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки [29,24].

Желательно сочетать словесный  и наглядный методы, используя  сюжетные картинки и символы, дающие представления о последовательности выполнения действий при умывании, чистки зубов, одевании на прогулку и  т.д. При этом можно использовать русские народные потешки, приговорки, пестушки (при умывании, заплетении волос девочкам, уборке помещения, перед сном, при пробуждении и т.д.) [11,128].

Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают необходимые навыки в играх специально направленного содержания, эти игры позволяют детям применить свои знания на практике, активизируют у ребят инициативу и творчество. Помогают малышам выполнять действия по самообслуживанию с интересом и желанием, оставят яркие впечатления в душе ребёнка[13,17].

В воспитании культурно-гигиенических  навыков, как указывает Р.С. Буре, огромную роль играет педагогическая оценка отдельных поступков и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно  показать успехи в овладении новыми навыками. Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Информация о работе Социально-педагогическая работа по формированию санитарно -гигиенических навыков у детей с РДА